«Успех связан с испытаниями. Жизнь — это, вообще, испытание»

Автор: интервью с Кареном Шахназаровым

По какому принципу Вы подбираете свою профессиональную команду?

— Складывается всё вместе: любовь к кино, образование. Сейчас современные технологии в кино очень сложные. Ты не возьмешь просто человека после института культуры и не научишь ничему. Это настоящая, очень сложная инженерная профессия в кино. Базовое техническое образование должно быть хорошим. Когда оно хорошее, то человек даже сам научится, если у него есть желание. Это еще одна из причин, по которым киностудии «Мосфильм» удалось в свое время выплыть и остаться на плаву.

Мы никогда не брали кредитов, у нас нет инвестиций, зарплату мы тоже себе платим из своих денег. Нам никто ничего не давал и не дает — бухгалтерия чистая. К сожалению (смеется), а может, и к счастью уже.

Вы сотрудничаете только с теми, кто проверен временем?

— Как режиссер я всегда исхожу из того, кто мне нужен на данном проекте. Я могу работать с теми, с кем я работал, но это могут быть и новые люди. Кино — дело достаточно жесткое. В кино же очень короткий промежуток, люди собираются на картину и расходятся. Тут нет времени на привыкание. Есть, конечно, люди, с которыми я стараюсь работать, но надо, чтобы и они были свободны. Никто же не сидит, не ждет. В кино заняты «фрилансеры». У нас работа такая — ее невозможно запрограммировать.

Вы согласны с тем, что бизнес — это люди?

— Конечно, всё в людях. Ты действительно хороший руководитель, если умеешь найти нужных людей, правильно их организовать и использовать.

Использовать? Именно так?

— Можно по­другому сказать: дать им возможность раскрыться. Очень сложно найти сотрудников, у которых будет талант, энергия и определенные принципы. Как правило, это люди со сложными характерами. Важно найти к ним подход, привлечь мотивацией и стимулами. Лично я предпочитаю работать именно с такими людьми — не люблю тех, кто мне поддакивает. Искусство руководителя — найти таких людей, которые будут работать за тебя. Но ты пойди найди! (Смеется)

Вам удалось найти людей, которые работают за Вас?

— Отчасти. Полностью это невозможно сделать. Работа с людьми — процесс бесконечный. Но человек — это самая большая ценность. Сакраментальное «кадры решают всё» — это действительно так. Люди решают всё. Надо их увидеть порой. Кстати, у меня очень много людей работает — все мои заместители заняли свои должности путем повышения. Среди них нет ни одного человека со стороны, по знакомству, по блату. Есть один мой старинный товарищ, так случилось...

Но все остальные — люди, о которых я даже не слышал. Просто их в какой­то момент заметили. Многие из них сделали очень хорошую карьеру — на нашем уровне.

Что помогло им сделать карьеру?

— Прежде всего, их деловые качества. В работе я не исхожу из того, что мне нужен преданный человек — преданность мне не нужна. Мне важен сотрудник, который умеет и хочет работать, у которого есть голова на плечах. Я замечаю сотрудников, которые трудятся. В принципе, я лично знаю большинство людей, которые со мной работают. Вижу, у кого какой потенциал. Если я замечаю это в сотруднике, то обязательно нахожу возможность его продвинуть. Человеку надо давать расти. Иначе он не откроется. Он должен понимать, что у него есть возможность карьерного роста.

В беседе с Владимиром Познером Вы вспомнили такую фразу: «Деньги и власть никогда не идут параллельно. Либо деньги покупают власть, либо власть присваивает деньги». Это и есть принципы современного бизнеса?

— Это можно назвать принципом капитализма. Суть капитализма — капитал. Деньги решают все. В том числе они неизбежно влияют на власть. Я уверен, что современный бизнес построен на этих двух механизмах.

Как бизнесмену выжить в такой системе? И кто, собственно, выживает: самый приспособленный, сильнейший или тот, за кем кто­то стоит?

— В такой системе выживает сильнейший. А чтобы за тобой кто­то стоял — сначала его нужно найти. Умение иметь союзников или покровителей — это часть бизнеса.

В чем заключается это умение? В успешной коммуникации?

— В том числе. Есть в этом смысле очень успешные люди. Не могу похвастаться такими навыками, это должно быть дано. Есть такие люди, которые каким­то удивительным образом умеют располагать к себе, заводить связи, создавать вокруг себя такую атмосферу, что все им помогают — на мой взгляд, это талант. Я таких людей не только не осуждаю, наоборот, восхищаюсь ими.

В одном из интервью Вы сказали: «В жизни нет каких­то прямых ответов, но она требует от каждого из нас своих решений». Всегда ли Ваши решения были верными? Или какие­то из них — причины промахов?

— Конечно, были и неправильные решения. Однако иногда поражение бывает важнее, чем победа. Учишься­то на ошибках. Другое дело — ты должен их осознавать. Я думаю, это важно для каждого руководителя: если видишь, что не прав — поменяй свое решение. Некоторые этого опасаются, считают ударом по авторитету. Однако свои ошибки надо уметь признавать.

