Комментарии к тренингу «Диалог в темноте»

Олег Лукьянов, директор по персоналу компании «Ай-Теко». (стаж работы в компании — с апреля 2011 года)

Методики «выведения из зоны комфорта» во время проведения тренингов известны и применяются достаточно давно. Это действительно существенно оптимизирует результаты обучения. В качестве приемов используются бизнес-кейсы, содержащие нетипичные, нетривиальные задачи, временной цейтнот, перемешивание рабочих групп — одним словом, всё, что может создать ощущение дискомфорта. По существу, у людей меняли парадигму мышления, формировали новые подходы к решению проблем, заставляли взглянуть на задачу с другой стороны. Эта методика работала и, очевидно, продолжает работать.

То, что предлагает проект «Диалог в темноте», — подход новый, ранее во всяком случае, с точки зрения технологий бизнес-обучения широко не применявшийся и, несомненно, интересный. Помимо социальной миссии, связанной с вовлечением в активную жизнь людей с ограниченными возможностями, проект будет непременно востребован при обучении управленческих команд топ-уровня. Неважно, говорим ли мы об управленческой команде компании или о команде крупного значимого проекта. Тренинг, позволяющий практически отрабатывать навык слушать и слышать, общаться, имея ограниченный объем информации, сохранять способность трезво оценивать ситуацию в аномальных условиях, неминуемо станет бестселлером.

Елена Петрова, PR-директор компании «Ай-Теко». (стаж работы в компании — 6,5 лет)

Вероятно, не сильно ошибусь, предположив, что на идею «Диалога в темноте» по крайней мере в части названия тренинга, организаторов натолкнула «Танцующая в темноте» Бьорк. И я желаю создателям этого благого начинания столь же заслуженного успеха, какой в свое время ожидал культовый фильм Ларса фон Триера “Dancer in the Dark”.

Вопреки призыву «Всем выйти из сумрака!» организаторы тренинга предлагают участникам сознательно войти в этот сумрак и добровольно погрузиться в черноту, прекрасно понимая: оказавшись в царстве мрачной темноты и оглушительной, давящей тишины, каждый человек в группе раскроется для себя и окружающих с самой неожиданной (или, наоборот, ожидаемой?) стороны. Что овладеет топ-менеджерами в этой своеобразной и чувствительно некомфортной камере-обскуре (от лат. camera obscūra «темная комната»): липкий страх, тоскливое отчаяние, простое любопытство, желание вырваться любой ценой? Какими — оглушенными, подавленными или обновленными, готовыми к переменам и новым испытаниям — они, причем в буквальном смысле, выйдут в свет?

Действительно, в бизнесе и менеджменте сегодня всё большее значение приобретает уже не столько IQ, не уровень профессиональной подготовки, общей эрудиции и специальных навыков, сколько бизнес-EQ — эмоциональный интеллект эффективного руководителя. Это и умение владеть собой и ладить с окружающими, «считывать» эмоции и понимать намерения других людей, сопереживать, доверять, убеждать, приспосабливаться. Это и владение навыками межличностного взаимодействия, взаимопомощи и искусством общения как мастерством слушать, слышать, говорить и понимать собеседника даже без слов.

Это и умение творчески реагировать на трудности, неудачи и препятствия, быть обходительным, внимательным и наделенным такими компетенциями личности, как эмпатия, чуткость, инициативность и внутренняя дисциплина.

Как это ни парадоксально и неожиданно, всему этому — по замыслу организаторов «Диалогов» — можно коллективно научиться в полной темноте и тишине. Хочется надеяться, что социальным предпринимателям это удастся и слушателей по окончании тренингов ожидают прозрение, просветление, а жизнь зазвучит для них по-новому и заиграет яркими красками. И диалог непременно состоится!

Елизавета Орлова, руководитель департамента управления персоналом московского офиса ITE Group:

— Как бывший корпоративный тренер я считаю, что любые тренинги будут эффективны только в том случае, если сам участник тренинга хочет научиться чему-то и готов применить полученные знания на практике. И в такой ситуации не так важны методы обучения. В противном случае посещение любого тренинга может стать всего лишь очередным «увеселительным мероприятием». Не совсем понятно, что конкретно даст участие в тренинге «Диалог в темноте». Понять «инаковость» разных людей можно и другими способами, не прибегая к таким методам.

