Корпоративный университет как инструмент становления научающейся компании. Е.Моргунов

Евгений Моргунов

По оценке ЮНЕСКО, традиционные формы системы высшего образования, ввиду повышения требований к квалификации работников и быстро меняющихся технологий, должны претерпеть серьезные изменения в своей деятельности. Возрастание роли интеллектуального капитала в современных компаниях приводит к необходимости превращения их в постоянно научающуюся организацию. Можно сказать, что корпоративные университеты (КУ) за рубежом представляют собой персонализированную систему развития профессиональной компетентности и подразумевают участие почти каждого ведущего специалиста в обучении персонала, а рядовых сотрудников - в самообучении.
Крупнейшим КУ считается подразделение IBM - Global Learning. В его составе свыше 3400 преподавателей, работающих в 55 странах, где они читают 10 000 специализированных курсов. В университете IBM уже прошли переподготовку 126 000 сотрудников компании.
В первую очередь корпоративные программы обучения разрабатываются и реализуются, исходя из стратегических задач компании. А потому при их создании учитывается необходимая динамика развития персонала компании, возможные темпы развития, имеющиеся и необходимые ресурсы для организации данной работы. Такие программы создаются с учетом интересов бизнеса в целом, интересов отдельных подразделений компании и, безусловно, интересов непосредственно самих сотрудников.
Во-вторых, такая программа, как напрямую, так и опосредованно, может решать задачи командообразования в коллективе, согласования множественных интересов, повышения качества взаимодействия между подразделениями компании.
В-третьих, с помощью реализации программ внутрифирменного обучения решаются вопросы создания в организации единого ценностного и информационного поля.
Далеко не всегда бывает достаточным получить новые знания (по прочтении специальной литературы или при посещении бизнес-семинара). Следом всегда возникают вопросы: как распорядиться этими знаниями на практике; какие управленческие технологии позволят достичь максимального эффекта мне как менеджеру, моему структурному подразделению, компании в целом; какие практические резул ьтаты можно будет получить уже сегодня; каким будет отсроченный эффект?
Большинство современных руководителей понимает, что персонал компании - богатейший ресурс. Развитие человеческого ресурса возможно различными способами, один из которых - образование. В компании Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит $33 прибыли.
Корпоративный университет - это, в первую очередь, продуманная система обучения персонала компании, в рамках которой наряду с традиционными формами современного бизнес-образования используются такие формы обучения как: бизнес-тренинги, краткосрочные программы повышения квалификации персонала, проблемно-проектные семинары, семинары product knowledge (знание продукта), программы личностного роста работника, ролевые игры, анализ и обсуждение практических ситуаций (кейсов), "обучение действием" (например: курс подготовки самих преподавателей КУ). Корпоративное обучение - очень важный элемент корпоративной культуры. Только то обучение, которое действительно помогает развить профессиональные умения, необходимые для конкретной компании; обучение, соответствующее стратегии и жизненной стадии развития компании, должно получить воплощение в КУ. Эффективными могут быть признаны лишь те методы обучения сотрудников, которые тесно связаны с реальной производственной ситуацией. Границы между обучением и работой быть не должно.
Деятельность КУ включает в себя как минимум следующие основные направления: