Вдохновляйте людей

Автор: Сергей Сергеев, журналист УП

В чем же кроется успех миллиардера? По признанию Аяза, его секрет успеха — правильная постановка цели: «Примером, бизнесом, через блог, обучение и просто через разговоры. Я хочу быть мотиватором для сотен тысяч людей. И эта цель проходит через всю историю развития Like».

Аяз раскрыл маленькие лайфхаки, как добиться правильной постановки цели: если все же мотивации в виде вашей цели не хватает, используйте дополнительные лайфхаки.

1. Наставник, который будет контролировать вас.

2. Правильное окружение, которое будет тянуть вас вверх. Во-первых, когда ваши товарищи хотят пойти в дорогой ресторан, а вы можете позволить себе только «Макдоналдс», становится очень обидно. Во-вторых, люди, добившиеся успеха, могут найти нужные слова и мотивировать вас действовать.

3. Цена слова и декларация — напишите, что обязуетесь сделать и в какой срок. И поставьте цену слова — такую, которая действительно будет вас мотивировать. Это могут быть деньги (сумма, с которой вам сложно расстаться), материальные ценности (телефон, ноутбук, машина) или поступок, который просто так вы никогда бы не совершили, тот, который заставит вас почувствовать дискомфорт (например, побриться наголо). Важно, чтобы декларация была публичной. Можно выложить ее в соцсети, можно написать на листке и отдать товарищу.

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО КОНКУРЕНЦИИ?

Для Аяза весь мир — это возможности. Так было всегда, поэтому предприниматель очень не любит слово «конкурент». Оно, по его мнению, подразумевает, что мы живем в мире с ограниченными ресурсами, поэтому нужно всеми силами пытаться отобрать у кого-то долю рынка, занять место под солнцем, растолкав всех вокруг. Но ведь мы делаем одно большое дело — развиваем нашу страну через свои проекты. Когда Аяз с партнерами начал открывать первые хостелы, то они думали не о конкурентах, а о клиентах, поэтому сконцентрировались на качественном продукте, который будет радовать гостей. Такой же философии компания придерживается во всех остальных бизнесах. Данный формат очень интересен для современного бизнеса, ведь библейское высказывание «Все люди братья» имеет место и в нашей жизни. Золотое правило: не воевать, а расположить к себе и сделать своим другом, об этом, кстати, говорил еще и Карнеги.

ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

Самые настоящие и самые стоящие идеи — собственный жизненный опыт — это то, что поможет хорошо стартовать. Идея создания хостела Like хорошо известна, да и нет возможности ее тут пересказывать, но, как говорит сам Аяз, ищите идею на растущем рынке — бизнес будет развиваться даже в жесткой конкурентной среде. Цитата: «Рынок прощает ошибки, если рынок растет. Счет заведений от Coffee Like, открытых в том числе и по франшизе, уже пошел даже не на десятки, а на сотни. Это доказывает, что прощает он новичков неоднократно». Главное, как уверяет предприниматель, войти в растущий рынок. Причем важно, чтобы от идеи, ее оформления и реализации прошел минимальный отрезок времени. Рынок прощает, но и конкуренция на ноги наступает, хотя вы помните, что с конкурентами делать надо… в друзей превращать…

КОМАНДА

― Директор по маркетингу, менеджеры по продажам, по работе с клиентами, генеральный директор, арт-директор — могут ли все эти амплуа ужиться в одном человеке? Возможно, нет, но, по словам предпринимателя, можно не уметь ничего делать самому, если есть команда и стратегическое мышление. После осознания этой, казалось бы, простой мысли встал вопрос: что делать самому, если для любой работы есть директора — по маркетингу, аналитике, упаковке, автоматизации? Чем должен заниматься учредитель, когда бизнес-процессы выстроены?

Задача учредителя — стратегия. Задача команды — процесс. Сам же Аяз признается, что важно уметь правильно делегировать полномочия, вот что он говорит по этому поводу: «Без навыка делегировать вам будет очень сложно одновременно курировать десятки направлений. К сожалению, не все мы родились Юлием Цезарем, который мог одновременно читать, писать, диктовать писарю и выслушивать просителя. Найти человека, способного поддерживать ваш уровень и темп работы, растолковать ему основополагающие нюансы и пожинать плоды — вот что такое идеальное делегирование. Каждый из вас знает поговорку: время — деньги. Но мало кто догадывается, что она работает и в обратную сторону. Деньги помогают вам добыть время. В сутках 24 часа, но никто вам не мешает выкупить чужое время и заполнить его нужными вам делами. При умелом делегировании сутки становятся поистине резиновыми».

ПАРТНЕРЫ

Мы уже успели обсудить конкуренцию и команду, еще одна немаловажная деталь для Шабутдинова — партнерство. Предприниматель вспоминает строки Макиавелли: «С конкурентами нужно или дружить, или воевать до последней капли». И признается: выбрал первый вариант. Цитата: «В 2013 году я увидел первые кофейные бары. Этот бизнес тогда только зарождался, я начал его изучать и познакомился со своим партнером, с которым мы впоследствии создали свою собственную сеть кофеен».

Партнерство — очень выгодный способ начать свой бизнес: ваш коллега может как раз иметь необходимый стартовый капитал или обладать хорошим опытом ведения бизнеса. В любом случае две головы лучше, чем одна. Развитие происходит быстрее, вы генерируете в два раза больше идей. Партнерство, на мой взгляд, хороший способ начать именно первый свой бизнес, спина к спине, плечо к плечу и все такое. Как-то спокойнее, что ли.

И, КОНЕЧНО, ИНВЕСТИЦИИ

Представьте, как вы пришли в магазин за покупкой товара — именно так работает инвестирование, признается Аяз: «Есть несколько вещей, которые мы готовим перед встречей с инвесторами: понятная упаковка проекта, рассказ о себе, внутренние и внешние риски проекта. Обязательно прописываем условия: доля в компании, контроль над принятием решений, распределение прибыли».

Услышьте потребности. И помните: вы можете сохранить полный контроль над принятием решений. Инвестиции — это не рабство. Инвесторов можно найти везде: от специализированных сайтов до соседней улицы. Смотрите по сторонам, изучайте рынок, перенимайте успешный опыт, заводите новые полезные знакомства. Заработайте хорошие деньги для своих инвесторов — и тогда у вас больше не будет проблем с деньгами, чтобы расширяться или привлекать еще большие суммы под еще большие проекты в будущем.

Удивительная история удивительного человека. Я, кстати, будучи студентом еще Удмуртского университета тоже попал под кофеманию «Лайка», сравнить кофе в тот момент можно было разве что со столичным, а точнее, американским Starbucks. Это сейчас каждый день создаются новые кофейни и булочные, а в то время, да еще и для небольшого Ижевска Аяз Шабутдинов был первооткрывателем кофе с собой, поэтому его популярность можно было сравнить со звездностью, что ли?

ИСТОЧНИКИ:

https://vk.com/ayazshabutdinov

https://bbf.ru/magazine/2/6925/

https://www.youtube.com/channel/UCP3URMaJbfJGq83X7T0wGzQ

*Сергей Сергеев, журналист УП