Стальная воля: Как закалить свой характер

Автор: Том Карп

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Несколько лет назад я занимался исследованием темы лидерства. Рабочим названием проекта было «Лидерство в момент истины»5. В ходе проекта я наблюдал за деятельностью ряда руководителей, участвовал в управленческих тренингах и брал многочисленные интервью. Собирать данные мне помогала команда студентов. Исследование должно было ответить на вопрос, как официальные и неформальные лидеры управляют людьми. Я хотел понять, как именно руководитель может добиться от сотрудника сделать больше, чем того требует договор найма. Отдельный интерес для меня представлял вопрос применимости результатов исследования к реальной жизни. Меня интересовали не абстрактные теории управления, идеальные модели, руководитель как таковой или его официальная позиция — предметом моего исследования были управленческие процессы.

В ходе анализа выяснилось, что руководитель прежде всего должен доказать, что заслуживает доверия. Любой начальник сталкивается со сложными ситуациями, проблемами и сопротивлением, которые буквально проверяют его на прочность. Именно в тяжелых обстоятельствах руководитель может как получить, так и потерять авторитет в коллективе. Как показало наше исследование, лидерство связано не столько с умением мотивировать других, сколько со способностью справляться с различными видами сопротивления. Трудности могут быть вызваны как чувством уязвимости и неуверенности в себе отдельных сотрудников, так и разобщенностью, конфликтами и отсутствием четких разграничений обязанностей в коллективе. Руководитель встречает сопротивление и в таких малоприятных ситуациях, как вынесение подчиненным выговора. Затрудняют рабочий процесс и отсутствие необходимой информации, сложные переговоры и изменения в отношениях с клиентами.

От лидера далеко не всегда ожидают принятия безоговорочно верных решений, но он обязан взять бразды в свои руки, когда обстоятельства действительно того требуют. Мы пришли к выводу, что руководителю не присущи какие-то определенные качества или черты характера, но он должен производить впечатление личности надежной и последовательной. Не важно, за какие именно ценности и политические принципы ратует начальник, — важно, что у него есть собственные воззрения, которых он твердо придерживается. И главным фактором, обеспечивающим руководителю лидерские позиции, является его стремление достичь большего, чем остальные. Это стремление позволяет ему претворить в жизнь поставленную цель. У нас создалось впечатление, что сила воли так или иначе связана со способностью воплощать задуманное. Она становится связующим звеном между намерением и конкретным действием. Придя к этому выводу, я решил подробнее исследовать понятие силы воли.

Когда я погрузился в изучение материала, то увидел, что сила воли оказывает влияние на самые разные области жизни. Это подтверждают и результаты «стэнфордского зефирного эксперимента» (Stanford Marshmallow Experiment), проведенного психологом Уолтером Мишелом в конце 1960-х гг.

Группу четырехлетних детей проводили в комнату, где каждому был выдан поднос с одним зефиром. Детям сказали, что они могут съесть лакомство немедленно, но в случае, если они подождут десять минут, вознаграждение будет удвоено. Одни дети съели зефир тут же, другие же предпочли потерпеть. Некоторым из них удалось не поддаться искушению и дождаться награды. Спустя 20 лет Мишел провел дополнительное исследование, в ходе которого выяснил, что дети, проявившие выдержку с лакомством, позже оказались среди лучших учеников своих школ. Дети, продемонстрировавшие силу воли, стали самыми влиятельными в классе и впоследствии устроились на высокооплачиваемую работу. Эта же группа обнаружила наименьшую предрасположенность к алкогольной и наркотической зависимости. Исследование Мишела заняло место среди самых известных экспериментов в современной психологии, однако оно стало и предметом критики. Один из контраргументов сводился к следующему: то, что четырехлетний ребенок воспринимает как рационально оправданное, связано с его предыдущим опытом, а следовательно, его поведение не может быть обусловлено исключительно самоконтролем. Мишела также критиковали за то, что объектом его экспериментов в значительной степени является контроль импульсов в отрыве от других сторон силы воли.

В 1970-х гг. в США получила распространение идея о том, что для достижения поставленных целей человеку нужно обладать высокой самооценкой, поскольку она дает необходимое для успеха чувство защищенности. По мнению профессора психологии Роя Баумейстера, ведущего специалиста в области изучения силы воли, данная установка привела к тому, что целое поколение детей выросло с высокой самооценкой (ведь их много хвалили), но низким уровнем образования и навыков. Баумейстер считает, что причина кроется в ошибочном построении причинно-следственных связей в этой популярной установке: в действительности самоконтроль способствует развитию здорового самомнения, а не наоборот. А чтобы владеть собой, человек должен иметь сильную волю. Согласно другим исследованиям, завышенная самооценка также увеличивает вероятность проявления психопатического и безнравственного поведения.

Ряд исследований доказывают, что сильная воля у детей является залогом более комфортной и продолжительной жизни и что система школьного образования может оказать положительное влияние на дальнейшее течение жизни ученика. Согласно недавнему исследованию, проведенному в Новой Зеландии, успешность гораздо сильнее зависит от самодисциплины, чем от коэффициента интеллекта. В ходе этого длительного исследования под наблюдением находилась 1000 детей — с момента рождения до достижения ими 32 лет. Дети, проявлявшие сильную волю, во взрослом воз- расте в меньшей степени страдали ожирением и венерическими заболеваниями, отличались здоровыми зубами, имели высокий доход и счастливые отношения в браке. Наблюдалась определенная связь с показателями IQ и социальным происхождением, однако даже без учета этих факторов общая картина сохранялась.

Другое любопытное исследование, проведенное в США, указывает на то, что лучшие университеты страны вовсе не предлагают каких-либо выдающихся академических знаний, а в действительности учат самодисциплине. Дети, которых с раннего возраста учат адаптировать свое поведение с учетом обстановки и потребностей окружающих, достигают значительно больших успехов, чем те, кого в том же возрасте натаскивают исключительно в рамках школьной программы.

Пару лет назад американские университеты открыли свои двери для абитуриентов, обучавшихся экстерном и не прошедших среднюю школу. Некоторое время спустя оказалось, что многие из них почти тут же вылетели из университетских стен. Несмотря на удовлетворительный уровень академической подготовки, они были отчислены, поскольку оказались не способны сдавать работы вовремя.

СИЛА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Чтобы полноценно использовать ресурс силы воли, необходимо научиться главному: принимать решения и делать выбор в пользу чего-то одного, воздерживаясь от всего остального. Очень важно уметь отказываться от ненужного. Говорить «нет» соблазнам и возможностям. Оправдывать ожидания других. Стремиться соответствовать собственным высоким запросам. Все это требует самодисциплины и чувства доверия к себе.

Сила воли сводится к вашей способности делать выбор. Для многих людей это представляется бесконечно сложной задачей. Почему? Дело в том, что некоторые попросту не в состоянии сделать выбор и быть верным ему. У большинства современных людей слишком много альтернатив. И у вас, скорее всего, тоже. Барри Шварц, профессор социологии Суортмор-колледжа в США, утверждает, что западное общество стремится к увеличению благосостояния посредством предоставления индивиду значительных свобод и возможностей выбора. Нас буквально забрасывают альтернативами со всех сторон. Постоянно нужно принимать множество решений. Представьте, что вы зашли в кафе. Вы всего лишь хотите выпить кофе, но вам вручают обширное меню. Хотите ли стандартную порцию или двойную? Большую, среднюю или маленькую чашку? Молоко цельное, обезжиренное или соевое? Выпьете за столиком или возьмете с собой?

Вас с головой заваливают информацией, знаниями и возможностями, которые по идее должны сделать вашу жизнь лучше, однако их переизбыток нередко вводит в ступор. Вы тратите время и энергию на принятие решений — серьезных и тривиальных — и постоянно делаете выбор, осознанно или неосознанно. Допустим, вы пришли в магазин за продуктами. Разумеется, в первую очередь вы думаете о том, что купить на ужин. Возможно, даже набросали список и заранее решили, что будете покупать. Вы идете вдоль полок с товарами и смотрите на ценники. Пытаетесь угадать, что понравится детям. Сколько времени займет приготовление ужина. Имеются ли какие-либо из ингредиентов у вас дома. Будет ли ужин полезным. Психологи отмечают, что многие люди терзают себя сомнениями относительно верности своего выбора и без конца беспокоятся, не прогадали ли они. И вот после утомительного блуждания от прилавка к прилавку и ожидания в очереди вы наконец приходите домой, нагруженные тяжелыми сумками, и начинаете пилить себя:

«И зачем только я купил спагетти? В них слишком много углеводов. Гораздо полезнее было бы съесть рыбу с овощами. И почему я не подумал об этом раньше?» По мнению Шварца, свобода делает нас несчастными, поскольку наличие безграничного выбора, осознание ответственности за принятые решения и страх разочарования буквально парализуют нас. Чем больше решений необходимо принять за день, тем сложнее приходится нашему мозгу и тем больше мы склоняемся к поиску легких путей. Это делает нас импульсивными и заставляет принимать необдуманные решения.

Важно перестать включать силу воли каждый раз, когда необходимо сделать выбор. Когда вариантов меньше, принять разумное решение гораздо легче. Например, если ваша цель — пить больше воды и меньше газированных напитков, просто держите на виду несколько бутылок с водой. В таком случае вам не потребуется открывать холодильник и делать мучительный выбор. Можно пойти еще дальше: просто прекратите покупать газированные напитки вообще, тогда и выбирать не придется.

Чтобы сделать выбор, необходимо принять решение. Решения связывают воедино мысли, чувства и действия. Можно ли научиться принимать верные решения? Сплошь и рядом нам советуют мыслить рационально, ориентируясь на долгосрочную перспективу, а не на эмоции. Однако на практике это оказывается непросто. Обычно люди знают, что им следует сделать, но, тем не менее, они этого не делают — особенно когда нужно проявить силу воли. Некоторые убеждены, что способность принимать верные решения зависит от уровня интеллекта, однако это далеко не всегда так. Теме несоответствия между знанием и действием (the knowing-doing gap) исследователи лидерства Джефри Пфеффер и Роберт Саттон посвятили целую книгу. Несмотря на то, что человек может обладать знаниями, необходимыми для принятия верного решения или правильного действия, он нередко поступает совсем наоборот. И это касается не только руководителей, но всех нас. С чем это связано? Обычно это явление объясняют нехваткой ресурсов — времени, денег, знаний, опыта или связей. Но, может, это всего лишь отговорки?

Согласно новым теориям в психологии, нельзя считать, что человек либо думает, либо чувствует, либо вспоминает, либо учится, либо анализирует, либо планирует. Наш мозг оказывается вовлеченным в несколько умственных процессов одновременно. Мозг и нервная система постоянно находятся в активном состоянии в разных сферах, а не в какой-то изолированной области. Умственную деятельность можно охарактеризовать как совокупность отдельных процессов, происходящих параллельно. Их можно сравнить с бурной рекой, в весеннюю пору несущей в своем потоке многочисленные ветки, листья и прочий сор. Что-то из этого мусора цепляется за берег, пускает корни и начинает расти, а что-то тут же пропадает из виду.

В мозге ежесекундно происходит масса процессов. Одни из них чрезвычайно кратковременны (например, ощущение боли при уколе), другие — сравнительно скоротечны (процессы, связанные с функцией внимания и языковым общением), третьи — довольно продолжительны (отвечают за мотивацию), четвертые — крайне продолжительны (подобная мозговая деятельность связана с постановкой целей, межчеловеческими отношениями, обязательствами и силой воли). Но мы не способны использовать собственные ресурсы в определенном порядке — сначала чувствовать, потом думать, а затем получать опыт. Многие из процессов происходят в нашем мозге сами по себе, без контроля с нашей стороны. Однако есть и такие, которыми мы можем или должны управлять.

Исследователи считают, что эмоции являются отражением нашего восприятия мира и играют немаловажную роль в процессе принятия решений. Как это объяснить? Чувства тесно связаны с прошлым опытом, поэтому зоны мозга, отвечающие за эмоциональные реакции, постоянно анализируют текущую ситуацию и ищут наилучшие с точки зрения эмоционального состояния решения. Мозг занят химическими и электрическими процессами, он пульсирует, расширяется, сжимается и расширяется вновь. Эту особенность мозга принято называть пластичностью. Опыт трансформируется в воспоминания. На основании полученного опыта мозг выстраивает новые связи, так что при попадании в аналогичную ситуацию он способен предугадать ее исход. Однако чувства могут стать источником ошибочных решений: в погоне за мимолетной выгодой мы делаем неверный выбор.

Одной из главных характеристик мозга является способность оказывать влияние на процесс принятия решений, подвергать сделанный выбор рефлексии и сводить к минимуму причины ошибочных действий. Мозг сохраняет информацию, создает ассоциативные связи и использует их для выхода из проблемных ситуаций. Когда нам необходимо принять решение, большинство из нас старается прийти к рациональному выводу. Беда в том, что зона мозга, в которой все это происходит, — префронтальная кора — особой надежностью не отличается. Префронтальная кора головного мозга не способна обрабатывать большие объемы данных одновременно, поэтому, когда ее мощности не хватает, мозг просто-напросто «комкает» входящую информацию, чтобы сделать ее более удобоваримой, а это ведет к увеличению вероятности ошибок.

По этой причине принятие решений так тяготит большинство из нас. В процессе выбора различные зоны мозга получают противоречивые сигналы и, как следствие, вступают в конкуренцию друг с другом. В этом «споре» верх могут взять как сильные чувства, так и рациональные доводы. Исследователи в области нейропсихологии сравнивают подобную борьбу с естественным отбором: сильные эмоции и мысли вытесняют слабые и оказывают доминирующее влияние на наши действия. Именно к способности влиять на эту конкурентную борьбу, принимать решения и контролировать собственное поведение сводится применение силы воли.

«В решении содержится великая сила», — говорит нам гуру саморазвития Энтони Роббинс. Сила принятия решения составляет суть эффективного использования силы воли. Решите для себя, что теперь вы занимаетесь спортом три раза в неделю. Или что по вечерам выключаете мобильный телефон. Или что не будете каждый вечер есть сладости, сидя перед телевизором. Решите — и не отступайте. Все гораздо сложнее, чем просто сказать «да» или «нет». В действительности это энергозатратный психологический и нервный процесс.

Одним из лидеров, у которых я брал интервью в ходе моего исследования, был Томас Люнд Нильсен. В детстве он никак не мог понять, почему другие ребята так быстро сдаются, если игра только становится интересной. Товарищи постепенно «отваливались», а Томас продолжал самозабвенно играть. Он мог спокойно сидеть в песочнице в гордом одиночестве. Томас провел детство в Мексике. Как и все местные дети, он ходил в католическую школу. Но в один прекрасный день он открыл для себя карате. На тренировках его постоянно дразнили, но вовсе не за то, что был слишком мал и худощав для своего возраста, а за недостаточную «крутизну». Он был очень замкнут и стеснителен. Все изменилось, когда Томасу исполнилось 15. В их клуб карате приехал с лекцией олимпийский чемпион Эгиль Сёбю, участник «золотой четверки», завоевавшей высшую награду в гребле на байдарках в Олимпиаде 1968 г. в Мексике. Сёбю рассказывал об умственной тренировке: о том, насколько важно ставить перед собой цель, позитивно мыслить, рисковать и следовать задуманному. Некоторое время спустя Томас получил черный пояс по карате. Позже, уже взрослым, он служил в оперативном и командном составе одного из специальных подразделений Вооруженных сил. Сегодня он возглавляет компанию, занимающуюся информационными технологиями.

Томас рассказывает мне, с какой жадностью он, словно губка, впитывал все доступные ему знания. После лекции Сёбю Томас начал экспериментировать с «прокручиванием

слайдов в голове», как он сам это называет. Он представлял себе, как ему удается расслабиться, как он не боится проиграть и — самое главное — как побеждает. Постепенно все стало налаживаться, и, когда Томасу исполнилось 17 лет, он понял, что его умственная работа успела оказать ощутимое влияние на его достижения. «Прокручивая слайды в голове», он обретал внутреннее спокойствие и уверенность в том, что задуманное непременно увенчается успехом. Томас считает, что он осознал важность принятия решений и научился «программировать» себя.

