НЕ ПРОСПИТЕ большую и многогранную цифровизацию бизнеса

Автор: Ван Вагенинген Ричард, Orange Business Services в России

- Цифровая трансформация: какие отрасли уже успешно трансформируются? Компании, преуспевшие в этом?

- Во-первых, сразу надо обозначить, что понятие цифровой трансформации широкое, но трактуется оно зачастую совсем неверно. Многие думают, что для того, чтобы успешно провести цифровую трансформацию своего бизнеса, достаточно закупить компьютеры, перейти на обмен письмами электронной почтой вместо долгих совещаний, сократить количество используемой бумаги. Наконец, автоматизировать какую-то часть своей работы, сократив число персонала. Такое представление о цифровой трансформации является очень поверхностным. Увы, при этом оно широко распространено. Важно понимать, что путь цифровой трансформации зависит от бизнес-задач каждой конкретной компании. Для одних она будет в первую очередь нацелена на улучшение работы с клиентами, для других — перестройка своей модели продаж для оперативной реакции на конкретные запросы клиентов. Цифровая трансформация — это не цель, это средство для ее достижения.

Стоит отметить, что сейчас трансформироваться так или иначе пытаются практически все компании. В первую очередь я бы выделил организации финансовой сферы. К примеру, уже давно очевидно, что мы все меньше и меньше ходим в отделения банков, полагаясь на их интернет-сервисы и функционал мобильных приложений. Прийти в офис банка необходимо разве что для того, чтобы забрать или отвезти оригинал какого-либо документа, и связано это скорее с требованиями законодательства. Мой банк — это мой телефон. Мы видим успешные шаги на пути цифровой трансформации и в ритейле. Успешно развивается электронная коммерция и новые виды доставки. Внедряются средства омниканальности. В торговых залах внедряются технологии Интернета вещей.

Также очень динамичная сфера, которая активно трансформируется, — это entertaiment, сфера развлечений. Если раньше люди больше ходили в кинотеатры, то теперь entertaiment, по сути, весь цифровой: существуют oнлайн-кинотеатры, онлайн-магазины. Раньше мы играли на улице в футбол, но для многих представителей нынешнего поколения такой футбольной площадкой является Steam.

- В велосипедных гонках выгодно атаковать на финише сзади, а в цифровизации, возможно, кому-то выгоднее не спешить в неизвестность?

- Это зависит от стратегии компании. Всегда существуют лидеры (earlyadopters), первопроходцы во внедрении новых технологий и их последователи (followers). Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Если компания хочет быть инноватором, то она должна быть готова к этому. То есть в такой компании сами сотрудники должны быть первопроходцами, и по складу личности, и по своему подходу к работе. Если же наоборот, то не стоит пытаться форсировать события. Это не зависит от отрасли, это зависит от политики, выбранной конкретной компанией.

- Кому еще долго удастся игнорировать тренд времени? Каким компаниям, отраслям?

- Я думаю, что таких компаний и отраслей просто нет, вовлекаться в цифровую трансформацию придется всем. Хорошим примером, хотя и не из мира бизнеса, является охота — крайне консервативный вид деятельности. Но даже там люди активно используют GPS-приемники и геокэшинг, переносные метеостанции, лазерные дальномеры, цифровые радиостанции.

- Какие плоды должна принести цифровая трансформация — по каким показателям оценивать ее способность помочь бизнесу, а не стать лишней финансовой нагрузкой?

- Цифровая трансформация, как и любой проект, имеет свою цель, сроки, на нее выделяются ресурсы. Грубо говоря, что хочет любая компания? Ответ очевиден: она хочет получать больше, а тратить меньше. Если кто-то будет работать быстрее, это будет приносить больше доходов. И здесь главным показателем будет финансовая отчетность.

Но помимо финансовой выгоды не стоит забывать и такие показатели, как уровень удовлетворенности сотрудников или клиента, также оказывающие значительное влияние на доход. Эти показатели вполне поддаются измерению внутренними опросами или независимым аудитом. Мы работаем быстрее, если не порождаем избыточную бумажную документацию, если рабочий процесс не бюрократизирован. Кажется, все преимущества очевидны, и финансово, и в тех вопросах, которые нельзя измерить в деньгах.

- С цифровизации каких бизнес-процессов или направлений деятельности компании нужно начинать прежде всего?

- Мы в Orange выделяем три составные части процесса цифровой трансформации: Digital Inside (цифровизация внутри компании), Digital Outside (цифровизация снаружи), Digital Enablers (внедрение технологии, поддерживающие функционирование первых двух категорий решений). Digital Inside направлена на то, чтобы сотрудникам внутри работалось четче, быстрее, эффективнее, чтобы, в конце концов, им стало удобнее работать и взаимодействовать со своими коллегами. Digital Outside отвечает за создание уникальных торговых предложений для клиентов организации, которые стали возможны благодаря новым технологиям. Digital Enablers — это ряд технологий и услуг, без которых функционирование других решений будет невозможным или небезопасным (например, услуг связи, программно-определяемые сети, решения информационной безопасности).

Одна категория зависит от другой, и мне очень странно слышать, что одна часть бизнес-процессов прошла цифровую трансформацию, а другая — нет. Нельзя быть инновационным только на какую-то определенную часть.

- Кто должен быть драйвером цифровизации и может объединять усилия всех? Можно ли и надо ли назначить на этот процесс ответственного?

- Начну с того, что драйвер (то есть руководитель проекта цифровизации) должен быть сам готов к своей роли. Самое главное — у него должен быть сформирован определенный образ мышления, он должен верить в то, что делает, и быть примером для остальных сотрудников. Если компания хочет меняться, а ее верхушка не верит в это, то это будет очевидно для всех и ни к чему не приведет.

Верно также и то, что в большой организации нельзя просто взять и насадить изменения. Нужно встречаться с людьми, предлагать им самим участвовать в обсуждении нововведений. Только тогда будут появляться новые инициативы и идеи.

- По-вашему, как и кто должен оценивать готовность персонала к цифровизации?

- Я считаю, что вопрос поставлен неверно. Большая компания никогда не будет полностью готова к значительным изменения — меняться для компаний вообще всегда не так-то легко. Всегда найдутся люди, которые будут против изменений, и это не потому, что сами изменения несут в себе что-то плохое, а потому что сотрудники привыкли к установившемуся порядку. Если руководство приняло решение о необходимости цифровизации бизнеса, но в компании нет соответствующей экспертизы, стоит посмотреть на рынок труда и нанять человека с подобным опытом. Может случиться и такое, что не каждый топ-менеджер в компании готов к трансформации, но это уже другой вопрос.

Можно ли научить дремучую в IT компанию соответствовать цифровизации? Как?

...

Ван Вагенинген Ричард, Orange Business Services в России

Беседовала Анна Матюшенкова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU