8255 $ – это реальная зарплата, на которую он живет

Автор: Илон Маск

Гениями не рождаются, ими становятся – это о нем. «С ним можно жить только его жизнью...» – говорит его половинка (бывшая). Другого не дано...

Илон Маск (Elon Musk)* — один из представителей целого поколения предпринимателей, сделавших состояние на информационных технологиях. Он сооснователь платежной системы PayPal и образец для подражания всех юнцов Силиконовой долины. Но своим сегодняшним положением Маск обязан не самой известной платежной системе в мире, а тем, что участвовал в разработке двигателя Falcon 9 для NASA, идеей космического туризма Space X, развитием технологий солнечных электростанций SolarCity и электромобилей Tesla.

Эффект Маска

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт, что является идеальным решением для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

Принцип концепции SolarCity экономичен и экологичен. SolarCity, в частности, строит батареи для станций подзарядки электромобилей компании Tesla, которая также создана при участии Маска. Станции Superchargers работают на солнечной энергии, а каждый покупатель TeslaModel S имеет право пожизненно и бесплатно заряжать машину на так называемых «заправочных станциях». Это обеспечивает работу сразу двух бизнес-проектов Илона Маска. Такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

Отказаться, чтобы преуспеть

Tesla — это единственная из трех компаний, основанных при участии и с инвестициями Маска, где он не всегда был занят операционной деятельностью. Он, тем не менее, активный участник развития компании, был соавтором бизнес-концепции, единолично профинансировал создание компании, руководил советом директоров, участвовал в обсуждении и принятии ключевых решений. Чтобы увеличить свои шансы на успех, Маск советует работать круглосуточно и в первые годы фокусироваться на продукте, на том, чтобы сделать его желанным для потребителей. «Думать о своей компании во сне, семь дней в неделю, без перерывов. Вот что вы должны делать, когда начинаете бизнес», — говорит бизнесмен.

Более того, Маск уверен, что профессиональные менеджеры не способны управлять революционным стартапом, т. к. им попросту не будет хватать смелости и креативности. Как инженер по образованию, он сам умеет создать сложный технический продукт, поэтому считает ошибкой нанимать огромное количество людей, чтобы получить аналогичный результат. «Количество никогда не компенсирует талант, а, как правило, будет замедлять прогресс и увеличивать стоимость продукта».

Но с таким подходом Маск зачастую не может найти подходящего человека для своих проектов и вынужден одновременно занимать верхние должности в Tesla, SolarCity и SpaceX.

Правда, подход в бизнесе, который применял в битвах Наполеон: нужно бросить в дело все имеющиеся силы и получить гарантированную победу — обошелся Маску ценой дисбаланса «жизнь-работа» и дисгармонией с семьей. Так, в 2008 г. начинается развод Маска с женой. Она, профессиональный писатель, подробно описывает в своем блоге весь бракоразводный процесс и говорит о Маске как о жестком и эгоистичном человеке: «Никто не может обвинить его в слабохарактерности. Те же качества, которые принесли ему экстраординарный успех, становятся причиной того, что рядом с ним можно жить только его жизнью и компромисса не найти, не в последнюю очередь потому, что у него нет на это времени».

Поле искажения реальности

В интервью The New York Times бывший вице-президент Tesla Дэррил Сайри сказал, что Маск умеет создавать поле искажения реальности. Термин reality distortion field был придуман в 1980-х гг. сотрудниками Apple, чтобы объяснить, как Стиву Джобсу удавалось убедить окружающих, что невозможное сделать возможно. Сайри говорит о Маске: «Он упоминает только те факты, которые поддерживают его версию». Так, в 2008 году ему удается спасти Tesla. Маск уверил совет директоров, что договорился о привлечении 40 млн. долларов от акционеров.

На самом деле он и есть единственный согласившийся инвестировать и дает $20 млн. наличными. Впечатленные таким поступком, остальные инвесторы также выделяют деньги. «Душой Илона овладела мысль об изменении мира. Он считает: ну и что с того, что у него больше не останется денег?» — рассказывает его брат Кимбал, сооснователь Tesla и SpaceX. Таким образом, в феврале 2010 г. на бракоразводном процессе Маск заявляет, что вложил в проекты все деньги, которые были на банковском счете, и живет на официальную зарплату в 8255 долларов в месяц.

Недипломированный менеджмент В компании Tesla Motors проявилось еще одно менеджерское качество Маска: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту.

Изначально гендиректором компании был Мартин Эберхард, харизматичная личность и большой энтузиаст электромобилей, который в первые годы был лицом и душой Tesla Motors. Но в 2007 г., когда запускается серийное производство двухместного спортивного электрокара Tesla Roadster, оказалось, что отпускная стоимость электрокара практически вдвое выше заложенной в проекте. Автомобиль планировалось продавать за $92 000, но на деле вышло, что $140 тыс. стоят только материалы для его производства. Выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

Стратегический просчет менеджмента привел к тому, что Маск обвинил в плохой работе сооснователя компании Мартина Эберхарда и со скандалом уволил его из компании. Эберхард создает блог Teslafounders.com, где описывает Маска как бессердечного и недальновидного человека, убившего творческий дух компании и устроившего ей настоящее кровопускание. Вслед за ним он уволил еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после зачистки сам стал у руля компании. Буквально на пороге кризиса Маск энергично принялся сокращать издержки: уволил почти треть сотрудников, закрыл офис в Детройте, надавил на поставщиков ради снижения цен и т. д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году за 109 000 долларов.

Но и после выхода продукта Маск публично доказывает, что дипломатия бывает ему чужда. Известно, например, скандальное высказывание в адрес конкурентов о том, что Toyota Prius — это не настоящий гибрид вовсе. Затем следует парадоксальное сотрудничество с японским автопроизводителем в лучших традициях отношений любви-ненависти.

В 2009 году колумнист The New York Times Рэндал Стросс достаточно язвительно пишет о субсидировании люксовых спорткаров на электрической тяге. «Рэнди Стросс — порядочная сволочь и идиот», — заявляет Маск в интервью Yahoo! В 2010 г. в интервью Inc он подтверждает эти характеристики и добавляет еще одну — «известный кретин».

Илон Маск всего лишь один представитель целого поколения предпринимателей, которые сделали состояние на информационных продуктах, а затем финансировали средства в технические разработки. Например, основатель Amazon Джефф Безос построил собственный космодром в Техасе, создатель компьютерных игр Doom и Quake Джон Кармак создал компанию Armadillo Aerospace, которая разрабатывает суда для суборбитального туризма. Эти и другие проекты объединяют общие свойства. Во-первых, люди, которые за ними стоят, — это практически всегда предприниматели, уже создавшие собственным трудом многомиллиардные компании.

Например, в SolarCity Маск вложил деньги, полученные от продажи PayPal. (В этот ряд можно добавить и Ричарда Брэнсона с его Virgin Galactic). Во-вторых, люди эти рассматривают свои проекты как бизнес, а не хобби. Они находят венчурных инвесторов, считают деньги, зарабатывают там, где могут. Если один раз у каждого из них получилось запустить успешный бизнес-проект, то они будут знать, как это делается.

*Илон Маск — американский инженер, предприниматель, миллиардер, основатель, владелец, генеральный директор и главный инженер SpaceX, а также один из основателей, генеральный директор и глава совета директоров Tesla Motors.

Подготовила Наталья Яковлева.