«Крупную рыбу» надо ловить в тихом месте... а не в соцсетях!!!

Автор: Олег Рыбаков

Первый опыт соцсетей проявился в том, что персонал там стал «пропадать» в рабочее время... А что теперь?

Действительно, такой опыт был. Ряд сотрудников организации, находящейся в нашем офисе и являющейся нашей дочерней структурой, использовали весь интернет-трафик за короткий промежуток времени. При этом они заходили исключительно на развлекательные порталы.

Но мы стали с этим активно бороться. На данный момент интернет в компании находится только у ключевых людей. Есть список сотрудников, которые имеют право пользоваться интернетом в рабочее время. Этот список раз в год обновляется. Подключение каждого рабочего компьютера к интернету согласовывается лично со мной. Кроме того, регулярно проверяется, на какие сайты заходят сотрудники, сколько тратят на это времени и какой объём информации скачивают. Доступ ко всем социальные сетям (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и прочим) заблокирован ИТ-специалистами компании. Большинство сотрудников сидят в одном большом помещении, рабочие места расположены таким образом, что вся работа на компьютере видна остальным сотрудникам. Поэтому даже механически невозможно организовать себе досуг на развлекательных порталах в рабочее время.

Насколько неожиданно соцсети для Вас стали источником оценки связей кандидатов?

Есть человек, назовём его аудитор, который периодически заходит в социальные сети и проверяет отдельно взятых людей. Но ни разу ни одной взаимосвязи не было выявлено. Настройки социальных сетей позволяют закрыть любую информацию, нежелательную для общего просмотра, в том числе и «друзей».

Как вы учились «читать» аккаунты кандидатов? Что и как видели «между строк»?

При рассмотрении резюме обращаю внимание на адрес отправителя. У человека, претендующего на серьёзную должность, адрес должен представлять имя, фамилию, а не «ветер в горах», например, как было у одного соискателя. Всё остальное, я считаю, можно легко скрыть, повторюсь, настройки в соцсетях это позволяют.

LinkedIn выглядит двояко. Как в нём искать людей (Ваши секреты)?

«Звёздные» топ-менеджеры имеет резюме на более серьёзных специализированных сайтах (имеются в виду сайты платных агентств по подбору персонала). Вне зависимости от того, работают они в данный момент или нет. Эти люди раз в 5-7 лет меняют место работы на более приемлемую для них в данный период (повышают временные рамки, ценовые предложения). Такие специалисты не известны широкой общественности. Им нет нужды рекламировать себя. На LinkedIn соискатели сами пишут про себя информацию, её сложно проверить. Поэтому при поиске сотрудников гораздо безопаснее пользоваться услугами агентств, специализирующихся на подборе персонала. У каждого «топа» есть прикрёпленный к нему менеджер кадрового агентства, который работает с ним на протяжении долгого времени, знает его историю, чётко знает, что он делает и как он делает.

Поэтому, обращаясь в такие агентства, фирма снижает до минимума риск принятия на работу неквалифицированного специалиста. Помимо этого, в компании должен быть грамотный, профессиональный HR-директор, который знает, в какие агентства и за какими сотрудниками обращаться (чтобы не получилось, что HR обратился в агентство, которое прекрасно подбирает закупщиков, а фирме на данный момент нужен продавец), правильно может составить список необходимых требований, знаний и умений для конкретной должности. Также при выборе «топа» (если речь идёт о выборе топ-менеджера) HR должен понимать, какой именно «топ» нужен на данный момент владельцу компании: технический исполнитель или человек, действительно способный управлять.

Мало кто заявляет в соцсетях о поиске работы, но всё же есть такие. Кто они? Везёт кому-то?

Кому-то везёт, но это не систематический поиск, а дело случая. Если человек хочет найти себе хорошую, высокооплачиваемую работу, он должен обратиться к профессионалам, которые подберут ему вакансию в соответствии с его навыками, умениями, образованием. И возможно, даже предложат более высокую должность, чем та, на которую соискатель претендовал изначально.

В LinkedIn немало «топов» высокого уровня. Я проверила — большинство из них откликаются на письма (хотя в среднем откликается половина персонажей). Какие задачи решают для себя представленные там «топы»?

«Топы», представленные в LinkedIn, решают для себя одну задачу — это самореклама.

«Самые ценные топы», готовые в принципе сменить работу, насколько представлены в соцсетях?

