Они лучше попилят сферу деятельности и будут «подчиняться» барану, чем отдадут управление в руки сильного соперника своей масти

Автор: Андрей Примак

Применительно к бизнесу, с кем же может воевать «войско львов»?

— По моему мнению, «войско львов» может воевать со всеми — как с баранами, так и со львами. Ведь лев — животное смышлёное и, несмотря на ходовые комбинации управленца­барана, не теряется никогда, ни при какой ситуации, и находит выход. Здесь главное — барана направить на нужные ворота. И опыт показывает, что у львов это получается.

Почему «львы» не выберут своим вождем самого сильного и умного «ЛЬВА», а порой становятся ведомыми у «Барана»?

— У львов всегда в крови индивидуализм и дух соперничества. В душе и голове львы понимают, что, выбрав сильного льва и поставив его в качестве предводителя, им придется как­никак подчиняться, и он будет превалировать над ними — а львы ох как этого не любят. Именно поэтому они лучше попилят сферу деятельности и будут «подчиняться» барану, чем отдадут управление в руки сильного соперника своей масти.

Всегда ли «бараны» выбирают своим вождем «барана»?

— Не всегда. Здесь, опять же судя по опыту, хочу сказать следующее: бывает и такое. Тогда компании настает полный крах, если, конечно, не появится баран с сильным характером, который попытается удержать бизнес на плаву.

А бывает ли такое в бизнесе: «Баран» создал бизнес и... Решил пригласить «порулить» им «Льва»?

— Бывает, еще как. Зачастую такие, казалось бы, курьезные случаи случаются в мелком и среднем видах бизнеса, но порой можно наблюдать и в крупных. Здесь можно и судить об умственных способностях барана: «мясо» у него есть, а вот распорядиться им грамотно он не может.

Что последует, если «Баран» пригласит порулить «Барана», обсуждать не будем (понятно без слов). А вот что бывает, когда «Баран» приглашает варяга — «ЛЬВА»?

— Смотря еще с каким характером попадется лев. Хитрый и жадный подомнет бизнес под себя, или как минимум будет иметь большую долю мяса, а честный лев будет просто делиться с бараном. Причем лев, а не баран. Но, как показывает опыт работы многих российских, да и, что греха таить, зарубежных фирм — львы зачастую вытесняют таких баранов рано или поздно и встают на их место.

«Войско баранов» — обидное словосочетание, но ведь порой в бизнесе мы реально наблюдаем — некомпетентность, равнодушие к судьбе компании, непрофессионализм, ....????

— Да, часто встречаешь такую картину. Мое мнение: все зависит от каждого зверя. И каждый случай в глубине своей индивидуален. На мой взгляд, мир наш стал более материален, отсюда все и пошло. Человек, работающий в компании, должен действительно проникнуться своей работой и выкладываться на полную катушку. А когда с первого собеседования у человека в глазах одни только деньги и нет идей, энтузиазма — тогда и получаются такие войска баранов. Все зависит от команды. Порой даже один человек может потянуть команду вниз и превратить в войско баранов. И еще мое мнение, что финансовая составляющая не менее важна, и в каждой работе должна присутствовать мотивация. Будет мотивация от вождя, будет и результат.

Как «формируются» дивизии, полки и армии «баранов»? Откуда они берутся, когда вокруг идет «война» конкуренции среди компаний и битва за персонал?

— Прежде всего они формируются из­за некомпетентности. Что греха таить, когда зачастую руководящие посты занимаются за родственные связи, знакомства и красивые глазки! Отсюда и многочисленное количество баранов. Которые в большинстве своем не проходят естественный отбор и съедаются львами.

Можно ли, следуя утверждению по сути политика, поставив во главе, например, АвтоВАЗа «ЛЬВА», победить Рено, Ситроен, Форд (обладатели 80% автопатентов)? (и ведь сейчас приглашен Карлос Гон — «Лев», спасший Ниссан)?

— По сути можно, но и команда должна состоять из львов, а на это нужно время. Как известно, время — лучший лекарь. Главное, чтобы бараны поначалу не сильно сопротивлялись.

Фиат и без «Льва» сделал новый дизельный двигатель (Пунто), лидер продаж в Европе сейчас. Или там «Лев» в тени?

— Да, мое мнение, что именно этот лев и есть Андреа Формика, ранее возглавлявший концерн «Тойота» (европейское подразделение), пришедший в Фиат в 2010 году. Кадровые перестановки вдохнули жизнь в эту компанию. А ведь известно, что рыба гниет с головы. Здесь случай обратный. Вовремя принятое решение помогло компании повысить свои обороты и тем самым выйти на совершенно новый уровень динамичного развития, которого Фиат не достигал за последнее десятилетие.

