Сколько стоит доля при разделе бизнеса?

Автор: Владимир Алистархов

По мере развития рыночной экономики в России многие из граждан раздумывали над вопросами, касающимися открытия и развития собственного бизнеса.

У кого-то мечты остались мечтами, и без разницы по каким причинам, но кто-то смог довести дело «до ума», организовал свой бизнес, прошёл через «огонь, воду и медные трубы» и добился успеха. Казалось бы, что ещё надо, ведь бизнес есть, развивается хорошими темпами с перспективой на будущее, но не всё так безоблачно, как кажется на первый взгляд.

Когда собственники бизнеса вместе уже «съели не один пуд соли», появляются другие, не менее серьёзные вопросы, чем вопрос об открытии своего дела.

Конечно, в жизни бывает разное, и обстоятельства бывают разные. Если, например, бизнес убыточный, то есть две задачи: или пытаться продолжать развивать бизнес, или надо закрыть его. Если нет экономической целесообразности вести бизнес, то его надо закрыть, для чего существует немало соответствующих способов ― законных, полузаконных или совсем незаконных.

Но в данном случае хотелось бы обсудить варианты раздела доходного бизнеса. Ну, например, два старых приятеля открыли собственное дело в строительной области. По мере развития бизнеса структура его расширялась, это была уже не одна компания, а группа компаний с большим количеством проектов. Дела идут хорошо, но по каким-то причинам один из двух собственников решает разделить бизнес, о чём немедленно сообщает другому собственнику. Решение должно быть воплощено в жизнь, но как?

Существует много способов раздела доходного бизнеса.

В девяностых годах прошлого столетия зачастую раздел бизнеса заканчивался разборками между собственниками с привлечением поддержки со стороны силовиков, разнообразных бандитов, «крыши» и т. д. Всё это в конечном итоге приводило к незаконному отъёму бизнеса у одного собственника в пользу второго. Какими методами пользовались стороны? Разнообразными, в том числе, как говорили в небезызвестном советском фильме касательно незаметного снятия гипса: «человека можно напоить, усыпить, оглушить, ну, в общем, снять с бесчувственного тела. Наконец, с трупа». Так было и с разделом бизнеса в те времена, но время беспредела прошло.

С начала двухтысячных по настоящее время бизнес делится путём проведения различных юридических процедур, спор о законности которых в основной своей массе заканчивается в судах.

В целом, несмотря на изменение методов раздела бизнеса, осталась высокая конфликтная составляющая между собственниками бизнеса при его разделе, так как в тех же судебных тяжбах разные стороны ведут себя нечестно: подделывают документы, подтасовывают факты, игнорируют законные интересы другой стороны. Другими словами, услуги юристов и адвокатов используются исключительно с целью «облапошить» бывшего партнёра по бизнесу.

Отсюда резонный вопрос, а как поступить иначе?

В связи с поставленным вопросом предлагаю рассмотреть следующий вариант цивилизованного раздела бизнеса, как было бы в идеале.

Сколько стоит доля?

Сразу хотелось бы отметить, что вопрос не в том, как заключить договор о покупке доли одним собственником у другого собственника.

Вопрос в том, сколько стоит эта доля? И наивен тот человек, который подумает, что стоимость доли легко определить.

Нет ничего проще, чем взять бизнес, посчитать все активы и разделить их между собственниками пропорционально долям участия каждого в бизнесе.

На практике же всё не так просто и однозначно, так как номинальные доли могут быть и равными, но только один из собственников считает, что он должен получить больше, несмотря на равность долей де-юре.

Почему он должен получить больше? Ну, хотя бы потому, что он и только он вёл бизнес, а второй находился в сторонке и наблюдал за происходящим. Или потому, что после начала ведения бизнеса каждый из собственников смог предложить несколько проектов для развития совместного бизнеса и у одного собственника проекты в результате принесли доход, а у другого все проекты ушли в минус.

Вот тут-то и вопрос: а как посчитать активы таким образом, чтобы все остались довольны или, по крайней мере, как установить справедливость при разделе бизнеса?

В данном случае юристы и адвокаты не помогут собственникам, и бухгалтер вряд ли сможет помочь, так как у бухгалтера своей работы полно и специфика работы чуть-чуть другая.

Когда речь идёт о разделе бизнеса, собственникам необходимо привлечь к работе финансиста с большим опытом работы, перед которым должна быть поставлена задача ― посчитать финансовый результат в разрезе каждого отдельного проекта компании, что в результате даст полную картинку того, что добился один собственник в сравнении с другим.

Если вспомнить ранее приведённый пример о группе компаний, которая занимается строительным бизнесом, то при расчётах необходимо учесть, что в группе находится, например, пятьдесят юридических лиц с сотнями расчётных и других счетов.

Финансовый результат

В теории финансовый результат ― это выраженный в денежной форме экономический итог деятельности компании в целом и её отдельных подразделений.

На основании этого классный финансист может просчитать экономический итог в разрезе каждого проекта, относящегося к первому или второму собственнику. Зачастую в бизнесе каждый из собственников сопровождает свои проекты и отвечает за них.

Опытный финансист устанавливает, какие расходы и когда были понесены по проектам, что подтверждается движением денежных средств по расчётным счетам компаний.

Также финансист должен определить принципы учётной политики в компании или группе компаний, в том числе в учётной политике определяются принципы формирования себестоимости и принципы распределения косвенных расходов по проектам.

После определения доходной и расходной части по каждому проекту определяется финансовый результат.

По результатам работы финансиста результат предоставляется собственникам бизнеса, которые в наглядной форме могут увидеть отчёт о прибылях и убытках компании в разрезе каждого проекта.

Срок предоставления расчёта финансового результата по проектам зависит от того, насколько в каждой компании налажен управленческий учёт, и если он не налажен, то на расчёт финансового результата по проектам уходит не один месяц.

Можно ли тратить столько времени на выполнение такой задачи? Вопрос конечно риторический, но если собственники бизнеса хотят разойтись мирно, то это нужно делать.

После получения финансового результата в разрезе каждого проекта собственникам бизнеса остаётся только сесть за один стол и разложить всё «по полкам», в результате чего можно ответить на вопрос о том, какую сумму компенсации один собственник должен выплатить второму за приобретение его доли.

Размер компенсации определён, и остаётся последнее ― подписать договор купли-продажи доли, в чём могут поспособствовать юристы, так как настаёт их время действовать. Конечно, заключение договора купли-продажи не менее важный этап раздела бизнеса, но то, что собственники одного бизнеса определят размер компенсации на основании профессионального расчёта финансового результата, как минимум уменьшит накал страстей при разделе бизнеса.

В идеале правильный подход при разделе бизнеса, даже скорее честный ― подход на основе финансового результата деятельности компании или группы компаний. Это и есть цивилизованный раздел бизнеса. Такой раздел не только уменьшает вероятность серьёзной ссоры между собственниками бизнеса, но и в какой-то степени уменьшает вероятность наступления в будущем судебных тяжб, которые потянут за собой дополнительные расходы и массу негативных эмоций.

Применяют ли на практике такой метод раздела бизнеса?

Да, применяют, но не часто, так как в настоящее время собственники в силу разных причин в конечном итоге делят бизнес в суде, и подтверждение этому найти не сложно, а причиной разногласий как раз и является непрофессиональное определение стоимости размера компенсации за долю.