Инновационные компании и их топ-менеджеры в Германии

Автор: Анна Никанорова

Уже много лет подряд Германию называют «инкубатором инноваций» Европы. И не зря. Начиная с аспирина и заканчивая Z3, первым программируемым калькулятором, положившим начало первым современным компьютерам, Германия по праву считается страной идей, изобретений и инноваций.

Ежегодно в стране проводится номинация ТОП-100 самых инновационных компаний Германии. ТОП-100 на немецком рынке уже более двадцати лет и является единственным показателем уровня инновационного менеджмента в Германии. Компании TOP-100 считаются лидерами своей промышленности. В 2016 году более 4000 компаний были заинтересованы в участии в конкурсе, 366 фирм подали заявки на участие в квалификационном раунде, 284 компании дошли до последнего этапа, 238 было отобрано для ТОП-100 (максимум 100 в каждом из трех уровней бизнеса). Оценка компаний выполняется профессором доктором Ниолаусом Франке (Dr. Nikolaus Franke) и его командой с кафедры предпринимательства и инноваций в Венском Университете экономики и управления бизнесом. Их оценка основана на более ста параметрах по пяти оценочным категориям: «Инновация — дружелюбный старший менеджмент», «Климат инновации», «Инновационные процессы и организация», «Инновационный маркетинг» и «Инновационный успех». Цифры оценки доказывают лидерство компаний в своих сферах: среди фирм числится 97 лидеров национальных рынков и 32 лидера мировых рынков. В среднем они достигли 40% оборота от инноваций и улучшений, которые они представили на рынке раньше своих конкурентов. Таким образом, рост оборотов на 28 % выше среднего в промышленном секторе. В итоге компании подали 2292 заявления на национальные и международные патенты за последние три года, ими планируется нанять около 9500 работников в ближайшие три года.

В этом году RK Rose+Krieger GmbH отмечает юбилей в ТОП-100: минденская компания получает награду пятый год подряд. Дочерняя компания международного предприятия Phoenix Mecano AG специализируется на производстве линейной техники, технике для монтажа профилей и трубосоединительной и модульной техники широкого профиля. Организация ориентируется на следующие рынки: проектирование оборудования, заводов, упаковочные технологии, автоматизационная промышленность, химическая промышленность. «Компании, производящие запчасти для виртуально безграничного рынка, должны решать уникальные задачи», — утверждает управляющий директор Хартмут Хоффман (Hartmut Hoffmann), у которого в подчинений коллектив из 200 человек.

Компания уделяет большое внимание активному консультированию, технической необходимости, новым технологиям, немаловажную роль играет конкуренция на рынке, поддерживаются отдельные инициативы работников.

Для того чтобы стать успешной на рынке, компания, основанная в 1972 году, установила образцовые инновационные процессы, основанные на японском методе управления под названием Kaizen. Согласно этому методу, команды открыто выявляют и анализируют проблемы. Специально отобранная группа ответственна за внедрение результатов при помощи конкретных действий. Работники проходят соответствующий тренинг в качестве оптимальной поддержки процесса, например, для того, чтобы стать мастером эффективного офиса или мастером эффективного производства. 

За каждую отдельную сферу продукта несет ответственность руководитель производства и отчитывается перед руководителем технологического отдела. Руководители производства ответственны, помимо прочего, и за инновации. Для некоторых проектов отводится фаза «предразработки», она включает в себя тесты и изучение возможности технической реализации. Затем проводят различные тесты, и если они удовлетворительны, инновацию утверждают к производству.
RK представляет свои инновации на многочисленных промышленных ярмарках.

Стоит упомянуть еще одного номинанта ТОП-100 — компанию SÜLZLE Group. Фирма находится в городке под названием Розенфельд в Баден-Вюртемберге. SÜLZLE Group трансформирует мусор в ценный продукт. Ежегодно в очистных сооружениях Германии производится около двух миллионов тонн осадков сточных вод во время очистки канализационных сточных вод. Обычно они сжигаются, поскольку осадки содержат множество вредных веществ и опасных химических соединений. Но осадки сточных вод также являются ценным ресурсом, который компания SÜLZLE может извлечь благодаря своему инновационному решению. Установка газификации SynGas превращает осадок сточных вод в газ при температуре более 800 градусов. Высокие температуры и дополнительные стадии очистки помогают избавиться от всех химических и биологических токсинов, в результате чего образуется синтетический газ, который затем можно преобразовать в электричество на ТЭЦ. Это в свою очередь может помочь в покрытии затрат мощности очистного сооружения. А пепел, полученный в процессе газификации, богат фосфором, основным ингредиентом сельскохозяйственных удобрений. «Осадок сточных вод — фактически возобновляемый ресурс. До настоящего времени от него просто избавлялись, но мы его перерабатываем и получаем энергию из процесса переработки», — объясняет управляющий директор Генрих Шульце (Heinrich Sülzle).