А как «Лев» «перестраивает» боевые порядки в войске «баранов»?

— С баранами льву поначалу всегда сложно. Главное — найти близкого хотя бы немного по характеру барана, а там и заручиться его доверием. Второй способ — метод кнута и пряника: эффективен, но помогает не всегда.

Но ведь далеко не всем «Львам» удается перестроить персонал, состоящий из «баранов»?

— Да, не всем, но что поделать, на то они и бараны! В таком случае надо менять тактику либо предводителя. Другого выхода я не вижу.

Какие шаги, действия, процессы, технологии... Запускают успешные «Львы», возглавляя «баранов»?

— Прежде всего — поэтапная перестройка, резких движений в случае с баранами применять нельзя. Львы заручаются их доверием, а уж потом, используя свою власть, расставляют все точки над «и». Но к баранам нужен индивидуальный подход.

Какие ошибки допускают «Львы», терпящие фиаско в попытке перестроить «баранов»?

— Прежде всего — проявление напористости и агрессии. От баранов нельзя требовать максимально быстро перестроиться. Им нужен период адаптации и привыкания, чтобы они стали ручными барашками, тогда и вести их, и управлять ими будет гораздо проще.

Порой и «Бараны» с войском «баранов» побеждают «Львов» с войском из «львов»? Жизнь непредсказуема?

— Да, жизнь такая штука. Но, мне кажется, здесь просто воля случая, судьбы. Звезды на небе так сходятся, и случаи таковые единичны. Все встает на круги своя, и разовая победа ничего не значит.

Наполеона «нашли» в провинции... А где и как сегодня «находить» «ЛЬВОВ»?

— Вопрос философский. Считаю, что львов находить не стоит. Животное гордое и самолюбивое — они, как настоящие хищники, чувствуют запах крови и всегда появляются в нужный момент в нужном месте.

Проверить, не ошиблись ли с выбором, можно только в реальном бою?

— Можно и устроить тренировку. Но практика показывает, что только реальный бой поистине помогает оценить все слабые и сильные стороны и лишний раз убедиться в правильности или поспешности своих действий. Ведь на войне как на войне. И бой всегда начинается неожиданно.

«Старых баранов» в бизнесе, как правило, не бывает... (погибают в боях), а вот «старых Львов» немало ведь?

— Старых львов много, но они, как правило, всегда знают себе цену, и к ним всегда нужен особенный подход.

«Старого Льва» ведь непросто уволить (авторитет, связи, потеря имиджа акционера), но и что с ними делать?

— Остается только договариваться по­мирному, лев животное умное, с ним по­доброму — и он так же. Здесь главной ошибкой зачастую может стать крах войска, а этого нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Всегда идти на компромисс со львом и достигать консенсуса — вот что надо делать в такой ситуации, никогда не выводить льва на агрессию.

Ваши советы о том, как не допустить в компанию «критической массы» «баранов»?

— Прежде всего строгий естественный отбор. Да и предводитель, я считаю, не должен быть бараном: яблоко от яблони недалеко падает, и коллектив зачастую берет пример с руководства. Поэтому личный пример и естественный отбор — те козыри, которые помогут сохранить компанию на ногах.

Как растить «Львов» и как удерживать их в вашем «войске»?

— Львов растить — дело хлопотное, уйдет много мяса, но оно того стоит. Прежде всего — хорошо «кормить», если подрастающий лев того заслуживает, стимулировать и, конечно же, обучать. Объединять львов в прайды, чтобы они перенимали опыт.

Но опять же, не забывать про метод кнута и пряника, он в таком случае поможет как никогда. Наглядно убедился, что именно таким образом и появляются львы. В моем случае это львицы, но сути дела это не меняет.

Главный «герой» в этом утверждении — «ЛЕВ». Что же и кто, на Ваш взгляд, подходит под этот собирательный образ?

— Прежде всего смышлёный, знающий себе цену. Лев никогда не пойдет на уступки врагу, свой прайд никогда не оставит в беде. Всегда идет нога в ногу с ним. Умеет принимать оперативные решения и легко ориентируется в пространстве, легко подстраивается под изменения. Я думаю, что это основные черты, присущие настоящему льву в мире бизнеса.

* Андрей Примак, ООО «ПромоГрупп».