Я рассказываю о Томасе Люнде Нильсене, поскольку считаю, что у него можно научиться решимости — как на этапе выбора, так и непосредственно совершая действия. Сила принятия решения неразрывно связана с вашим выбором в пользу того, что представляет важность именно для вас.

Когда решение принято, вы можете приступить к мобилизации силы воли. Это означает, что вы должны:

 обязать себя быть верным поставленной цели;

 принять решение осуществить задуманное (преобразовать обязательство в действие);

 упорно двигаться к поставленной цели (производить конкретные действия);

 вознаграждать себя в процессе действия и по достижении результата, учиться на полученном опыте;

 создавать на основе полученного опыта полезные привычки и шаблоны поведения.

Таким образом происходят когнитивный и аффективный процессы, активизирующие вашу силу воли. Эту технику может освоить практически каждый.

Разумнее всего начать с того, чтобы избегать ситуаций, где вы можете столкнуться с ненужным выбором. Сила воли

представляет собой ограниченный ресурс — используйте его там, где он действительно необходим. Не тратьте энергию на то, что нельзя изменить.

Научитесь принимать решения и придерживаться их. Это важно, поскольку сила воли напрямую зависит от ваших запасов энергии. Мобилизация силы воли требует колоссальных затрат энергии. Когда сила воли «включается», энергия расходуется очень быстро. Поэтому вы должны разработать собственную стратегию относительно того, на что силу воли действительно нужно тратить, а на что можно просто махнуть рукой. Привычки и устоявшиеся практики позволяют вам действовать на автопилоте, не принимая решений и не расходуя драгоценную энергию.

ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ

Когда я читаю лекции о силе воли, кто-нибудь из слушателей обязательно замечает, что во все времена религиозные практики требовали от своих адептов самодисциплины. Христианство, иудаизм, ислам — все основные конфессии ставят во главу угла самоконтроль. В Ветхом и Новом Заветах неоднократно говорится о том, что человек обязан обуздывать себя, особенно при столкновении с соблазнами. Средневековый теолог и философ Фома Аквинский систематизировал ортодоксальные доктрины, связав христианское учение с классической философией. Он выделяет четыре основные добродетели, к которым должен стремиться всякий добрый человек: мудрость, справедливость, воздержанность и мужество. Слово «добродетель» редко используется в современной речи. Среди значений этого слова на латинском и древнегреческом языках — virtus и αρετη соответственно — «доблесть», «достоинство», «душевное благородство». Фома Аквинский добавляет к четырем основным добродетелям три богословских — веру, надежду и любовь. В своей совокупности эти добродетели помогают человеку на пути самосовершенствования и в стремлении к всеобщему благу.

Однако здесь имеется существенная оговорка. Религиозные доктрины, заветы и идеалы зиждутся на тезисе о том, что человек рождается грешным, а для избавления от греха ему надлежит обуздывать себя и закалять характер. В распространенной в Северной Европе протестантской трудовой этике отсутствие самодисциплины считается грехом. Нравственный императив подразумевает, что голова должна восторжествовать над телом, разум — над чувствами, воля — над соблазнами. Если вам это не удается, вы становитесь грешником, а любой грешник обречен на вечные муки. У религиозных учений есть довольно неприглядная сторона: не сумевший проявить достаточную самодисциплину непременно должен страдать от чувства вины, стыда и ущербности.

На Востоке, в особенности в Китае, культура и система ценностей сформировались под влиянием конфуцианства и даосизма. Последний представляет отдельный интерес. Он уходит корнями в далекие времена, когда люди жили в простоте, в близком контакте с природой, не ведая сложностей, связанных с институтами государственной власти и строгой моралью. Даосизм призывает человека жить в гармонии со своей натурой. Древнекитайский философ Лао-цзы, считающийся одним из основоположников даосизма, сказал:

«Понимание других — это мудрость. Понимание себя — это просветление. Победа над другими дает силу, победа над собой — бесстрашие»6. Самодисциплина означает владение собой, и в этой связи даосизм предписывает диету, дыхательные упражнения, медитацию, визуализацию и сексуальную практику.

В Восточной Азии наибольшее распространение получил буддизм. Легенда гласит, что Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, вырос в роскоши и изобилии. Став взрослым, он решительно порвал с претившей ему средой, однако ни аскетизм,6 В рамках современной исторической науки личность Лао-цзы подвергается сомнению. Одни полагают, что это собирательный образ нескольких исторических персонажей, другие считают его мифической сущностью, третьи придерживаются мнения, что он жил гораздо раньше, чем принято верить, и, таким образом, не мог быть автором тех работ, которые ему приписываются. — Прим. авт.

ни истязание болью не дали ему ответов на мучившие его вопросы. Только когда он наконец позволил себе принять пищу и прекратил бичевать свое тело, на него снизошло просветление. Будда призывает людей найти баланс между удовольствиями и простотой, мыслить, чувствовать и действовать естественным образом. При этом мысли и действия должны быть конструктивными и высоконравственными, для чего необходимо ступить на путь самодисциплины, медитации и любви. Отражение этих идей можно найти и в современных методиках саморазвития.

В Азии также распространен индуизм — самая древняя из существующих система вероисповедания. Индуизм развивался и видоизменялся в рамках многочисленных местных культур, поэтому правильным будет считать его не религией, а обобщающим названием совокупности религиозных традиций Индийского субконтинента. Главным выражением индуистских верований становится действие, при этом важная роль отводится силе воли. Согласно одной из центральных идей индуизма, систематические испытания ведут к духовному просветлению и очищению божественными силами. Мужчины, принадлежащие к высшим кастам, практикуют различные упражнения, направленные на улучшение самодисциплины, в частности, чтение священных текстов, медитацию, йогу, аскезу.

Несколько поколений древнегреческих философов занимал вопрос о том, что же все-таки означает быть хорошим человеком. Хороший человек должен быть годен к чему- то, а для этого нужно владеть собой и практиковать самодисциплину. Сущность человека составляют его действия и решения. «Что делает нас с тобой хорошими людьми? — задавались вопросом мыслители. — Каким образом можно научиться лучше владеть собой?»

Среди мыслителей Новейшего времени отдельного упоминания заслуживает Айн Рэнд. Ее философия рационального индивидуализма далеко не бесспорна, однако она оказала значительное влияние на развитие либерализма как политического течения. Идеал Рэнд — волевой человек, независимый индивид. Она считает, что для достижения своих целей мы должны иметь сильную волю и извлекать пользу из своих талантов. «Для меня самое порочное существо — это человек без цели», — пишет Рэнд. Ежесекундно человек делает выбор — сконцентрироваться ли на цели осознанно или же позволить своим мыслям блуждать. Вы должны контролировать себя — именно в этом состоит свобода воли. Поскольку у вас есть сила воли, вы можете решать, принимать ли действительность такой, какая она есть, или же расширять собственные рамки. Согласно Рэнд, чтобы жить в достатке, необходимо доверять собственному разуму, исповедовать рациональные ценности, действовать в соответствии со своими личными интересами и уважать права окружающих.

Рэнд и Ницше предлагают нам эгоцентричную картину мира, и велик соблазн поставить знак равенства между сильной волей и эгоизмом. Однако между ними нет никакой связи. Применение силы воли как таковой не несет в себе по умолчанию никакой внутренней морали — вы сами наделяете этот процесс той или иной моральной характеристикой. Философы убеждают нас, что добродетели и нравственные ценности помогают нам на пути достижения цели, однако необходимо помнить и об окружающих. Есть мнение, что, научившись контролировать самих себя, мы становимся более сострадательными и внимательными по отношению к другим людям.

В рамках современной философии существует точка зрения, что сила воли не заслуживает отдельного внимания, поскольку не предлагает ничего нового по сравнению с мотивацией, стремлением удовлетворить свои потребности и процессом принятия решений. Тем не менее большая часть современных философов рассматривают силу воли не как личностное качество, что было принято раньше, а как способность контролировать ментальные процессы. В этом смысле важным становится не соответствие строгим идеалам, но понимание закономерностей, позволяющих мобилизовать силу воли. Сегодня под силой воли понимается уже не столько закалка и обуздание характера, сколько способность управления умственными процессами.