Безусловно, если руководитель постоянно меняет решение, то это означает, что он не принимает никаких верных решений. Но если это однократная ситуация — в ней нет ничего такого, наоборот, тебя будут больше уважать, поймут, что ты готов к диалогу. Я тоже совершал ошибки и, наверное, совершаю.

Важно ли руководителю советоваться со своими подчиненными? Или он может позволить себе быть единоличником?

— Решения всегда принимаются в одиночку. Лично я стараюсь выслушать разные мнения, но итоговое решение принимаю сам. Кроме того, надо понимать: у людей, с которыми ты работаешь, всегда есть свои интересы. В этом нет никакой беды, просто ты как руководитель должен помнить об этом. Порой важно получать информацию не только от своих прямых заместителей, но и от рядовых сотрудников. Ведь руководителя всегда стараются обмануть, преподать ему информацию в лучшем свете. За это даже нельзя осуждать. В определенной степени это психология, знание людей, что очень важно для человека, который руководит процессом.

Внутренний мир частных и государственных компаний значительно различается. Вы чувствуете эту разницу?

— С одной стороны, у «Мосфильма» государственный статус, что, кстати, больше проблем приносит. С другой стороны, мы работаем как рыночное предприятие. И в этом плане мы гораздо более успешны. Я руковожу «Мосфильмом» почти 15 лет — это организация, которая не получает ни копейки бюджетных средств. Более того, мы платим налоги. Как унитарное предприятие мы платим сверхналог, с нас берут процент с прибыли. Мы модернизировали практически все: начиная от труб и заканчивая кинотехнологиями.

Вам хотелось бы снять фильм о бизнесе?

— Я не могу сказать, что мне хотелось бы снять такой фильм... Хотя у меня большой опыт. Просто есть вещи, о которых лучше не говорить вслух. Очень много таких нюансов. Может, когда­то я и расскажу о них. Вообще, я с большой благодарностью думаю о том, что мне выпала такая судьба. Я даже, извините, не знаю аналогов, чтобы режиссер вот так смог возродить студию. Она ведь была совершенно разрушена. Опыт ее строительства был очень интересным, я многое что увидел. Но повторить бы это не хотел (смеется). В прошлое бы не стал возвращаться.

Кинопроизводство: любимое дело или источник дохода?

— В первую очередь, конечно, это для меня любимое дело. Я люблю студию. Это все равно что снять фильм. Когда ты снимаешь фильм, ты стремишься к совершенству. Понятно, что это недостижимо... Когда я делал студию, я хотел создать лучшую студию в мире. Я никогда не хотел создать вторую, третью, четвертую, пятую — я хотел создать первую. И сейчас она одна из лучших в мире. Есть подобные американские студии, и то не все... Вот Warner Bros. такого же класса, как «Мосфильм». Правда, она побольше, там больше павильонов.

Важно ли руководителю быть таким амбициозным?

— Конечно. Какой смысл быть руководителем без амбиций? Думаю, что человеку, который хочет чего­то добиться, важно быть амбициозным. Это как в спорте: выходить на старт и не хотеть выиграть. Я не понимаю, как тогда вообще можно выходить на старт? Зачем? Какой смысл? То же самое и в любом деле — ты должен стремиться к высшей планке, а не к низшей. Даже если понимаешь, что, может, тебе еще чего­то не хватает. Когда стремишься к первому месту, можно занять третье. Но если стремишься к 28­му, то займешь, скорее всего, 54­е. Другое дело, что амбиции не должны превращаться в самонадеянность — это очень тонкая грань. Амбиции должны базироваться на здравом взгляде на себя, на оценку своих сил. Наверное, я амбициозен, если ставил себе такую сверхзадачу. Я говорил об этом намерении еще 15 лет назад.

Удалось ли каким­то кинокомпаниям сделать производство фильмов своим бизнесом?

— «Мосфильму» удалось, для киностудии это бизнес. Специфика больших студий, конечно, несколько отличается от кинокомпаний, потому что мы оказываем услуги. Нам удалось студию модернизировать, реконструировать — никаких средств от государства не получаем уже лет 20, а за последние 10 лет около 4 миллиардов всяких налогов мы выплатили.

Во всем мире студии одинаково работают, они предоставляют услуги. Мы тоже инвестируем в кино, у нас есть 5–10 проектов, в которых мы участвуем как продюсеры. Но как раз они нам ничего не приносят. Или приносят, но очень немного. Поэтому, я думаю, мы единственная такая кинокомпания. Благодаря чему? Благодаря тому, что вовремя модернизировались. И сегодня по новым технологиям мы не уступаем никому в мире. Мы все закупали за свои средства. Вот сейчас
«Ленфильму» выделили деньги, а нам­то никто не выделял.

То есть Вы связываете успех компании с модернизацией?

