Потеря не приходит к Apple одна

С 2001 года звучат сообщения о том, что Apple покидают «топы» и самые ценные специалисты — инженеры и конструкторы. Объяснения этому процессу наверняка стоит искать в экономических и имиджевых изменениях, сопровождающих саму корпорацию.

Надо думать, что падение стоимости акций Apple на 36% в сентябре 2012 года является значительным поводом для разочарований, особенно для топ­менеджмента корпорации, владеющего значительными пакетами акций предприятия. Только ли это? И действительно ли так велика роль экономического фактора в вопросах лояльности персонала?

Громкие уходы стали происходить в Apple еще в начале 2011 года. Так, покинул компанию Рон Джонсон (Ron Johnson), занимавший должность старшего вице­президента компании по розничной торговле, он был автором концепции магазинов Apple Store и успешно реализовывал этот проект. Еще раньше компанию покинул ее вице­президент Бертран Серле (Bertrand Serlet), который отвечал за разработку ПО для компьютеров Mac. Наделало шума и увольнение вице­президента по PR Элисон Джонсон, которая до прихода в Apple работала в Netscape, IBM и HP.

А как оценивать стремительно распространяющееся мнение о том, что Samsung обгоняет Apple в плане инноваций? Блогеры регулярно отмечают, что широкий выбор продуктов от Samsung и других конкурентов начал постепенно съедать часть рыночного пирога Apple по всему миру. А 2013 год компания Samsung и вовсе начала с того, что объявила о планах вложить $1,1 млрд в инновации, лишь подтвердив блуждающие в сети и умах потребителей изменения приоритетов в отношении того, чье слово становится первым в мире создания новых технологических концептов.

Аналитики отмечают рост уровня недовольства руководством корпорации Apple, а в последнее время — огромное количество направленных в кадровые агентства резюме сотрудников Apple — программистов, инженеров и дизайнеров, заинтересованных в переходе в перспективные открывающиеся проекты.

Думается, тенденция оттока персонала Apple наглядно демонстрирует закон формирования имиджа привлекательности работодателя и роль нематериальных факторов в «составе» лояльности персонала к компании. Первое лицо и уровень одобрения сотрудниками проводимой им политики оказывает в случае с Apple поразительное влияние на настроения специалистов. В 2012 году преемник Джобса Тим Кук был отброшен с 1­й на 18­ю позицию рейтинга лидеров технологических компаний, традиционно составляемого крупнейшим рекрутинговым сайтом США Glassdoor.com по анализу всего одного вопроса, задаваемого сотрудникам: «Одобряете ли вы то, как ваш генеральный директор ведет дела?»