Комментарий к книжной новинке: Татьяна Баскина «Всемирная история кадровой индустрии», изд. «Манн, Иванов и Фербер»

Автор: Антон Краснобабцев, Ирина Тарасенко

Ирина Тарасенко, Генеральный директор ООО «БизнесРитм», Агентство по работе с персоналом.

  1. Как вы оцениваете роль кадровых агентств в бизнесе в целом?

Роль КА в российском бизнесе, на мой взгляд, сегодня недооценивается. Думаю, это происходит из-за недостатка информации о существовании и развитии кадровой индустрии. До сих пор многие считают, что рекрутинг, или управленческий консалтинг, это настолько легко, что никаких профессиональных знаний не требуется. «Всемирная история кадровой индустрии» Татьяны Баскиной — это первая ласточка популяризации информации о принципах и подходах в работе кадровых агентств.

  1. Можно ли сравнивать роли консультантов КА и тренеров: что общего и в чем отличия?

Нет. Сравнивать роли консультантов КА и тренеров ни в коем случае нельзя. Они отличаются в первую очередь разным набором профессиональных компетенций и личных качеств. Консультант в большей степени использует инструменты аналитики, тренер же обладает методиками передачи знаний, формирования навыков. Тренера можно сравнить с руководителем КА.

  1. Чем и в чем КА незаменимы и уникальны как провайдеры услуг?

Уровень профессионализма сотрудников КА и количество разносторонних вакансий позволяют сформировать достаточно серьезную базу кандидатов в том или ином сегменте рынка труда. Знание рынка труда и наличие деловых связей с узкими специалистами делают КА незаменимыми и уникальными.

  1. Чем КА могут быть опасны бизнесу?

Я вижу в КА только пользу для бизнеса. Единственная угроза — это конкуренция на рынке труда. Хотя для развития бизнеса это только плюс. Есть повод накапливать HR-знания и совершенствовать методики работы с персоналом.

  1. Почему текучесть сотрудников, подобранных КА, в 5 раз выше, чем у сотрудников из кадрового резерва компаний?

Не могу ответить, такого в моей практике не было. Наоборот, сотрудники, трудоустроенные через КА, увольняются реже. Так как КА подбирают специалистов под требования компании и несут за них профессиональную ответственность в размере определенной суммы от гонорара, иногда и в размере 100% гонорара. К тому же заказчики более внимательно относятся к отбору кандидатов, представленных агентством, нежели к кандидатам, подобранным штатным специалистом.

  1. Как вы видите будущее консалтинговых услуг и рекрутмента от КА?

В России эта сфера набирает обороты. В дальнейшем я вижу только развитие и усовершенствование технологий рекрутинга под современные требования рынка и особенности нашей культуры.


 Комментарий к книжной новинке: Татьяна Баскина «Всемирная история кадровой индустрии», изд. «Манн, Иванов и Фербер»

1. Как вы оцениваете роль кадровых агентств в бизнесе в целом?

- В общем-то, бизнес в состоянии самостоятельно производить найм любого персонала — от линейных специалистов до топ-менеджеров (инструменты — сайты вакансий и сообщества в социальных сетях). Но кадровое агентство способно взять на себя и выполнить рутинную работу по поиску кандидата, выполнить ее сравнительно быстро и выдать достаточную для выбора подборку кандидатов. То есть облегчить работу руководителя-заказчика. Правда, в этом качестве кадровые агентства легко заменимы внутренним рекрутером, если только вакансия не является конфиденциальной…

Кроме того, кадровые агентства были и остаются носителями экспертизы по подбору ключевых менеджеров и по-прежнему нужны бизнесу в этом качестве.

Во-первых, КА — эксперты в рисерче: ведь мало кто из топ-менеджеров зарегистрирован на hh.ru, и потому все еще актуальны «базы» кандидатов, на которые молились 10 лет назад, и навыки хэдхантинга (иногда мне кажется, что только в кадровых агентствах еще помнят, что «хэдхантер» — это не только название портала поиска работы).

Во-вторых, КА — эксперты в оценке менеджеров, они набили на этом руку. Среднестатистический руководитель подбирает в год (имеется в виду цикл от заявки на поиск резюме до оценочного интервью и принятия решения) 3-4 человек, а консультант КА — в десятки раз больше. В авиации есть такой термин — «налетанные часы». Летчик с большим «налетом» всегда более профессионален. Вот и консультант КА проводит подбор быстрее, точнее и с лучшим качеством.

2. Можно ли сравнивать роли консультантов  КА и тренеров: что общего и в чем отличия?

- И внешний тренер, и консультант КА схожи своей ролью экспертов для бизнеса. Да, внутри бизнеса часто можно найти (или нанять) человека, который сделает нужную работу «своими силами», но это будет непредсказуемо по срокам и качеству — ведь нужно еще во всем разобраться (или найти специалиста).

Кроме того, я считаю, что хорошего тренера и хорошего консультанта КА объединяет принцип «экспертное мнение бесплатно, работа — за деньги». Хороший консультант КА, как и хороший тренер, помогает заказчику пользоваться своими услугами правильно: глубоко работает с запросом, разбирается в специфике, помогает заказчику верно сформулировать цели и задачи, подсказывает наиболее эффективные решения, честно предупреждает о том, что делать не стоит (даже если тем самым отказывается от денег). 

4. Чем КА могут быть опасны бизнесу?

- КА опасны бизнесу, только когда «хантят» ими же устроенных сотрудников. Однажды я, будучи руководителем службы персонала, был вынужден отказаться от сотрудничества с КА, которое допускало такую возможность. 

5. Почему текучесть сотрудников, подобранных КА, в 5 раз выше, чем у сотрудников из кадрового резерва компаний?

- Кадровый резерв — это проверенные «огнем, водой и медными трубами» сотрудники компании. Во-первых, они чаще принимают недостатки компании как правила игры («В футболе не играют руками, а у нас не сообщают заранее об изменении целей»). А во-вторых, резервистов удерживает и особый статус. Поэтому с новичками сравнивать вряд ли стоит. И, конечно, я за то, чтобы в первую очередь растить людей внутри и только в крайнем случае подбирать на стороне.

А насчет сотрудников, подобранных КА, — проблема часто в неправильно сформированных ожиданиях от работы и форсировании принятия решения. КА заинтересовано «продать» кандидату вакансию, поэтому рисует все в розовых тонах, а после успешного прохождения кандидатом интервью внутри компании подталкивает его к положительному решению. А ведь очень важно при подборе создать у кандидата объективные ожидания относительно будущей работы, чтобы он понимал и плюсы, и минусы и спокойно принял информированное решение!

6. Как вы видите будущее консалтинговых услуг и рекрутмента от КА?

- Думаю, в будущем рынок внешнего рекрутмента будет сокращаться за счет дальнейшего развития внутренних служб подбора. Неизменными останутся две области — это подбор менеджеров для иностранных компаний (когда у компании нет и не может быть локальной службы подбора) и подбор топ- и мидл-менеджеров (в чем у КА больше ресурсов и больше «налета»), но и в этих областях кадровым агентствам будут наступать на пятки рекрутеры-фрилансеры.


С уважением, Антон Краснобабцев,тренер-консультант, управляющий партнер KEY SOLUTIONS