Ищите во всем золотую середину...

Автор: Наталья Провоторова

Опишите один свой рабочий день.

— Мой рабочий график очень напряженный, у меня включен рабочий телефон 24 в сутки семь дней в неделю. А это значит, что я готова оперативно решать все вопросы в режиме онлайн. Cреднестатистический рабочий день, не сопряженный с авралами, начинается в 9 утра с консолидации отчетов за предыдущий день по продажам по всем каналам сбыта. Затем анализируются причины, помешавшие достичь плановых показателей, и, наоборот, факторы, повлиявшие на получение сверх планируемой прибыли. Затем идет операционка: встречи, переговоры, работа с бухгалтерией, подписание договоров. После 16.00 я, как правило, собираю сводку по заказам на следующий день, раздаю задачи на следующий день и уезжаю. Вторая смена (как я ее называю — «ночная») происходит по телефону. Что-то произошло, нужно личное вмешательство. Кто-то что-то опоздал заказать, надо взять под свой контроль выполнение оперативного заказа. Если телефон молчит — я счастлива!

Как следует договариваться со своими замами об условиях работы?

— Не совсем, возможно, понимаю вопрос в разрезе «как». С замами надо договариваться о делегировании полномочий, обозначить зону их ответственности и требовать исполнения своих обязанностей. Не более того. Априори степень квалификации моих сотрудников полностью позволяет им самостоятельно решать все вопросы в рамках их полномочий. Если это у них не получается точечно, я готова помочь, потому что в первую очередь заинтересована в конечном положительном результате. Ну а если это система — я расстаюсь с таким сотрудником.

А о причинах увольнения? За что следует увольнять замов?

— Ну, в целом я уже коснулась этой проблемы в ответе на второй вопрос. В любом случае расставаться надо так, чтобы человек сам понимал, что ему тяжело и он не успевает за компанией и, уж самое страшное, тянет ее вниз. Персонал должен постоянно развиваться вместе с развитием компании, а иногда и опережать ее. И тогда этот человек сам выходит уже на новый уровень — руководителя — и может повести компанию за собой.

Исключение: воровство и нечистоплотность сотрудника. Вот тогда я увольняю так, что ни одна более-менее серьезная компания его на работу больше не возьмет.

Какие цели Вы ставите перед собой в профессии?

— Цели в профессиональном росте и карьерном достигнуты уже как минимум пять лет назад. Сейчас я ставлю цели по развитию своей компании. Наша компания на рынке два года, и сейчас основная цель — это стабильность поставок и расширение присутствия на рынке по всем каналам сбыта.

Чего хотите еще достичь в жизни?

— Я хочу вырастить сына достойным человеком, обеспечить своей маме достойную старость, себе достойную и стабильную жизнь и построить хороший загородный дом для постоянного жительства в ближнем Подмосковье и купить маленький домик у моря. Еще бы я хотела слетать в космос при наличии лишних 20 млн долларов, но об этом чуть позже мы можем поговорить, и это скорее отдельная тема для разговора.

Как выбираете друзей? Кто Ваши друзья (профессии, когда и как Вы начали дружить). Что Вас объединяет с ними?

— По этому пункту скажу ужасную вещь: в бизнесе нет друзей. Есть только семья. Поэтому это скорее приятели, лояльные партнеры, лояльные клиенты, я поддерживаю с ними скорее долгосрочные и хорошие отношения, охотно общаюсь, провожу с ними свободное время, но это не друзья. Скорее есть двое-трое друзей из детства и юности. Вот это точно друзья и подруги.

Как Вы относитесь к российским олигархам? А к западным?

