200 000 «IT-мигрантов» решат проблему дефицита специалистов?

Автор: Ирина Матвеева, Татьяна Дубровская

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ готовит поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые, по их мнению, смогут решить проблему дефицита специалистов в IT-сфере. Свою позицию они обосновывают тем, что квалифицированные айтишники — на вес золота, вузы не могут предоставить достаточного количества выпускников, так как половина из них идет работать не по специальности... «Ряд компаний даже заключают акты о непереманивании сотрудников, поскольку люди перебегают из одной компании в другую чаще чем раз в год, при этом получая всё более высокие зарплаты», — добавляют чиновники. При этом в ведомстве считают, что подобные нововведения не отразятся на зарплатах специалистов.

Ряд экспертов отмечает нелогичность данных поправок, так как они не могут распространяться только на одну сферу и работодатели будут использовать их на других участках, привлекая иностранных специалистов без квот, что повлечет за собой безработицу российских граждан. Кроме этого, IT-специалистов всё чаще привлекают к работе дистанционно, независимо от того, в какой стране они проживают.

Комментарии экспертов

Ирина Матвеева, HR с 15 летним стажем работы, преимущественно в IT компаниях, последняя www.intermedia.net:

— Конечно, в IT-сфере есть такая практика, что специалисты работают из дома. Однако это никакого отношения не имеет к оформлению мигрантов. Если компания социально ответственная, платит все налоги, платит «белую» зарплату, то оформление гражданина Украины или Таджикистана, хоть и удаленно работающего, все равно потребует разрешения на работу. Действительно, дефицит кадров обращает внимание на хорошо подготовленных специалистов из Беларуси, Казахстана (ну их-то, наконец, стало проще оформлять на работу), Украины, Таджикистана, стран Прибалтики. И придумывать «левые» схемы готовы далеко не все компании. Но и трудоемкость этих схем (хоть левых, хоть правых) велика. Принимая такой проект, государство просто помогает бизнесам заниматься делом и платить спокойно налоги, а не тратить время на оформление бумаг и на невнятные процедуры. Кроме того, не очень приятно писать иностранным кандидатам, что, к сожалению, наши законы слишком затрудняют оформление иностранцев и ресурсов на приглашение их на работу нет — это с одной стороны. А с другой стороны — как они проживут полгода в новом городе, в другой стране, выплачивая подоходный налог 30%?

Насчет других сфер бизнеса: я бы не стала сравнивать и требовать равных прав, эта «борьба за справедливость» только затягивает решение вопроса. Но по структуре затрат и налогов о справедливости ведь нет и речи. Специфика IT такова, что себестоимость на 80% состоит из расходов на заработную плату. В строительстве, например, совсем другая доля зарплаты в себестоимости, но и другие квалификации и требования для приезжих специалистов.

И самое важное, что хочется сказать. Конечно, это делать надо. Но как надолго это решит проблему? Мне кажется, надо больше заниматься профориентацией, начиная со школьной скамьи и работая с вузами. Я не говорю про традиционные уже ярмарки вакансий, где компании соревнуются в развлечениях и соцпакетах. Я говорю о том, чтобы помочь молодому поколению отфильтровать информационный шум, понять, что им действительно нравится, а не отождествлять себя с мечтами родителей, бабушек и социально престижных профессий. Вот в такую деятельность стоит вкладывать усилия. По некоторым данным, только 10% школьников СПб идут учиться в IT и только 16% остаются работать по специальности в СПб, а по стране, по данным Superjob — 46%. На фоне демографического кризиса — это ужас. Если бы все эти цифры увеличивались каждый год на несколько процентов — какой прирост персонала мы бы получили. Хочется предложить HR-ам и руководителям подумать в эту сторону: какую яму мы себе роем, или как мы можем создать свое будущее завтра, формируя рынок труда.

Татьяна Дубровская, руководитель проектов CONSORT Group

— Предлагаю посмотреть на опыт Запада в вопросе привлечения квалифицированных специалистов из числа граждан других стран. К примеру, в Германии при Министерстве образования существует специальное ведомство, которое оценивает квалификацию специалиста.

Процедура следующая. Потенциальный работодатель обращается за получением рабочей визы, например, для IT-специалиста из России. Ведомство при Министерстве образования запрашивает документы, подтверждающие квалификацию данного специалиста. При этом статус вуза и наличие профессиональных сертификатов очень важны. Рабочая виза выдаётся только в случае соответствия квалификации IT-специалиста. Таким образом, используя опыт Германии, Россия также может выдавать точечно, а не поголовно, рабочие визы квалифицированным специалистам из других стран, для этого нет необходимости как-то упрощать процедуру получения рабочей визы.

Некоторое время назад Европа пыталась решить нехватку IT-специалистов путём привлечения выходцев из Индии и Пакистана. Однако в настоящее время европейские работодатели предпочитают не нанимать таких специалистов. Всё чаще в объявлениях рекрутеров европейских рекрутинговых агентств можно встретить следующие оговорки «..No Indian developers, please..» https://www.elance.com/j/integration-manager-net-mssql-developer/48548354/ .

В случае с выходцами из Индии и Пакистана проблема оказалась в колоссальной разнице менталитетов с европейцами и американцами. При том, что граждане Индии и Пакистана неплохо владеют английским языком и стремятся заработать деньги, они демонстрируют некоторые черты, неприемлемые для работы в проектных IT-командах. Так, они не командные игроки, а работа на IT-проектах требует именно сплоченности, командности, лояльности. Часто на таких проектах бывают переработки и т.д. Выходцы же из Индии и Пакистана работают «от звонка до звонка», у них нет ориентации на результат. Хотя некоторое время назад их охотно нанимали, т.к. стоимость их труда была значительно ниже. Сейчас ситуация меняется, и европейские и американские работодатели предпочитают качество дешевизне.

Причина вторая, по которой мигранты из стран СНГ не смогут решить кадровый голод в IT-сфере, — это развитие экономики стран СНГ. Ведь IT-отрасль не существует сама по себе, информационные технологии развиваются там, где активно развиваются основные отрасли экономики (производство, добыча полезных ископаемых, торговля и т.д.). Соответственно, уровень IT-специалистов, например, из Узбекистана или Таджикистана, будет крайне низким, поскольку развитие экономики этих стран оставляет желать лучшего. Если же говорить о специалистах из Казахстана или Белоруссии, то граждане этих стран и так могут работать в России, и для этого не требуется специального разрешения. Действительно, сейчас активно развивается IT-рынок Украины, при этом стоимость таких специалистов ниже, чем в России. Однако для привлечения квалифицированных специалистов из Украины может работать обычная схема получения разрешения на работу при наличии заинтересованного работодателя, которая в настоящее время существует.