Если же это один из методов более эффективного донесения информации, то надо очень внимательно выбирать тематику тренингов, в которых он может быть использован.

Бизнес привык считать деньги. Его вряд ли проймет рассказ о социальной значимости подобного проекта. Именно поэтому его представители должны заранее четко понимать, какой результат они смогут получить, посетив тренинг «Диалог в темноте».

На первый взгляд, я вижу возможность применения подобных методов в тренингах креативности, о которых было сказано в статье, а также в командообразующих программах. А на эффективность тренинга в большей степени повлияет мастерство и опыт того человека, который этот тренинг будет проводить.

Беседовала Алёна Юрова, alesher@yandex.ru
Журнал ,
август 2013 г.

Наталья Богачева, директор департамента по работе с персоналом банк DeltaCredit:

— О данном тренинговом методе («Диалог в темноте») я услышала около года назад. Мне он кажется достаточно интересным и бесспорно новым форматом обучения для российского рынка. К сожалению, не было возможности испытать его на себе.

Также считаю, что такой формат тренинга подойдет компаниям, имеющим прогрессивные взгляды на обучение своих сотрудников. «Диалог в темноте» будет интересен организациям, в которых работают достаточно творческие и открытые новому менеджеры, управленцы. Однако, принимая решение об участии в данном тренинге, нужно обязательно учитывать индивидуальные личностные особенности потенциальных участников.

К примеру, человек, страдающий никтофобией (навязчивая боязнь темноты) вряд ли сможет получить от данного мероприятия пользу, и даже наоборот. Или еще: сама работа в тренинге под руководством тренера с ограниченными возможностями требует высокого уровня толерантности участников, отсутствия изначального предубеждения к незрячим или немым людям.

Эти и другие ограничения делают данный формат обучения скорее эксклюзивным, штучным продуктом, нежели массовым. Если говорить о себе, я бы с удовольствием поучаствовала в подобных тренингах. Возвращаясь к интересным в принципе форматам обучения и развития, вспоминаю о правополушарном рисовании. Прекрасный формат, помогающий научиться выходить за рамки привычных моделей действия, позволяющий удивиться своим способностям и перенести в дальнейшем этот опыт на рабочую среду, на решение непростых бизнес-задач.

Также из моего опыта — участие в нестандартном «барабанном тренинге». Осваивая достаточно примитивные навыки игры на различных ударных инструментах (барабаны, бубны, трещотки и т. д.), группа должна выполнить другую, гораздо более непростую задачу — научиться слышать друг друга и постараться найти тот ритм игры, при котором производимые звуки складывались бы в единую ритмическую мелодию.

В сочетании с грамотным анализом группового взаимодействия под руководством тренера данный опыт чрезвычайно способствует командообразованию и выстраиванию эффективного взаимодействия и вне тренинга.

О приемах, влияющих на усвоение информации, наверное, ничего инновационного не скажу. Важно грамотно сочетать приемы обучения, направленные на различные каналы восприятия информации. Важно максимально использовать опыт и рабочие ситуации самих участников. Важно вовлекать участников в решение тех или иных вопросов, задач в рамках тренинга, «заставлять» переносить информацию на рабочую ситуацию.

Подготовила Екатерина Кахраман

Дарья Цирулева, HR-директор «КОРУС Консалтинг»:

— Эффективность тренингов — а ведь именно об этом вопрос — довольно сложно измерить, это подтвердит любой HR. Конечно, есть работающие техники измерения знаний, понимания, навыков, мотивации и происходящих изменений, но их результаты — не в граммах и килоджоулях, и уж точно не в рублях. Речь идет скорее об оценке экспертом-тренером (обычно заинтересованным) и самооценке участника. В программах, которые делает Тобиас, самым ценным я считаю не развитие коммуникативных навыков, лидерства и доверия, а глубинный человеческий опыт быть другим, непривычным собой. Уверена, в таком формате открытия неизбежны, прежде всего, о себе самом. В темноте люди станут иными, а вот светлыми или темными для вашего бизнеса — зависит от того, как вы сосуществуете с ними за стенами тренинговой комнаты. Есть ли у них возможность быть лучшим собой в вашей компании? Если ответ «да» — смело выключайте свет.

Беседовала Алёна Юрова, alesher@yandex.ru