Они смогли создать лишь иллюзию коммунизма в отдельно взятых компаниях

Автор: Павел Чернобров, ATLEX.Ru

Бирюзовые самоуправляемые организации — какие изъяны в преувеличении их гармонии и эффективности Вы видите в описании автором книги?

- Авторы статьи ссылаются на опыт Джобса, который якобы желал сделать мир лучше. При этом трудно найти менее «бирюзового менеджера», чем Стив. Он обладал четким видением продукта, но не слишком задумывался о чувствах сотрудников. На это обращают внимание все его биографы. Однако жесткость, граничащая с жестокостью, не помешала, а, может быть, и помогла ему создать компанию, которая до сих пор удерживает лидерство в своем сегменте рынка. Я не верю во все это радужное многоцветие бизнесов. Опыт говорит о том, что для достижения цели люди нуждаются в лидере. Цель бизнеса, нравится это сотрудникам или нет, — вовсе не их личностный рост, а прибыль. Прибыль эта в первую очередь идет владельцам бизнеса, но часть полученных средств тратится на оплату труда сотрудников, формирование социального пакета и т.п. При этом ошибкой было бы думать, что социальный пакет, допустим, работодатель формирует из бескорыстного желания улучшить жизнь работников. Вовсе нет. За счет социального пакета работодатель страхует в первую очередь свои риски.

Мой друг и коллега Илья Стечкин недавно вернулся из командировки в Кремниевую Долину и привез следующую мысль: для чего крупные ИТ-компании создают у сотрудников иллюзию коммунизма, победившего в отдельном офисном пространстве? Зачем все эти снэки, обеды, игрушки, аппараты для выдачи дорогостоящего оборудования? У этого аттракциона невиданной щедрости всего одна цель: не допустить, чтобы у гениальных, но инфантильных сотрудников появилась мысль о том, что у «общего добра», равно как и у продукта, создаваемого этими сотрудниками, есть хозяин. Ведь мысль о хозяине постоянно создавала бы дистанцию между продуктом и инженерами. А для того, чтобы инженеры работали с максимальной отдачей, у них должно быть полное отождествление себя с продуктом.

Я считаю, что честнее открывать карты сразу: да, я делаю бизнес, моя цель — деньги. Если ваши компетенции помогут мне в достижении цели, то я куплю ваше время по хорошей цене. Но при этом не стоит забывать, что «государство — это я». Где вы находитесь территориально — не имеет значения. Единственное, что принимается во внимание — это результат вашей работы. Сколько времени вы потратили на его достижение, какими инструментами вы при этом пользовались — не важно. При условии, что инструменты не увеличили расходы компании (сверх заранее оговоренных сумм), а время соответствует согласованному на старте графику работ. Такой подход симпатичен не всем. И это хорошо. Ведь у нас ограниченное количество вакансий. Поэтому да здравствуют «бирюзовые компании» — идеальная среда для эксплуатации представителей «поколения Y», не успевших повзрослеть.

Как решаются вопросы стратегии в бирюзовых фирмах?

— А они там точно решаются? Есть два варианта: или никак, или все равно находится кто-то, кто что-то может предложить и на чем-то настоять. Потому что к пению хором не способно большинство сотрудников любых компаний. Большинство ведь не училось в музыкальной школе. А если предположить, что в компании работают только выпускники консерватории, им все равно нужен дирижер!

Описанные автором процессы похожи на фантастику?

— Да, похожи. Это даже не фантастика, а утопия. Утопии всегда привлекали романтиков. Жаль, что среди топ-менеджеров ведущих компаний бирюзовых романтиков не очень много.

Как в них решаются вопросы сокращений, ликвидации направлений, демпинга, штрафов?

— Поскольку нашу компанию нельзя назвать «бирюзовой», я с этим не сталкивался. Но могу предположить, например, что товарищеским судом. Хорошо, если не судом Линча.

Роль hrd не видна в бирюзовых фирмах? Ее заменили 360°?

— В Советском Союзе было совершено научное открытие: стук распространяется быстрее другого звука. Если все заняты обсуждением всех, то кто будет работать? Процедура «360 градусов» занимает неоправданно много времени.

Могут ли «бирюзовые» стать привычным типом компаний (большинством)?

— Ответ отрицательный. Это все равно, что предположить, что Карлсоны могут использоваться в системах кондиционирования серверных залов.

Как бирюзовые конкурируют на рынке?

— Теснят «зеленых» и толерантят «голубых»!

Что из описанного автором Вы бы применили в своих компаниях?

— Очень полезно было ознакомиться с описанием того, как делать не надо.

* Павел Чернобров, директор по развитию бизнеса компании ATLEX.Ru.