Внятный ответ на эти вопросы одним из первых дал Платон. Будучи учеником Сократа, он изложил некоторые мысли учителя. В своем основном трактате «Государство» Платон обращается к теме идеального общества, во главе которого стоят государственные мужи — философы, взявшие на себя власть. Под философами Платон подразумевает не просто мыслителей, но тех, кто способен управлять своим сознанием. Платон утверждает, что человек должен возвыситься над собственными корыстными интересами и действовать в соответствии с внутренними убеждениями. Человек должен быть мудр, смел, дисциплинирован и справедлив, говорит Платон. Общество и его потребности необходимо ставить превыше частной жизни, поэтому каждый обязан найти свое место в социуме и тем самым внести свой вклад в его развитие. Ученик Платона Аристотель рассуждал о том, каким образом человек стремится к хорошей жизни. Высшим благом в жизни он считает достижение счастья, а чтобы стать счастливым, нужно работать над собой и закалять характер. А для этого, говорит Аристотель, необходимо отыскать золотую середину во всех своих добродетелях и сильных сторонах. Идеалы Аристотеля выглядят устаревшими в глазах наших многочисленных современников, находящихся в бесконечной погоне за счастьем.

Стоики предписывали человеку жить в согласии с природой, освободиться от телесных страданий, верить в разум и сохранять душевное спокойствие. Главной добродетелью стоики считают самоконтроль. Человеку полезно закалять себя неприятными ощущениями. Каким трудностям лично вы готовы подвергнуть себя с целью тренировки силы воли? Вовсе необязательно подобно Бёрге Оусланду отправляться на Северный полюс, но могли бы вы, например, устроить себе продолжительную и изнуряющую тренировку, если вы не в самой лучшей физической форме? Или записаться на курсы иностранного языка, хотя с иностранными языками вы явно не в ладах? Или решить для себя, что вы каждое утро круглый год будете окунаться в море, как бы холодно ни было? Согласно стоикам, чем больше вы тренируете свою волю, тем сильнее она становится. Однако стоицизм — учение не для масс, ведь оно требует очень многого, а взамен обещает крайне мало.

Мы уже упоминали Фридриха Ницше. Чтение его трудов, написанных в конце XIX века, — занятие поистине увлекательное. Ницше решительно порывает с подавляющей властью церкви и предлагает человеку, оказавшемуся без Бога, самостоятельно искать смысл жизни. Культура и мораль служат для того, чтобы обуздывать человека. Ницше призывает нас отречься от традиций и устоев, если мы не желаем оставаться рабами. «Кто слишком себя щадит, тот от этого заболевает!» — пишет он в своем труде «Так говорил Заратустра». Это, безусловно, суровые слова. Ницше подвергает сомнению религию и концепцию Бога, чтобы наделить понятия добра и зла новым значением. Он называет христианскую мораль рабской, ведь она требует смирения, сострадания и любви, а Ницше видит будущее за сверхчеловеком. Обычный человек беспомощен, слаб и безволен, в то время как сверхчеловек видит ценность не в мире, а в войне и радуется жизни в любых обстоятельствах. Сверхчеловек не подавляет, но дисциплинирует свою энергию и направляет ее в нужное русло, и его воля к власти находится «по ту сторону добра и зла». Идеал Ницше — волевой человек.

Философия Ницше совпала по времени с эпохой индустриализации. Жители деревень начинают перебираться в города и таким образом вырываются из-под удушающей власти местной церкви и общины. Благодаря Реформации человек занимает более важное место в религиозной системе, а эпоха Просвещения и вовсе ослабляет авторитет догматов. Викторианская эпоха, в конце XIX века, знаменует постепенный отказ от строгой морали и церковных институтов Средневековья. Религиозные принципы теряют свое прежде незыблемое господство, но люди по-прежнему стремятся соблюдать общественные приличия и регулярно ходят в церковь. Многих пугает нравственный упадок растущих городов, и считается, что выстоять перед соблазнами эры урбанизации может помочь только сила воли. Идеалы Викторианской эпохи — непоколебимая вера в силу воли и нравственные ценности — нашли отражение в книге «Сила воли» (Power of Will) американского священника Фрэнка Чаннинга Хэддока.