— К российским олигархам, как и к западным, я отношусь положительно. Я вообще люблю успешных людей. Восхищение вызывают люди, которые что-то созидают и производят, а не сидят на недрах и продают их. Хотя все равно молодцы. Это сколько же нужно убить в себе человеческого, чтобы не просто сесть на эту тему, но еще там и удержаться. Мне это точно не по силам. Ну а те, кто своим кропотливым и титаническим трудом достиг своих заслуженных высот, — только пример для подражания. Всегда в пример привожу своих бывших работодателей и учредителей сети универсамов «Патэрсон». Кроме того, как молодцы, ничего добавить не могу. Со стороны только тому, кто не участвует в бизнесе, кажется легко и просто. А это титанический труд, а зачастую и мучительный и адский. Но только так можно заработать деньги. Ну если у тебя, конечно же, папа не олигарх.

Какие статусные вещи для Вас важны на работе? Кабинет, сколько каких прямых подчиненных, какое авто, какой соцпакет, льготы?

— Я скорее люблю комфортное окружение, а не статусные вещи. Когда есть возможности, конечно же. Я люблю хорошие машины, не в плане статуса. Я одинаково себя комфортно чувствую и в «копейке», и в «Мерседесе». На мое мироощущение это не влияет никак. Хорошие машины хороши в управлении, там все создано для удобства водителя, для его комфорта. Они красивы, и они надежны. Замы — по мере нехватки, так сказать, рук и ног — необходимы. Соцпакет — да, отлично. Наличие соцпакета гораздо приятнее его отсутствия. К кабинету у меня такое же отношение, как и ко всему остальному. Есть возможность — надо иметь хорошие вещи. Нет возможности — надо на них зарабатывать.

Как Вы относитесь к мультинациональным командам в компаниях? Плюсы и минусы?

— Отрицательно. Я позиционирую свою компанию как российскую. В нашей сфере бизнеса на рынке плодоовощной продукции — это только огромный и жирный плюс.

Как следует вести себя со скрытыми оппозиционерами в компании?

— Скрытых оппозиционеров в компании у меня нет и быть не может. Я сама набираю себе команду, и все оппозиционеры будут в оппозиции на улице, а не в компании.

Что и как в крупных компаниях следует отдавать на аутсорсинг?

— На аутсорсинг стоит отдавать те участки, на которых нет стабильных объемов работ или большая текучка персонала. Как примеры: массовый подбор персонала при открытии или клининговые услуги.

Что делать, когда в новой компании «ветераны» Вас не примут, начнут скрыто подставлять, мешать реализовывать поставленные акционерами цели и задачи?

— Ну это скорее тоже не ко мне вопрос. Ветеранов я оставлю, возможно, в так называемом «красном уголке», который, как правило, есть в каждой компании. Постараюсь найти им посильные функции и буду относиться к ним с уважением за былые заслуги. Но это если они будут вести себя благоразумно и с пониманием. В противном случае они будут вместе с оппозиционерами на одной площадке у дверей в компанию стоять. Причем со стороны входа.

Как Вы станете вести себя в новой компании с ее крупными партнерами?

— Очень люблю крупных партнеров, мне с ними гораздо легче, чем с мелкими, почему-то. Они гораздо адекватнее и проще и приятнее.

Какие шаги Вы предпримете перед тем, как предложить акционерам кардинальную реорганизацию компании?

— Проведу полную диагностику компании, просчитаю все возможные варианты реорганизации, все плюсы и минусы, предоставлю на рассмотрение два-три готовых решения.

А диверсификацию... Смену вида деятельности?

— При диверсификации, как и при открытии любого вида деятельности, важно придерживаться основы бизнеса и маркетинга. Правила «пяти П»: правильное планирование предотвращает появление потерь — это основа. Правильный товар в правильное время в правильном месте правильно представленный по правильной цене — это 100%-ный залог успеха. Просчитать все возможные риски и минимизировать их.

И ТОГДА ПОЛУЧИТСЯ ВСЕ! НЕТ НЕРЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕ ИЛИ НЕЖЕЛАНИЕ ИХ РЕШИТЬ, ВРЕМЯ НА ИХ РЕШЕНИЕ И ЦЕНА ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ РЕСУРСОВ. Это все. Остальное — составляющие.