Шахид Хан

Шахид Хан, предприниматель пакистанского происхождения, миллиардер, владелец компании Flex-N-Gate, родился 18 июля 1950 года в Лахоре (Пакинстан) в семье со средним достатком. Его отец владел небольшим строительным бизнесом, а мать была профессором математики.

После окончания школы родители дали 16-летнему сыну 500 долларов и отправили учиться в университет штата Иллинойс (США). Юноша должен был жить в общежитии университета, но приехал рано, когда жилой корпус был ещё закрыт, и он оказался на улице в чужой стране. Хан решил переночевать в хостеле, однако оплата в 3 доллара за ночь показалась ему слишком высокой. Тогда студент начал работать посудомойщиком за 1,2 доллара в час.

В 1970 году, за год до окончания учебы, Хан поступил на работу в компанию Flex-N-Gate, основанную в 1956 году и занимавшуюся мелкосерийным производством деталей для автомобилей. Учёбу молодой человек совмещал с работой. Он упорно решил разбогатеть и к делу относился с полной отдачей. В 1971 году, окончив обучение, Шахид Хан получил диплом инженера и занял должность технического директора компании. На тот момент Flex-N-Gate не отличалась технологичностью, и Хан занялся внедрением инноваций и обучением сотрудников. Однако за пять лет его упорного труда практически ничего не изменилось, поскольку руководство компании не желало тратить деньги, низкий уровень производительности труда в компании их вполне устраивал.

Учитывая такое положение, Шахид Хан решил заняться решением проблемы самостоятельно. Для внедрения новой технологии нужны были деньги, и в 1978 году Хан взял кредит в 50 тысяч долларов и добавил к ним 13 тысяч из собственных сбережений. Предприниматель основал компанию Bumper Works по производству бамперов по собственной технологии. Выпускаемая продукция вскоре привлекла внимание крупнейших автоконцернов, в числе которых были такие гиганты, как General Motors и Chrysler.

Однако руководство Flex-N-Gate решило отобрать у Хана изобретение и подало иск о краже коммерческих секретов. Хан понял, что судебные разбирательства могут разорить его фирму. Денег на дорогого адвоката не было, компания ощутимой прибыли пока не приносила, и шансы проиграть дело были высоки. Хан нанял самого дешёвого адвоката, а сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы подготовить линию защиты. В итоге суд вынес решение в его пользу, а Верховный суд штата Иллинойс в 1980 году окончательно закрыл дело.

Когда Flex-N-Gate оказалась на грани банкротства, Шахид Хан решил её выкупить. Спрос на бамперы продолжал расти, бизнес уверенно развивался, выпускаемой продукции требовалось в 200 раз больше, и корпорация General Motors предложила предпринимателю передать производство более крупной компании. Хан пошёл на сделку, сочтя такое решение GM обоснованным, поскольку ему было не по силам увеличить производство до требуемого уровня.

Позже Хан понял свою ошибку: он слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Теперь он стал искать партнёра, с которым мог бы вместе расти и развиваться, чтобы выйти на уровень, который необходим автомобильным гигантам. В этом ему оказало помощь руководство GM: его связали с японским производителем Isuzu. После решения проблем с переговорами (незнание языка и др.) Хан всё-таки получил контракт.

Несмотря на то, что заказов было вполне достаточно и от Isuzu, Хан продолжал искать партнёров в Японии, и в 1984 году к числу его клиентов добавилась Toyota. К 1987 году Flex-N-Gate стала единственным поставщиком бамперов для новой версии пикапов японского бренда. Производство росло, и в 80-х годах в число клиентов Flex-N-Gate вошла ещё и Mazda, а в 90-х годах к ним, помимо Chrysler и GM, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие.

В 1999 году для производства компонентов и изделий из пластмассы, необходимых для автомобилей, была основана дочерняя компания Flex-N-Gate Plastics и создано специальное подразделение по доставке запасных деталей на Chrysler Warren Truck.

Таким образом, в 90-е годы Шахид Хан из рядового предпринимателя пакистанского происхождения стал ключевым поставщиком американских и японских автоконцернов и удостоился наград за свою успешную деятельность.

