Таланты появляются только, когда надо преодолевать препятствия... или Джаз как источник стартапа

Чаще всего термин «стартап» ассоциируется с интернет-инновациями в ИТ-сфере. Однако главный критерий стартап-компании — это быстрый рост, который обеспечит возвращение инвестиций в короткие сроки. Поэтому создатели новых проектов должны все тщательнее искать нишу, которая будет, с одной стороны, перспективна для привлечения капитала, а с другой — интересна и полезна пользователям. Уникальным выбором оказалось запустить проект, который в дальнейшем будет помогать другим проектам запускаться, то есть использовать так называемый crowd funding.

Так, за последние несколько лет было создано более 450 платформ по сбору средств при помощи толпы [1]. И многие эксперты признают, что рынок, предлагающий шанс воплотить свои проекты или заработать деньги предпринимателям с идеей, уже переполнен и напоминает пузырь. Но crowdfunding-проекты продолжают появляться. Между ними, конечно, существуют определенные методологические различия, остановимся на наиболее перспективных и быстроразвивающихся.

Kickstarter

Основатель Kickstarter Перри Чен (Perry Chen) однажды захотел организовать джазовый концерт, но для этого требовалось $15 тыс., которых у него не было. Тогда ему в голову пришла идея создать сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих проектов и поддержки артистов по схеме crowdfunding. Проект был создан 28 апреля 2009 года, а в 2010-м журналами Time и The New York Times был назван «Лучшим изобретением 2010» и «Лучшим сайтом 2011» [2].

Kickstarter помогает искать средства на съемку фильмов, издание книг и комиксов, разработку компьютерных программ и видеоигр, необычные изобретения, журналистские расследования. Kickstarter облегчает сбор денежных средств, но в отличие от традиционных способов инвестирования, поддержка проектов происходит не для того, чтобы приумножить свой капитал. Люди вкладывают деньги не за материальное вознаграждение, а за получение единственного в своем роде опыта — такого, как персональная благодарность, обед с автором, уникальная подарочная продукция и т. д.

Тот, кто хочет получить финансирование, должен зарегистрироваться и разместить описание проекта на Kickstarter. При создании проекта нужно сразу заявлять срок и нужную сумму. Если деньги удается собрать вовремя, то кампания объявляется успешной и ее инициатор получает все, что было перечислено. Если не хватает хотя бы одного доллара, то деньги возвращаются жертвователям.

Когда деньги собраны, на долю Kickstarter приходится пять процентов. И это единственное, на что претендует сервис, так как Kickstarter не берет права собственности на проекты и работы, которые производят авторы. Поскольку деньги собираются с помощью Amazon Payments, то еще Amazon взимает дополнительные 3–5%.

На сегодняшний день более чем $250 млн собрано для поддержки 24000 проектов. А в 2013 году Kickstarter выпустил приложение для iPhone, которое позволяет создать новые проекты новичкам [3].

Crowd Supply

Создатель проекта Лу Доктор по образованию инженер-электрик, в прошлом управлял акционерным обществом в Силиконовой долине. В настоящее время является инвестиционным банкиром, который помогает предпринимателям привлекать капиталы и продавать компании. Идея создания Crowd Supply родилась в прошлом сентябре, когда Доктор был связан с несколькими проектами в Портленде. Взяв их за основу, он добавил к ним crowdfunding-платформу. На создание и развитие Crowd Supply Лу Доктор сумел привлечь $500 тыс., и уже в этом году оборот составил $20 млн.

Crowd Supply интересен тем, что идет дальше, чем просто помощь по сбору средств. Платформа участвует во всем процессе, включая планирование, разработку продукта, выполнение, предоставление складов и помещений, наблюдение за прогрессом, консультирование и т. д.

За свою работу Crowd Supply традиционно получает пять процентов [4].

Когда проект в Kickstarter выполнен, разработчики товаров получают только адреса электронной почты инвесторов. Crowd Supply же нацелен на то, чтобы привнести новые продукты на рынок, трансформировать производство. То есть Kickstarter отчуждается от результатов своей деятельности по завершении проекта (этому был посвящен целый пост в блоге под названием «Kickstarter — это не магазин», а на экране перед тем, как будет сделан любой залог, появляется предостерегающая надпись: «Kickstarter не гарантирует создателям и инвесторам завершение проектов») [5].

Crowd Supply, наоборот, настроен положительно по отношению к конкретным коммерческим результатам. Crowd Supply, предоставляя свою площадку, пытается привнести в проекты компонент продаж. В идеале, если проект получает финансирование, то его страница могла бы стать традиционной страницей электронной коммерции, а Crowd Supply стал бы продавцом для нового продукта.

1. http://www.triplepundit.com/2012/07/emerging-next-generation-crowdfunding-platform-roundup/

2. http://www.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2029497_2030652_2029823,00.html

3. https://itunes.apple.com/gb/app/kickstarter-for-iphone/id596961532?mt=8

4. http://www.inc.com/eric-markowitz/crowd-supply-a-crowdfunding-site-that-actually-understands-manufacturing.html

5. http://www.kickstarter.com/blog/kickstarter-is-not-a-store

Подготовила Наталия Яковлева, yakovleva.tp@bk.ru