Семь принципов Коносуке Мацусита

Автор: Владимир Волков

Владимир Волков, профессиональный переводчик, бизнес-тренер, сертифицированный коуч

Успех любого бизнеса в долгосрочной перспективе определяет то, на чем он основывается — на вдохновляющем видении его основателей, на миссии, которую разделяют и которой привержено подавляющее большинство сотрудников компании. И, конечно, на четко сформулированных принципах, которые формируют и поддерживают ее корпоративную культуру. Все это, безусловно, удалось совершить основателю «Мацусита Электрик», одной из самых известных и успешных компаний в мире.

Если говорить о миссии, то Коносуке Мацусита сформулировал ее просто: «В основе нормальной работы любого бизнеса лежит ответственность перед обществом… Миссия производителя состоит в преодолении бедности, в освобождении общества в целом от проблем, связанных с бедностью, в повышении общего благосостояния. Бизнес и производство должны обогащать не только магазины, фабрики или предприятия, но все общество». И эта миссия отражена в первом принципе — служение обществу.

В российском бизнес-сообществе до сих пор идут дискуссии о цели бизнеса. В любом уставе коммерческой организации в России должна быть формулировка «извлечение прибыли» в качестве основной цели своей деятельности (П.1 Ст.50 ГК РФ). И в ответ на вопрос: «Зачем вы создали свой бизнес?» у некоторых предпринимателей возникает неловкая пауза и недоуменный взгляд: «Как зачем? Заработать денег». Кстати, эта тенденция просматривается у многих крупных компаний, в том числе транснациональных. Главной задачей менеджмента этих организаций является максимальная прибыль акционеров и повышение их капитализации. Создавая компанию, Коносуке Мацусита знал свой ответ. Компания «Мацусита Электрик» решила этот вопрос давно. Прибыль является необходимым условием для существования компании, но цель бизнеса — служение обществу.

Второй принцип — добросовестность и честность — это обращение к ценностным ориентирам компании. Такая декларация приверженности этим ценностям и следование им, безусловно, обращена как внутрь компании, так и вовне — к партнерам, потребителям, обществу в целом. Если во главу угла в деятельности производственной компании поставить эти важные для потребителя ценности и следовать им, то компания приобретает лояльных клиентов. Разумеется, ни одна фирма не заявит о себе: «Мы недобросовестные» или «Мы не честные». Однако мало кто публично декларирует эти ценности как принципы. Думаю, что следование этим принципам укрепит позиции компании на рынке.

Третий принцип — совместные усилия для достижения общей цели — отражает веру Коносуке Мацуситы в потенциал своих сотрудников, в коллективную творческую энергию. Даже самые амбициозные цели могут быть достигнуты, если каждый будет выкладываться на 100% и эта цель будет объединять всех сотрудников. И так происходило в истории компании не раз. Если вспомнить недавнюю историю нашей страны, то такое случалось и у нас. Индустриализация в годы первых пятилеток, восстановление в кратчайшие сроки разрушенных войной заводов и фабрик, покорение космоса — нам есть чем гордиться. И в новой российской истории мне встречались производственные компании, добивавшиеся потрясающих результатов благодаря следованию этому принципу.

Четвертый принцип — неустанное стремление к совершенству. Заметьте, не новаторство, не самое передовое и современное, а совершенствование уже имеющегося. Делать легче, надежнее, дешевле, компактней — совершенствовать уже имеющееся и делать это более доступным, удобным, экономичным. Этого требовала и требует сама стратегия внедрения на уже сформировавшиеся рынки: нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле. Стремление к совершенству — это часть корпоративной культуры компании, очень важный ресурс повышения ее эффективности на конкурентном рынке. «Мацусита Электрик» не создала (в отличие, например, от «Сони») ни одного нового продукта. Зато ее продукцию узнали и оценили потребители всего мира как качественную и доступную.

Стремление к совершенству касается не только производства. Как писал Коносуке Мацусита «Обслуживание покупателя после продажи куда более важно, чем сама продажа. Только вниманием к клиенту можно завоевать его доверие и лояльность». И этот принцип успешно применяют многие компании в России.

Пятый принцип — вежливость и скромность. Коносуке Мацусита всегда был живым примером этого принципа. Искреннее уважение ко всем своим сотрудникам, признание их вклада в общее дело, умение и готовность выслушать любого независимо от ранга и опыта. И не только выслушать, но и приступать к реализации решений только после обсуждения со всеми. Коносуке Мацусита писал: «Бизнес — это люди». И в отношениях с людьми он следовал этому принципу вежливости и скромности, что, безусловно, не мешало ему быть признанным лидером.

Шестой принцип — согласие с законами природы. В этом принципе проявляется философия Коносуке Мацуситы. Говоря о жизни, он писал: «Жизнь может совершенно измениться в зависимости от того, смотрите вы на вещи позитивно или негативно». Рассуждая о человеческой природе, он писал: «Прежде чем ждать чего-то от других, сначала отдайте им себя». Быть в согласии с законами природы — значит жить в гармонии с ней, принимая ее полностью.

Седьмой принцип — благодарность за благодеяния. Как писал Коносуке Мацусита: «Даже станки не работают гладко, если их не смазывать своевременно. Тем более мы не можем механически строить человеческие отношения без приветствий и добрых пожеланий». Выражение благодарности, признательности, вежливости — великие стимуляторы человеческих отношений. У нас есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Благодарить сотрудников за их вклад, за хорошо выполненную работу после завершения какого-то проекта — значит признавать их значимость и проявлять к ним уважение. Люди это очень ценят. К сожалению, часто у руководителей и владельцев в российском бизнесе встречается и такое мнение: «Мы за выполненную работу деньги платим.

Чего еще надо?» Я однажды опросил (приватно) руководителей региональных подразделений одного крупного холдинга, как часто их благодарит руководство за проделанную работу, за достигнутые результаты, за реализацию конкретных проектов. С трудом что-то вспомнили меньше половины опрошенных. А ведь все они проработали в компании не один год.

На вопрос: «А как часто вы сами благодарите своих подчиненных?» ответ был почти у всех один: «Редко». Этот принцип действительно укрепляет отношения. Главное при этом — быть искренним. Как это делал Коносуке Мацусито.

Владимир Волков, профессиональный переводчик, бизнес-тренер, сертифицированный коуч

Имеет сертификат Личного Тренера (Personal coach) и сертификат Бизнес-консультанта, выданные Международным Эриксоновским Университетом (Канада).

Прошел обучение у профессора психологии Мэрилин Аткинсон (Канада). Обучался у ведущих тренеров мирового уровня. Имеет большой практический опыт продаж, ведения переговоров, обучения персонала отделов продаж, рекламы, маркетинга, неоднократно выступал с докладами на профильных международных выставках и конференциях.

Опыт разработки и проведения корпоративных и открытых бизнес-тренингов более 10 лет. Разрабатывает и проводит корпоративные программы обучения «под заказ».