От «казачков» можно защититься

Автор: Оксана Ткачева, ГК InfoWatch

Насколько актуальна тема в IT-мире — сбор и кража информации об инновациях?

-Тема защиты информации актуальна для всех отраслей бизнеса, в том числе для ИТ. Инновации и разработки стоят дорого. Roadmap, ключевые алгоритмы, данные о клиентах — подобная информация интересует и конкурентов, и  злоумышленников в любом бизнесе.

Много ли можно узнать на собеседовании от кандидатов?

— В некоторых компаниях кандидаты еще до собеседования подписывают внутренние документы о неразглашении ставшей известной им в процессе интервью информации, относящейся к категории коммерческой тайны. Это касается в первую очередь топ-менеджмента. В основном же на собеседовании, как правило, не разглашают ключевые или секретные сведения. Поэтому глубокий анализ по результатам одного-двух интервью провести сложно, но выяснить построение процессов у конкурентов при желании возможно.

Дорого ли просят за себя программисты и иные обладатели новых разработок за переход в вашу фирму?

— Если мы говорим о создателях уникального программного продукта, то такие специалисты, как правило, разговаривают о продаже продукта или об инвестировании в их разработку, но не о найме в штат. Если сотрудник создал какие-либо технологии в рамках своего функционала на предыдущем месте работы, данные технологии принадлежат компании-работодателю. И это, как правило, прописывается в трудовом договоре. Поэтому наличие подобных разработок у кандидата обычно не влияет на уровень предлагаемой денежной компенсации, а вот глубокие знания и релевантный опыт для нас очень важны. Это понимают и сами кандидаты, поэтому «продают» на собеседовании свои знания, умения и навыки.

Какие гарантии при этом они просят?

— Если речь идет о продаже разработки, это стандартная сделка купли-продажи. Если речь идет об инвестировании, в таком случае это доля создателя в бизнесе.

Засланные казачки — легко ли их вычислить в компании?

— Здесь многое зависит от самого «шпиона». Вычислить его не всегда легко, но вполне реально. Намного проще сработать превентивно, т.е. не пропустить его в компанию на самом начальном этапе (например, не рассматривать для найма на определенные должности сотрудников из компаний — прямых конкурентов).

Казачки — это профи в технологиях и их легко берут компании?

— Если кандидат полностью соответствует требованиям вакансии и успешно прошел проверку, теоретически могут взять, но, во-первых, грамотного HR-специалиста обмануть нелегко. Во-вторых, новые сотрудники, как правило, проверяются службами безопасности предприятий. Шансы на утечку конфиденциальной информации компании стремятся минимизировать.

Какие гарантии дает компании разделение между специалистами работ и информации ради ее секретности?

— Такой подход помогает уберечь как от преднамеренных, так и от случайных утечек информации внутри компании и за ее пределами.

Какие данные биографии, резюме, вопросы и ответы кандидата могут дать вам намек на его реальное или потенциальное «казачество»?

— Сейчас в интернет-пространстве много рекомендаций, что отвечать, если спросят, например, почему уходите с текущего места работы и т.п.

К нам иногда приходят кандидаты и дают одинаковые ответы, указанные в подобных «инструкциях по трудоустройству». Но у хорошего рекрутера всегда есть набор методов, как выяснить истинные причины ухода с прошлого места работы.

Как и чем вербуют «казачков»?

— По аналогии. Как у любого покупателя (продукта, услуги, информации) есть мотивы приобретения, так и у «казачков» есть свои мотивы действовать таким образом. Ими могут быть деньги, должность, положение, личные счеты и т.п.

А может быть «казачком» топ высокого уровня?

— Да, и мотивы могут быть такими же. Если топ-менеджер заинтересован напрямую в финансовом результате компании — является соучредителем, акционером и т.д. — вероятность намного меньше.

* Оксана Ткачева, директора по административным и  кадровым вопросам ГК InfoWatch.