Flex-N-Gate стала активно скупать другие компании. Первой была поглощена Ventra Group, выпускающая пластиковые бамперы. В 2004 году Flex-N-Gate собралась купить Dynamit Nobel Kunststoff ― подразделение немецкой компании MG Technologies AG по производству пластмассы, которая владела 22 заводами и была ведущим игроком на европейском рынке автомобильных комплектующих. Сделка оценивалась в сумму 513 млн долларов, однако покупка не состоялась, и MG Technologies AG обвинила Flex-N-Gate в невыполнении обязательств. В 2006 году суд обязал Хана возместить ущерб, нанесённый несостоявшейся сделкой.

В том же году продажи Flex-N-Gate достигли 2,5 млрд долларов, и Хан за 6,5 млн долларов покупает компанию Oris Automotive Parts Alabama по производству аксессуаров для внедорожников. Удачная сделка способствовала получению выгодного контракта от Mercedes-Benz International.

В 2007 году Flex-N-Gate решила купить завод компании Visteon в городе Милан штата Мичиган. Однако, как выяснилось, Шахид Хан в период с 1999 по 2003 год не доплатил налогов на сумму в 85 млн долларов. Налоговая служба США (IRS) посчитала, что Хан и его жена участвовали, по меньшей мере, в пяти сомнительных сделках. Тяжба длилась два года, и, как сообщил сам предприниматель, в 2009 году он заплатил налоги на сумму около 68 млн долларов. По мнению редакции Forbes, Хан выплатил 85 млн и в 2011 году погасил штраф в 40 % этой суммы.

В 2009 году Хан увеличил выпуск бамперов, с этой целью он выкупил четыре завода у Meridian Automotive Systems. Спустя три года компания приобрела у Ford завод Sandunsky Lighting по производству осветительных приборов.

В 2014 году журнал Forbes поместил Flex-N-Gate на 92-ю позицию в списке крупнейших частных компаний США. Продажи достигли уровня в 4,5 млрд долларов, при этом 91 % приходился на Северную Америку.

В 2016 году, по данным СМИ, Flex-N-Gate имела в собственности 54 предприятия по всему миру, а её штат достиг 17 тысяч сотрудников. В дальнейшие планы компании входит поглотить ещё семь европейских заводов, принадлежащих Plastic Omnium, во Франции, Испании и Германии.

Помимо этого, в 2016 году Шахид Хан решил диверсифицировать свой бизнес и приобрёл отель Four Seasons Toronto за 172 млн долларов. При этом отель сейчас, как и раньше, управляется сотрудниками Four Seasons Hotels and Resorts. Кроме всего прочего, Хан ― владелец компании Bio-Alternatives, которая занимается производством биодизельного топлива, а также Smart Structures ― компании по обеспечению экономически эффективного управления мостами.

В 2011 году Шахид Хан вышел на спортивный рынок, где его первым приобретением за 770 млн долларов стала американская футбольная команда Jacksonville Jaguars. Этой покупкой бизнесмен не ограничился и в 2013 году за 200 млн фунтов приобрёл английский «Фулхэм» ― старейший футбольный клуб Лондона. Однако в сезоне 2013-2014 г. клуб покинул высший дивизион национальной лиги и появились информация, что предприниматель хочет продать «Фулхэм» и купить другой столичный клуб ― «Тоттенхэм». Однако до завершения сделки дело не дошло.

Шахид Хан занялся благотворительностью и с 2012 по 2014 годы пожертвовал около 5 млн долларов на гранты по семейным и детским программам, в 2015 году ― 2,1 млн долларов ― местным некоммерческим организациям. Ежегодно он дарит около 11 тысяч билетов на спортивные матчи, и это обходится ему около полумиллиона долларов. Хан и его жена активно помогают университету Иллинойса, на их деньги построен теннисный комплекс и расширена библиотека. В 2007 году бизнесмен открыл фонд Khan Foundation, который пожертвовал более 5 млн долларов библиотекам и различным организациям, занимающимся медицинскими исследованиями.

Пакистанский миллиардер Шахид Хан, состояние которого оценивается в 8,4 млрд долларов, внесён в список 100 величайших бизнес-умов современности, опубликованный 23 сентября 2017 года журналом Forbes.