Компания SÜLZLE Group была основана в Розенберге в 1880 году, и в настоящее время ею руководит уже четвертое поколение семьи Шульце. Фирма обладает необходимым опытом в процессе оптимизации. Синтетический газ SynGas является одним из примеров широкого инновационного потенциала компании. Еще один пример — это изобретение AK-DOS: система SÜLZLE для дозирования и хранения порошкообразного активированного угля, его применение включает в себя четвертую стадию очитки сточных вод. Эта южногерманская фирма предлагает широкий спектр решений в различных областях, в том числе экологическое проектирование и проектирование зданий, заводов, продажа металлов, также фирма существенно пополнила свое портфолио за последние несколько лет. При возникновении проблемы 500 работников компании незамедлительно реагируют и разрабатывают подходящее решение. В настоящее время фирма является собственником восьми патентов.

Еще одной немецкой компанией-новатором можно считать BEGO Group из Бремена. На конкурсе был отмечен выдающийся инновационный маркетинг компании. Специализируется фирма в зубном протезировании и имплантологии, одним из ее коньков считается особый подход к клиентам: компания просит их на самых ранних этапах предоставить свои требования к предстоящим разработкам. «Отзывы рынка на всех фазах проекта играют важную роль в инновационных процессах», — подтверждает управляющий партнер Кристоф Вайсс (Christoph Weiss).

Пример создания 3D-принтера, разработанного компанией BEGO в 2015 году, показывает, как важен такой подход для инновационного успеха этого семейного бизнеса, основанного еще в 1890 году. В настоящее время принтер позволяет стоматологическим лабораториям существенно сэкономить время и сократить затраты на выполнение задач, которые раньше требовали только ручной работы.

В прошлом около 450 работников компании предоставило около 250 предложений по улучшению. На настоящий день у BEGO шесть немецких и 29 международных патентов, компания является инновационным лидером в стоматологическом секторе. Фирма имеет филиалы в Турции, Испании, Канаде, Франции, США.

Еще одна инновационная компания HOBART GmbH из Оффенбурга также уделяет существенное внимание своим клиентам. Фирма разрабатывает, производит и продает коммерческие посудомоечные машины и другое оборудование, а также анализирует ежедневные нужды покупателей в процессе. Например, одна из их машин моет подносы для сервировки одновременно с посудой, к тому же автоматически раскладывает их в конце цикла. «Инновации нужно проектировать так, чтобы предоставить их клиентам уже с дополнительной ценностью», — прокомментировал управляющий директор Аксел Бек (Axel Beck).
 

HOBART родом из США, где первый офис был основан в 1897 году. В 1930 году компания обосновалась в Германии. Четыре года подряд фирма получала награду в качестве топового новатора. В компании работает примерно 1000 человек, сотрудникам предлагается огромное количество тренингов и возможностей обучения. Ко всему прочему проводятся проекты по поиску инновационных подходов и решений. В прошлом году HOBART получил около 60 процентов дохода только от инноваций и инновационных улучшений, в которых у фирмы нет равных в своей области.

Jeppesen GmbH — боинговая компания, а также поставщик решений для навигации и программного обеспечения для авиационной индустрии, вносит огромный вклад в безопасность и эффективность полетов. В компании трудоустроено примерно 450 работников в городке Ной-Изенбург в земле Гессен. Jeppesen, филиал производителя самолетов Boeing, была основана более 80 лет назад. Основатель компании, капитан Элри Борге Джеппесен (Elrey Borge Jeppesen), увеличил безопасность полетов при помощи сборов данных о погоде, взлетно-посадочных полосах и помехах для формирования первых аэронавтических чартов. Сейчас Jeppesen является лидирующим производителем информационных и оптимизационных решений навигации для авиационной индустрии.

«Мы постоянно должны снова и снова изобретать себя для того, чтобы предлагать нашим клиентам интеллектуальные и всеобъемлющие решения во все времена», — сказал Берндт Бюрманн-Монтиньи (Bernd Bührmann-Montigny), управляющий директор Jeppesen GmbH.

Jeppesen также примечателен своим инновационным климатом и маркетингом. Существенные инновационные идеи возникли в результате партнерства и кооперации с наилучшими университетами. Кроме того, компания тесно сотрудничает с Германским аэрокосмическим центром и постоянно участвует в аэрокосмических исследовательских проектах. «Через это сотрудничество мы имеем постоянный доступ к многочисленным инновационным экспертам, вдохновляющим нашу работу», — объясняет управляющий директор.

Компании Германии продолжают удивлять мир своими изобретениями, свежим подходом к решению задач, новыми идеями и разработками. Большое внимание уделяется исследовательской работе: изучению рынков, спроса, мнения клиентов, что играет немаловажную роль в улучшении продукции и услуг компаний. Работники фирм получают постоянно новые знания, проходят всевозможные тренинги и курсы. Также немаловажным в компаниях Германии считается и проверка качества товара, тестирование, привлечение новых технологий в процесс производства. Все это позволило фирмам стать лидерами в своей области, причем не только на национальном уровне, но и на международном.

Анна Никанорова