«Самые ценные топы» в социальных сетях в большинстве своём не представлены. Им некогда этим заниматься. Они не публичные люди. Человек действительно толковый, который добился реального успеха в своей деятельности, сделал хорошую карьеру, как правило, «в тени», не пиарится, не заходит в социальные сети, у него просто нет на это времени. Исключения бывают, но они редки. В соцсетях человек присутствует, если ему это действительно нравится, когда он этим живёт, при наличии потребности регулярно посещать свою страницу в интернете. Ещё есть вариант знакомств в социальных сетях. И некоторые топ-менеджеры посещают подобные ресурсы именно с этой целью. Но в таком случае они находятся в интернете не под своим именем и тщательно скрывают свой аккаунт.

Программисты стали первыми, кого HR начали отлавливать в соцсетях... А как сегодня с ними?

Да так и есть. Программисты — это люди, которые живут в онлайне. Их активность в социальных сетях поражает. Найти хорошего программиста довольно легко. HR-специалисты отлавливают их именно там.

Соцсети как новый ресурс поиска редких профессий… Надёжный? Как находить «ниточку», которая выводит на нужного редкого специалиста (ключевые слова, компании, фио, профили)?

Если профессия редкая, то, скорее всего, это новое направление. А когда речь идёт о чём-то эксклюзивном, то всегда есть компания (юридическое лицо), которое этим занимается. И гораздо проще воспользоваться услугами этой компании, чем искать гения, который будет состоять в штате. К тому же, по факту получается, что это гораздо дешевле. Это примерно то же самое, что поехать чинить машину к автодилеру, у которого определённый регламент цен, а не к какому-нибудь порекомендованному знакомыми мастеру, который может назвать любую цену (часто более высокую, чем у автодилера). Иногда кажется, что переплачиваешь, но фирма-подрядчик не уходит в отпуск, не болеет, не увольняется, его не нужно ждать и искать.

Реклама бренда компании работодателя: стоит игра свеч в соцсетях?

Компанию в социальных сетях нужно рекламировать обязательно и постоянно, потому что большинство людей их посещают. Это самый распространённый вид досуга в современном обществе. Нельзя отрицать прогресс. Многие в наше время вообще живут в режиме «онлайн» и могут не увидеть рекламного плаката компании на улице, но обязательно заметят рекламу в социальной сети. Кроме того, реклама в соцсетях направлена на целевую аудиторию, которую важно правильно определить, а потом грамотно эту рекламу ей показать. По отдельно взятым группам и сообществам в социальных сетях (а, как известно, эти сообщества представляют собой так называемые «клубы по интересам») работают специалисты, которые занимаются своей целевой аудиторией. Компании рекламируют как продукцию, так и различные события и мероприятия, которые на данный момент они проводят. Это один из самых эффективных способов продвижения бренда.

«Чёрный пиар» — возможно ли такое в соцсетях? Если да, то как

Конечно, возможно. Сплошь и рядом. В социальных сетях, я считаю, в основном, только «чёрный пиар» и существует. В адрес любого бренда можно увидеть массу негативных комментариев. Это российская психология. Не зря же «чёрный PR» — термин именно российского происхождения.

Проверка «грязного белья» и тёмных сторон» жизни кандидата: как глубоко и широко, где и сколько надо «копать», чтобы найти что-то?

Мне кажется, что всё в соцсетях очень легко спрятать. Вы там найдёте только то, что человек хочет, чтобы о нём знали. Соответственно, если ему есть что скрывать, он это скроет, и вы всё равно ничего не узнаете.

«Связи решают всё», — гласит один слоган. Насколько «ВСЁ»?

Всё решают не связи, а имидж человека в деловых кругах. Назовем это репутационным капиталом. Если менеджер ранее испортил свою репутацию, то никакие связи ему не помогут. Это касается и родственных связей. Любой топ-менеджер, устраивая на работу своего родственника, за него отвечает, то есть в случае, если родственник не оправдает ожиданий, репутация будет подпорчена и у того, кто его продвигал.

Каким Вы видите будущее соцсетей?

Светлым. Они развиваются сейчас и будут развиваться в дальнейшем.

Ваши идеи их улучшения (сервисы и пр.)?

Затрудняюсь ответить, поскольку, как говорил ранее, не пользуюсь соцсетями.

У Вас есть реальные достижения в «рыбной ловле» в соцсетях? Сколько это в % от общего « улова»?

Минимальный процент.

В каких-то областях бизнеса соцсети важны, нужны, полезны. И всё, что перечислено выше, необходимо делать. Но в реальном секторе экономики они малопригодны.

*Олег Рыбаков, управляющий директор ООО «ТД Интерторг»