—Да, мы вовремя модернизировались и продолжаем это делать. Без новых технологий невозможно сегодня вообще. Ты должен соответствовать мировому уровню, а технологии в кино довольно быстро развиваются. Бюджет на них мы изыскиваем из своих средств. Помимо технологий необходимо еще и специалистов готовить —
в России вообще мало специалистов. Поэтому у нас есть курсы, мы подбираем людей. Нам нужны грамотные ребята, которых можно научить работать. Мы, как правило, берем людей с очень хорошим техническим образованием и, что называется, «затачиваем» их под кино. Человеку должно это нравиться, он должен хотеть учиться и остаться в этой отрасли. Строго говоря, из десяти остаются двое. А сами по себе технологии — что толку? Ты их закупил, а ими никто не владеет. Кино — это специфическая отрасль со своими правилами и законами.

Какие это законы?

— Кино — оно такое: собрались, сняли картину. Люди, допустим, привыкли работать годами вместе. Здесь такого нет. Здесь я начал картину, нашел средства, собрал группу, мы работаем вместе год максимум, а то и меньше. Например, художник сделал съемочный период — он уже не нужен, он уходит. Вот такая специфика у кино. А студия — это совсем другое, она работает как предприятие. Как режиссер или продюсер я могу прийти работать на «Мосфильм», если знаю, что здесь хорошо делают звук, хорошо строят декорации. А могу пойти на другую студию, то есть я выбираю в зависимости от цены и качества. Будучи директором студии, я должен бороться за то, чтобы этот продюсер или режиссер пришел работать именно на «Мосфильм». Это довольно жесткая конкурентная борьба.

Как выиграть в этой борьбе?

— Для этого нужно, прежде всего, чтобы у тебя было хорошее качество услуг по производству кино. Чтобы продюсер понимал, что здесь ему лучше построить декорации, здесь лучше звук и запись музыки. Плюс к этому цена. Он ведь сравнивает цены, потому что сегодня в киноиндустрии есть предложения. Кстати, кино, может, единственная отрасль, где цены падают. В стране они растут, а в кино падают.

С чем связано падение цен?

— С тем, что в этой области в последнее время появилось много производственных компаний. Такой мощной, как «Мосфильм», нет, но есть компании, которые занимают разные сегменты. Допустим, занимаются арендой оборудования или перезаписью звука. Вот мы всем, а они только этим. Поэтому ты все время находишься в состоянии, когда должен быстро реагировать. Они дают 50% скидки, а ты только 40% — и у тебя перестают брать. Ты опять должен реагировать. Это и есть настоящий бизнес. Борьба на рынке, цены, жесткая конкуренция, заказчики — так весь мир работает. Мы и с Европой конкурируем. В 1990­е годы практически все снимали за границей, туда уезжало процентов 70, в Праге процветала киностудия «Баррандов», а сейчас большинство предпочитает работать в России.

Вам когда­нибудь помогала зависть?

— Да, она помогала мне двигаться вперед. Но, знаете, зависть — ужасное чувство. Иногда хочется сказать: хорошо, если бы не было зависти. С другой стороны, понимаешь, что зависть — это мощный стимул, который заставляет человека что­то делать. Хотя зависть ужасна. Мне доводилось видеть, как люди делают дикие вещи из зависти. Это абсолютно черное чувство.

Когда Вы писали сценарий фильма «Мы из джаза», Георгий Данелия сказал Вам, что хороший сценарий пишется год. Всегда ли синонимом успешного проекта является время?

— Как правило, работа требует времени. Ничего просто так не дается. Весь мой достаточно большой жизненный опыт показывает: если ты не прикладываешь никаких усилий, или эти усилия поверхностны, то ты не получишь результата. Успех связан с испытаниями. Жизнь — это
вообще испытание. Говорят, что человек рожден для счастья, как птица для полета. Это слишком просто. Думаю, что человек рожден для того, чтобы познавать эту жизнь.

Согласны ли Вы с тем, что счастье всегда связано с действием?

— Счастье вообще такое странное понятие. У Ницше была забавная фраза: «К счастью стремятся женщины, коровы, дети, англичане и социалисты» (смеется). Счастье всегда относительно.

* Карен Шахназаров, кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».

А также:

  • член правления Союза кинематографистов;
  • член коллегии Министерства культуры РФ;
  • член правления Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
  • член Европейской киноакадемии;
  • член Экспертного совета национальной кинопремии «Золотой орел»;
  • заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Фильмы Карена Шахназарова удостоены более пятидесяти международных и национальных призов и наград; дважды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля, трижды были представлены на премию Американской киноакадемии «Оскар», представляли СССР и Россию на многих других международных
кинофестивалях. Среди режиссерских работ Карена Георгиевича: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «Палата № 6», «Белый тигр».

Беседовала Ольга Абакумова, o.abakumova@mail.ru

Журнал Управление Персоналом №9, май 2013 г.