«Пять пороков команды. Притчи о лидерстве»

Автор: Патрик Ленсионе

Патрик Ленсионе на сегодняшний день один из ведущих авторов, который учит руководителей правильному ведению бизнеса, нахождению взаимопонимания со своими подчиненными и партнерами. «Пять пороков команды. Притчи о лидерстве» — новый бестселлер, который помог многим наладить доверительную атмосферу в компании и тем самым добиться новых вершин.

Книга описывает, как Кэтрин Питерсен — новый руководитель фирмы — смогла поднять высокотехнологичную, но увядающую компанию «Десижн Тех». Фирма была частью Кремниевой долины, что говорит об ее успешности. Менеджеры выработали весь потенциал «Десижн Тех» за 2 года: «Команда утратила дух единства и товарищества, его сменила нудная обязаловка. Любая работа затягивалась, качество падало».

Кэтрин Питерсен неожиданно заняла пост генерального директора «Десижн Тех» и совсем не верила в свои силы, но у нее, по сравнению со всеми другими кандидатами, была закалка человека неиспорченного деньгами и властью. Она умела работать в коллективе. Сотрудники были в недоумении — почему поставили именно ее. «Спустя две недели после выхода Кэтрин на работу сомнения превратились в уверенность: Кэтрин для этой работы не подходила».

Новый руководитель вела себя весьма своеобразно — она просто наблюдала: целыми днями общалась с сотрудниками, поручила проводить конференции бывшему генеральному директору. Никто не мог понять, почему Кэтрин не предпринимает никаких усилий по выведению компании из кризисного состояния. Человек, который хоть немного разбирается в психологии, может понять ход ее мыслей: наблюдая за людьми и общаясь с ними на разные темы, мы можем дать оценку их способностям, умению найти быстрое и качественное решение, понять, какие задачи им стоит ставить. Коллектив не понимал, чем руководствуется Кэтрин, а в такой ситуации люди обычно делают вывод, что человек не может вести дела и принимать правильные решения.

Топ-менеджеры «Десижн Тех» за последние 2 года перестали понимать друг друга, а решение поставленных перед ними задач превращали в балаган, что, естественно, не приводило ни к чему полезному. Им не интересно было думать о компании, каждый из них преследовал исключительно свои интересы, совсем позабыв, для чего они пришли на работу. «Топ-менеджеров «Десижн Тех» подчиненные называли не иначе как начальством. Никто не считал их командой, и Кэтрин полагала, что это не случайно» — именно в этом заключается одна из причин, почему компания с блестящими перспективами потерпела крушение.

Все прекрасно знают о том, что команда может пройти через сотню проблем с легкостью, но если в ней нет сплоченности, то все рушится в мгновение ока. Когда люди вместе работают над одним проектом, каждый вносит свою мысль, идею, пути реализации, и тогда в конце получается прекрасный результат, к тому же имеет место денежное вознаграждение. Стоит только одному человеку начать ставить себя выше остальных и перестать трудиться вместе со всеми, как негативный результат не заставит себя долго ждать.

Кэтрин Питерсен выработала стратегию, с помощью которой ей удалось объединить сотрудников в одну команду, которая будет понимать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, поддерживать перспективные идеи. Она собрала всех вместе в Напа. Изначально все считали, что Кэтрин не думает о работе, но со временем коллеги убедились в правильности выбранной ей стратегии. Тут нужно отметить еще одну важную деталь — умение руководителя достучаться до любого сотрудника. Занимая высокую должность, нужно быть немножко психологом, ведь приходится иметь дело с абсолютно разными людьми, у всех у них свой характер, свои амбиции. Настоящему лидеру необходимо уметь найти общий язык со всеми и сплотить их в одно целое. Кэтрин имела такие навыки, она знала, как организовать людей.

«Пять пороков команды» — название треугольника, в котором записаны главные составляющие элементы падения компании. Первым пороком Кэтрин поставила «недоверие», и тут остается только согласиться. Когда ты приходишь в коллектив и большую часть времени проводишь с одними и теми же людьми, они становятся для тебя семьей, у вас появляются общие интересы, дружба, совместное времяпрепровождение после работы. Если ты не доверяешь им, ты не сможешь правильно решить возникшую проблему. Человек не может все сделать сам, для этого ему нужны другие люди. Каждый по-своему уникален и имеет свои отличительные черты, так, например, учителем может быть каждый, но не у всех есть к этому талант. Доверие в коллективе — одна из главных составляющих, как и в семье, без него никак нельзя.

Сверху Кэтрин поставила следующий порок — «безразличие к результатам». Когда нам дается задача, мы первым делом ставим перед собой цель, а потом ищем пути ее реализации. Если люди не заинтересованы в конечном итоге, то, соответственно, они не будут напрягать свои мысли, чтобы увидеть результат. Заинтересованность — ключевой фактор в любой работе. Самовлюбленный человек как раз и не заинтересован в том, чтобы тратить свои силы и энергию на получение результата, а когда у него еще и статус топ-менеджера, то ему легче перекинуть свои обязанности на человека, стоящего ниже его по должности. В таких ситуациях возникает порочная цепочка, когда каждый начинает передавать свои обязанности вниз по служебной лестнице. В итоге задача не решена.

Над «недоверием» поставлена «боязнь конфликта», то есть «мнимая гармония»: «Если мы не доверяем друг другу, то у нас не может быть открытого, конструктивного, плодотворного конфликта. Поэтому мы всеми силами поддерживаем состояние мнимой гармонии». Многие с таким мнением не согласятся, но нужно в нем просто разобраться. Правильный конфликт — это когда люди спорят, высказывают мнение, пусть бурно и с криками, но в итоге они приходят к положительному результату, а если язвить и подкалывать, то дело не будет двигаться с места.

Порок «безответственность» — это когда мы боимся сказать коллеге, что он неправильно делает работу, потребовать отчет, сделать замечание. Мы умеем подкалывать, а направить человека на правильное использование рабочего времени у нас не хватает духу. Безответственность является тем пороком, который тормозит работу на одном месте и с одними и теми же ошибками. Важная задача — уметь правильно донести коллегам совет или предложение.

Последний порок — «нетребовательность», или «заниженные стандарты». Когда ставишь высокие цели, то всегда достигаешь положительных результатов. Если коллектив занижает стандарты своей работы, то в итоге не получает никаких видимых итогов своей деятельности.

Представленная книга «Пять пороков команды. Притчи о лидерстве» Патрика Ленсиони может помочь руководителю даже самой неперспективной компании вывести ее в первые ряды и сделать конкурентоспособной, развитой и успешной. Кэтрин Питерсон демонстрирует то, как можно сплотить команду и привести к хорошим результатам деятельности, улучшить атмо-сферу в коллективе, найти взаимопонимание и воплотить поставленные цели в реальность.

Подготовила Мария Осипова