Управление временем. Главное и второстепенное в работе лидера компании.

Автор: Ольга Чижевская, ООО «Подиатр»

Микроменеджмент – болото, которое засасывает

Не опуститься до «мелочной опеки» – талант опытного руководителя. Повышенная тревожность, особенно в условиях турбулентной ситуации, может провоцировать желание быть в курсе каждого шага команды. Но это опасный путь. Уделять много времени операционным задачам – непозволительная роскошь для эффективного управленца. Особенно, если вы возглавляете не линейный, а достаточно разветвленный бизнес, связанный как с продажами, так и с консультированием, образованием, коучингом и т.д. Помимо того, что подобный стиль управления буквально «пожирает время», он еще и «разбалтывает» сотрудников, снимая с них часть ответственности.

Тратить энергию более расчетливо – в интересах босса. Тем более, что, следует признать, наш мозг не слишком хорошо приспособлен для многозадачности, и если приходится постоянно переключаться между задачами, энергетические «затраты на переход» могут сильно тормозить процесс.

«Лягушка на завтрак», как рабочий механизм

Современные исследования показывают, что человек способен работать с высокой интенсивностью и полной отдачей не более 4 четырех часов в день. В этот временной промежуток я стараюсь «упаковать» самые важные дела. В рабочем плане обязательно ставлю их на утро. В таком случае, когда вопрос будет закрыт, мысли о нем не помешают мне сосредоточиться на последующих задачах. Метод «съесть лягушку на завтрак» хорошо известен, но ведь он и работает!

Борьба 

с «пожирателями времени»

У каждого из нас своим фирменные «хронофаги». Кто-то тратит время на неэффективные совещания, другие не могут удержаться от стихийного реагирования на любые телефонные звонки – у каждого своя ахиллесова пята, и задача ее выявить, начав вести хронометраж дня.

Я отдаю себе отчет, что от того, как я планирую день, в каких мероприятиях участвую лично, зависит не только моя собственная продуктивность, но и показатели компании.

Человек-дирижер, а не человек-оркестр

В бесконечной гонке за задачами и в попытке решить их все без исключения легко потерять глобальное видение. Задача стратегического управления босса видеть картину в целом, а не отдельные кусочки мозаики. Как говорится, «различать лес за деревьями», то есть последствия того или иного шага в развитии бизнеса. Руководить процессом, а не отдельными «винтиками» бизнес-механизма.

Личная ответственность за бизнес не означает того, что руководителю необходимо стоять за спиной каждого из менеджеров, указывая им, что и как делать. Важнейший инсайт для главы компании состоит в том, что благодаря делегированию он имеет возможность заниматься стратегически важными вопросами, а подчиненные в это же время развиваются, оттачивают мастерство.

Руководитель — человек, который не мешает хорошим людям работать. Петр Леонидович Капица, ученый, физик, нобелевский лауреат

При этом для успокоения босса можно практиковать так называемое управление по результатам (results-only work environment). Регулярная (но не избыточно частая!) оценка достижений работников по ключевым показателям дает руководителю четкое видение ситуации, не нарушая автономной работы и не лишая сотрудников мотивации.

Однако мы ни в коем случае не говорим о самоустранении. Разумное делегирование, разумеется, не снимает с меня чувство тотальной ответственности за успешность бизнеса. Это важный момент – поручить дела можно, но ответственность к сотруднику переходит частично, в объеме результата задачи.

Живое общение

Современные технологии, получившие взрывной рост в условиях «новой нормальности», делают работу более продуктивной и позволяют экономить время. Мы можем заменять личные встречи видеоконференциями, не проводя часы в пути. Безусловно, учитывая специфику бизнеса, которая подразумевает работу со всеми регионами России и сопредельными странами, это очень удобно. А порой это единственный вариант для коммуникации. Однако мое мнение: руководитель не должен забывать о важности живого общения.

Именно живое общение — лучший способ разобраться в происходящем, расставить акценты, поддержать подчиненных. Физический контакт, эффект присутствия очень важны, и ничто, даже самые высокотехнологичные видеоконференции, никогда по-настоящему не заменят встречу лицом к лицу.

Умение говорить с людьми также превозносит руководителя в глазах подчиненных и повышает доверие к нему и даже мотивацию сотрудников. Это одна из причин, по которой я уделяю время в своем расписании урокам ораторского мастерства. Возможность голосом, интонацией правильно и убедительно донести до подчиненных свою мысль сложно переоценить.

Особенно важны личные приветственные беседы с новыми сотрудниками. Подобные ритуалы на общих собраниях коллектива укрепляют культуру компании и обеспечивают хороший старт при онбординге новичков.

Аудит перемен

Действительность, в которой мы живем, перечеркивает все премудрости учебников по управлению рисками. Не быть «одураченными случайностью» – топовая задача лидера компании, важнейший неделегируемый приоритет. События, классифицируемые на рынке как «черный лебедь», раз за разом показывают уязвимость нашего опыта и хрупкость нашего знания. Задача босса не быть приверженцем ретроспективного анализа, готовиться к наступлению случайных событий и повышать устойчивость бизнеса к ним. Подчеркну, важно не предсказать наступление этих событий (это невозможно!), но создать запас прочности на случай, если они все-таки произойдут.

Разумеется, я не призываю отказываться от планирования, но призываю, в том числе, импровизировать и использовать интегративное мышление на случай тех или иных катаклизмов.

Work-life balance против 

тотального выгорания

Когда работа грозит поглотить все время, руководитель, желающий сохранить здоровье и личную жизнь, буквально обязан обозначать границы. И в первую очередь себе самому. Легкоатлеты знают о таком термине как «марафонская стена». Это состояние, когда на фоне определенных физиологических процессов измотанный длинной дистанцией человек словно упирается в невидимую преграду и не может сделать больше ни шага. Так вот у каждого человека есть своя «марафонская стена», когда он уже не в силах двигаться дальше. Задача руководителя – не допустить такого состояния как в рамках заботы о себе, так и в целях сохранения жизнедеятельности компании.

Чтобы выдержать колоссальные нагрузки, руководитель должен уделять внимание своему здоровью, физической активности и эффективному расслаблению. Например, мои батарейки подзаряжаются, когда я сплю семь часов, придерживаюсь здорового питания, ежедневно посвящаю время фитнесу и йоге.

Важный ключ к энергичности для меня — активность в течение дня. Стараюсь давать себе некоторую нагрузку каждый час. Просто пройтись по кабинету, поделать упражнения на балансировочной подушке (компактный тренажер, который я держу и в офисе, и дома) уже достаточно.

За последние годы было опубликовано немало исследований, доказывающих, что даже краткие периоды активности улучшают внимание, помогая мозгу работать эффективнее. К слову, я не раз замечала, что во время утренних прогулок мне лучше думается, в голову приходят правильные и интересные мысли.

Взаимоотношения с семьей в полноценном режиме также очень важны для эмоционального баланса. Общение с детьми дает мне огромный ресурс.

Кроме всего прочего, считаю, что буквально обязана находить время для профессионального роста. В моей программе: чтение книг, прослушивание подкастов (это удобно делать в автомобиле по дороге в офис). И, разумеется, я внимательно слежу за рынком профессиональных тренингов, выбирая их как для себя, так и для своей команды. Подобная «трата времени» всегда окупается!

*Ольга Чижевская, 

исполнительный директор 

Ассоциации медицинских центров 

и врачей «Лига подиатрии»; 

соучредитель и директор 

ООО «Подиатр»