Непрерывное образование в течение всей жизни — основной вызов и тренд времени

Автор: Екатерина Ядова, Московский технологический институт

- Как ректор вуза сегодня может лично повлиять на поворот высшего образования в сторону нужд бизнеса?

- Ректор определяет стратегию развития вуза, поэтому в его руках наибольшая власть по части «поворота высшего образования в сторону нужд бизнеса». Преподавательский и административный состав вузов знает и понимает необходимость передачи именно важных для бизнеса знаний и навыков.

Но для «поворота высшего образования в сторону нужд бизнеса» мало стремлений вуза и лично ректора. Нужно иметь конкретные четкие формулировки потребностей бизнеса на текущий момент и прогноз потребностей на 5 лет вперед. Пока системной информации по этим критериям не хватает.

- Какие программы обучения надо вводить для этого в вузах?

- Содержание каждой программы вуза должно учитывать практику применения, то есть фактические нужды бизнеса. Есть более практико-ориентированные дисциплины, например ценообразование, есть менее — например, философия. Но, даже преподавая теорию, можно и нужно описывать ее соотношение с практикой.

Вводить новые программы можно, например, по предпринимательству, эмоциональному и ситуационному лидерству, бизнес-анализу / business intelligence. Но это все уже существующие направления, реализуемые в вузах.

- Можно ли на рынке найти преподавателей для этого?

- Преподавателей на рынке очень много. И найти можно преподавателей, экспертов, практиков с любой спецификой.

Важно, что многие практики идут в преподавание. Кто-то делает это из-за того, что хочет нести знания людям, кто-то просто получает дополнительный доход. Здесь важно, что обучающиеся получают знания, напрямую связанные с актуальной практикой.

- Какова цена вопроса? Какие ставки за час лекции приемлемы для практиков из бизнеса (маркетологи, управленцы, ай-ти...)?

- Цены за час работы преподавателя очень сильно разнятся. Можно встретить оплату в 300 рублей за час, можно в 30 тыс. рублей за час. Высокие цены более характерны для известных практиков, «звезд» и гуру, могут включать индивидуальный консалтинг. Более скромные расценки чаще применимы в форматах удаленного взаимодействия.

В вузах преподаватели часто имеют преподавательскую нагрузку в рамках получаемой зарплаты. В этом случае не совсем корректно говорить о том, что преподаватель получает сколько-то за час (хотя формально можно и так рассуждать).

И все расценки, которые существуют, могут быть приемлемыми для практиков из бизнеса. Собственно, те практики, которые хотели бы делиться накопленными знаниями, получать клиентов из числа обучающихся у них, проводить вместе со своими студентами какую-то научную работу, часто готовы получать за час очень маленькие деньги или даже не получать их совсем.

Но если все же говорить о каких-то приемлемых «в среднем по больнице» значениях, то нужно сравнивать их с доходами, которые практик получает от своей обычной практической деятельности. Грубо говоря, если программист получает зарплату в 200 тыс. рублей в месяц и хочет посвятить субботу дополнительному заработку, он, вероятно, будет учитывать, что его рабочий день стоит около 10 тыс. рублей.

При этом опыт показывает, что более качественно преподают не те из практиков, кто больше за это получает денег, а те, кто больше мотивирован внутренне. Искать таких преподавателей труднее, поддерживать эту внутреннюю мотивацию тоже не просто, но все это возможно. Качеству обучения это идет на пользу.

- Надо ли и как мотивировать самих студентов на то, чтобы они на выходе имели более приемлемые для экономики знания?

- Когда речь идет о молодых студентах бакалавриата, их нужно дополнительно мотивировать на правильное получение ценных для практики знаний. Методов много. Часто их называют активными методами обучения. Общий смысл в том, чтобы учиться было интересно, информация была понятной, ценность ее для будущей работы и заработка очевидной. Преподаватели добиваются вовлеченности разными способами. Кто-то шутит и приводит яркие примеры из жизни, кто-то предоставляет много хорошо структурированной, глубоко проанализированной информации (которая может служить студентам и после завершения учебы). Важная роль у самих студентов. Стала уже расхожей фраза «нельзя научить, можно научитьСЯ». Склад характера, жизненная ситуация у студента… много что влияет на процесс обучения.

- Какие фундаментальные знания при этом важно не потерять и дать студентам?

- Высшее образование закладывает систему получения, хранения и использования знаний. Для разных профессий базовые, фундаментальные знания отличаются. Где-то это высшая математика, где-то органическая химия, где-то анатомия, а где-то философия. Фундаментальные знания обязательны для того, чтобы получаемые в дальнейшем постоянным потоком практические знания можно было грамотно оценить, структурировать, перенести с чужого примера (бизнес-кейса) на свой, скорректировать. Кроме профильных фундаментальных знаний вуз еще учит учиться.

Современный тренд однозначно свидетельствует, что более успешными (и еще более здоровыми) будут те, кто быстро и постоянно учится в течение всей жизни.

- Новые формы обучения — онлайн, видео, тренинги… как они могут помочь в этом?

...

Екатерина Ядова, кандидат социологических наук, MBA, проректор по дополнительному профессиональному обучению, руководитель MBA-программ Moscow Business School Московского технологического института.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU