Телепрограмма «КАНДИДАТ» дала миру нового президента США

Автор: Мария Быкова

- Трамп-управленец: козыри и слабые карты в его колоде?

- Вся жизнь — игра. И бизнес тоже. Среди предпринимателей встречаются девятки и десятки, валеты и короли и, разумеется, тузы. В отличие от блэк-джека и покера, в деловом мире нет четких правил. И те, кто срывает большой куш, нередко устанавливают их самостоятельно. Господин с говорящей фамилией Трамп (англ. Trump — козырь) значительную часть своей деловой карьеры провел в качестве банкрота, но в итоге оказался на вершине. Почему? Возможно, благодаря некоторым счастливым картам, которые всегда были в его колоде.

  • В бизнесе лучше быть дерзким, даже нахальным, чем жестким и несговорчивым. (с) Д. Трамп

Молодой сын бизнесмена средней руки в начале 70-ых отправляется штурмовать Манхэттен, который манил его запахом больших денег. И почти сразу ему удается получить несколько крупных проектов (сначала тендер на восстановление отеля Commodore, затем — на реконструкцию катка «Уоллмен-Ринк»). Добиться этого ему во многом помог дар убеждения и настойчивость. Когда в 1986 году мэрия отказала его проекту реконструкции, Трамп задействовал прессу, поднял шумиху, правдами и неправдами добился права на работы с последующим получением доли объекта. Снова и снова в разные годы он заключает сделки на максимально выгодных условиях. Убедительные аргументы и заманчивые предложения всегда были в его арсенале.

Так же, как и неукротимая энергия. Начиная свою империю с рынка недвижимости, Дональд нередко появлялся на строительной площадке и лично договаривался с субподрядчиками. Стараясь везде быть первым и предчувствуя выгоду, он еще в кризис 70-х скупил за копейки несколько зданий, которые в последующие годы значительно выросли в цене. Затем в 1995 году приобрел старый банк Манхэттена, который отчаявшиеся найти покупателя продавцы уступили ему с большой скидкой всего за миллион. Сейчас на этом месте красуется Trump Tower, стоимость которой по оценкам Forbes около $530 млн.

  • Покажите мне человека без эго, и я покажу вам лузера. (с) Д. Трамп

О размере эго самого господина Трампа нетрудно догадаться по тому, сколько сил он положил на то, чтобы сделать свое имя не менее узнаваемым брендом, чем Coca-cola и Nike. Долгие годы бизнесмен периодически мелькал на страницах печатных изданий (уважаемых и желтых), снимался в кино и выпускал книги-бестселлеры. Его слабость к известности и обсуждаемости можно объяснить эксцентричностью или... умным бизнес-ходом. Благодаря силе слова Trump Дональд стал получать деньги с бизнеса, к которому не имел отношения, с помощью лицензионных сборов за право использовать его имя. По данным Forbes, роялти приносит Дональду Трампу ежегодно по 22 миллиона долларов.

Его имя не только часто звучит, оно еще и стоит очень дорого. Дональд постоянно говорит о своих баснословных доходах. Однако после подсчета основных активов бизнесмена, журнал Fortune пришел к выводу, что цифра завышена в несколько раз. И вместо 10 миллиардов капитализация Трампа составляет около 3,72 млрд. Зачем он так сильно завышает свои доходы? Его богатство стало эффективным инструментом ведения переговоров уже в 90-е. Во время своего банкротства Дональд сумел сохранить несколько зданий от притязаний кредиторов, заявив, что если убрать его имя с вывески, объект резко потеряет в цене. Эта тактика прекрасно сработала.

Еще одним крайне удачным примером работы бренда «Трамп» стала телепрограмма «Кандидат», с помощью которой бизнесмен убил сразу нескольких зайцев. Реалити-шоу предлагало участникам побороться за место топ-менеджера в Trump Organization. Шоу стало очень популярным и принесло его ведущему (мистеру Трампу) не только внушительные гонорары, дополнительную известность, но и компетентных ценных сотрудников, которые сражались за попадание в штат целых 13 недель.

  • Если есть миллион людей, пользующихся твоими услугами, и ты получаешь N-ое количество долларов с каждого человека, это принесет тебе кучу денег. (с) Д. Трамп

Сначала Трамп-младший, так же, как и отец, занимался недвижимостью. А потом у многих появилось ощущение, что он буквально повсюду. Ему принадлежит сеть отелей, офисный небоскреб, модельное агентство, знаменитый каток «Уоллмен-Ринк» в Центральном парке Нью-Йорка... Дональд известен своей любовью к гольфу и сумел превратить хобби в дополнительный источник заработка, открыв десяток фешенебельных курортов для гольфистов, которые принесли ему 500 миллионов долларов. С 2006 года обширный список пополнила компания Miss Universe Organization (владеющая правами на такие конкурсы красоты, как «Мисс Америка» и «Мисс Вселенная»). Насчет этого приобретения некоторые аналитики сделали предположение, что не одна любовь к прекрасному подтолкнула Трампа к покупке. Бизнес, в котором ключевыми фигурами являются самые знойные красотки, привлекает на шоу сильных мира сего, и господину Трампу проще налаживать с ними деловые контакты в полуофициальной обстановке. Насколько это предположение соответствует правде, судить трудно. К тому же в 2015-ом миллиардер избавился от этого актива, продав шоу компании WME-IMG.

  • Плохие времена часто дают прекрасные возможности. (с)Д. Трамп

О том, что значит падать и снова подниматься, мистер Трамп знает не понаслышке. За свою долгую деловую карьеру ему довелось четырежды становиться банкротом. В эти тяжелые времена как никогда ярко проявилось его виртуозное умение решать проблемы, добиваться своего и упорно работать на результат. Он смог найти общий язык с несговорчивыми кредиторами и получил от них помощь и уступки.

В середине 90-ых долг Trump Organzation составлял 9 миллиардов долларов. Что сделал Дональд? Он организовал встречу с четырьмя своими основными кредиторами — Citibank, Bankers Trust, Chase Manhattan Bank и Hanover Trust... и попросил одолжить ему еще 65 миллионов. Чтобы вылезти из долговой ямы, Трампу пришлось расстаться со своей авиакомпанией Trump Shuttle, яхтой и контрольным пакетом акций отеля Plaza. Однако без дополнительной финансовой помощи от банков вернуться в игру ему было бы сложнее.

  • Никогда не влезайте в долги по вашим текущим расходам. Долговые средства следует направлять на финансирование деловых проектов, которые принесут вам прибыль. (с)Д. Трамп

Умение выходить из банкротства достойно похвалы, но из-за чего Трамп приобретал этот незавидный статус целых четыре раза?

Первый провал был связан с казино Trumps Taj Mahal, которое должно было стать по замыслу миллиардера «восьмым чудом света». Эксперты предупреждали Трампа о бесперспективности его затеи — ниша игорных заведений в Атлантик-Сити заполнена, и он не справится с конкуренцией. Однако Дональд никого не слушал и вложил в свою идею целый миллиард. Большую часть денег на строительство (817 миллионов) он взял в долг так называемыми «бросовыми облигациями» под 11,25% годовых. Прогнозы экспертов сбылись, бизнес был нерентабельным. Не спасла даже месячная программа с участием Майкла Джексона. Долговая пирамида рухнула, чуть не засыпав Трампа с головой. «Он влезает в долги, совершенно не думая о будущем», — писали об этом аналитики Fortune.

Второй большой ошибкой был Trump Plaza Hotel, построенный снова в Атлантик-Сити. Главной проблемой этого отеля было то, что он получился слишком дорогим и невостребованным. На момент банкротства его убытки превысили сумму в 550 миллионов. После этого случая газеты обвинили Трампа в отсутствии скромности и толковых экспертов по планированию. Следующие 12 лет отели и казино Трампа медленно но верно уходят в минус на 1,8 миллиарда. Суд заставил бизнесмена сократить долю акций отелей и казино на 25% и выложить 77 миллионов личных денег.

Последнего банкротства в 2009 г. можно было бы избежать при изменении бизнес-стратегии, ведь долг Trump Entertainment составлял всего 53,1 млн. Однако Трамп решил прибегнуть к уже привычной процедуре банкротства.

  • Нет ничего более преступного для финансового благополучия, чем придумать идею и не удосужиться реализовать ее.

В истории многих успешных предпринимателей можно встретить примеры неудачных инвестиций и провальных бизнес-идей. У господина Трампа их целых 13. Глядя на этот список, аналитики Fortune скептично заявили: «Он думает, что велик во всем». Какие только идеи не пытался реализовать Дональд Трамп! Настольная игра в стиле «Монополия», в которой можно было разбогатеть «как настоящий Трамп». Журнал с площадями под элитную рекламу. Trump Ice — бутылированная вода — «одна из чистейших в мире». А еще были стейки, которые Трамп очень любит, но продажи которых не достигли даже 5 тысяч. Университет Трампа, в котором он хотел делиться с молодым поколением своим бесценным опытом всего за 35 тысяч долларов. Однако несколько недовольных студентов подали в суд... Одним из самых необычных бизнес-проектов миллиардера-трезвенника была водка Trump. Дональд мечтал, что одним из самых любимых коктейлей Америки станет T&T (Trump&Tonic).Увы, компания просуществовала всего два года и закрылась в 2009-ом. Эти и другие проекты (ипотечная программа, сайт для путешествий, Trump Tower Tampa и др.) не окупили вложенных в них денег и не стали стабильным источником дополнительного дохода. Однако о них писали, они вызывали дискуссии и резонанс, а значит приносили пользу. Работали на главный козырь в колоде Трампа — бренд имени его самого и его известность.

Мария Быкова