Андрей Баландин, коммерческий директор

Тема: «Болевые точки управления большой компанией»

1. В чем состоят ключевые отличия в стратегии управления большой компанией и маленькой (как океанский лайнер и джонка).

Всегда вспоминаю «Титаник» и задумываюсь о причинах аварии. Персонал, профнепригодность, отсутствие жесткой системы управления, переоценка лайнера? И многие компании так же тонут в наше время по примерно таким же критериям. Стратегия крупной компании разрабатывается на основе следующих факторов: долгосрочное планирование развития, финансовые прогнозы, распределение ресурсов. Маленькие компании интуитивно продвигаются в бизнесе и часто меняют свою стратегию в зависимости от « баллов шторма» на рынке. Почему джонка, небольшое судно востребовано до сих пор? Маневренность – одно из основных качеств судна, как и бизнеса.

2. В чем преимущества больших компаний над маленькими?

Одно из основных преимуществ больших компаний заключено в финансовой плоскости. Инвесторов, банковский сектор, государственную власть интересуют именно «акулы бизнеса». Проценты, дивиденды, проекты, откаты все это крутится в сфере крупного бизнеса. А значит, очень мало, кто имеет возможность с нижнего «насеста» перебраться наверх «курятника» и не переживать, что тебе на голову обрушится «неожиданность».

3. А в чем преимущества у маленьких?

Что делает голодный человек? Он ищет способы заработать и стать сытым, учитывая свой реальный потенциал. Вот так же маленькие компании: они очень скрупулёзно рассматривают проекты, выстраивают структуру управления более жесткую, планирование финансов стараются довести с погрешностью 70-80%, быстрее внедряют все новое на рынке.

4. А нельзя ли «поженить» большую компанию с маленькой, да так чтобы получить «ребенка» только с преимуществами?

Как в Одессе отвечу вопросом на вопрос: Ваше отношение к браку по расчету? Кто кого должен «любить»? Маленькая любит большую, или наоборот, что бы «ребенок» был без патологии? Для меня ответ очевиден: никогда не получится взаимопонимания в процессе слияния. Крупная компания всегда поглотит меньшую, выстроит свой менеджмент, осуществит подбор кадров на своё усмотрение и выработает стратегию исходя из своего профессионально опыта.

5. Как большим компаниям успеть сохранить и усилить свои достижения?

Попробую просто обозначить определенные правила:

  • постановка конкретной и ясной стратегии компании для всех сотрудников
  • составление реальных планов и прогнозов развития, исходя из своих ресурсов
  • выстраивание жесткой структуры управления, желательно единоначалия
  • расстановка приоритетов по важности
  • качественный подбор персонала

6. Почему не все большие компании успевают их сохранить?

В Библии написано (касается милостыни), что левая рука не должна знать, что творит правая. В крупных компаниях чаще каждый «орган» живет сам по себе, по своему видению ситуации. Два ответа на данный вопрос: реальное выстраивание структуры компании, с понятной маршрутизацией и …подбор персонала не по «блату», а по профессиональным качествам, с обязательным участием СВОЕГО психолога, который должен быть в штате компании.

7. Как большие компании «впадают в спячку»?

Медведь впадает в спячку только тогда, когда «нагулял жирок» и пришло время. Большие компании очень боятся потерять то, что наработали, развили, добились. Все новое для них, это страх потери и поэтому они не спят, а просто стараются сохранить, и не дай Бог потерять «нажитое не посильным трудом». На одном собеседование прямо сказали: «Нам не нужно развитие вперед, нам нужно сохранить то, что имеем». Услышав такое из уст собственника, пришел к выводу: «как же тебя беднягу потрепало». Учредители, собственники, генеральные директора в наше время напуганы сотрудниками, колебаниями рынка, кризисами, коммерческими «изменами и продажами информации», коррупцией, рейдерством в плоскости юриспруденции.

8. Разбудить их сложно? Но можно? Как?

Когда человек пьёт Cheval Blanc 1947 года, курит Cohiba Siglo VI, перемещается на Ferrari 599XX, что его может «оживить»? Иногда думаю, что если он поменяет марку сигар на менее дорогие, то задумается, если станет пить молдавское вино, то начнет принимать меры, что бы восстановить то, к чему привык. Как? Показать реальное прогнозирование и планирование на 5-10 лет для компании, основанное на независимом анализе.

9. Итак, болевые точки больших компаний, или узкие места или скользкие…в чем они и где?

Нет смелости, нет проектов, не растут акции, не довольны инвесторы.

Нет профессионально персонала, нет «мозгового штурма», нет движения вперед.

Нет жестких управленцев, нет «драйва», нет «жизни».

10. Сокращение издержек: мы наблюдаем скорее кампании по сокращению издержек, в том числе персонала, в истории больших компаний…Почему? Этот вопрос не критически важен?

Это самое простое и для руководства видное действие: фонд з/п один из основных. Но забываем другое: те кого «попросили» уже в системе, на них потрачены ресурсы, их учили, их воспитывали и готовили под работу. Сокращение издержек за счет персонала возможно, если сотрудники не «стоили денег»: уборщица, разнорабочий, курьер и.т.д Нельзя трогать специалистов, нужно искать проекты, которые покроют расходы связанные с персоналом. Сохранение издержек нужно искать в сбыте продукции и в системе закупок. В выстроенной структуре компании, в понимание функционала каждого сотрудника. В нереализованных прогнозах и планах. В это время требуется устанавливать жесткое руководство!!!

11. Лин-технологии: как Вы к ним относитесь? Реализуете ли у себя? Есть результаты и в чем?

ЛИН-технологии, это идеальное для любой компании и на данный момент составляет конкуренцию традиционным способам управления, между которыми большая пропасть. Как отношусь? Да только ЗА!!! Но давайте порассуждаем, сможем ли мы это «вытянуть»? Кто будет убирать «лишнее»? Кто будет определять, на что работать в перспективе? Кто будет проводить аналитику востребованности? Мы, к сожалению не Тойота и выстраивание данного типа управления компанией очень затруднительно. Признаем одно: сейчас руководителя среднего звена найти проблематично, а мы все смотрим на запад и внедряем все то, что дает экономию компании. Но не всегда оно приемлемо для нас…к сожалению.

12. Диверсификация. HP из «фабрики принтеров» превратилось в инновационную компанию, а недавно и успешно бросила вызов таким гигантам, как Oracle, Microsoft, Sap…как ей это удалось? Ваш комментарий?

Расширение ассортимента и рынков, прекрасное начинание для всех компаний. Но к чему это привело в HP? В августе 2012 г надежды на EDS не оправдались, в итоге крупные финансовые потери 8,9 млрд.долларов. И сейчас компанию рассматривают не как лидера несущего инновации, а как динозавра в IT-индустрии. Смена 3 генеральных директоров за два года, не есть положительный фактор. Как инвестор я бы уже побежал бы оттуда, не смотря на прошлые заслуги. Планируемое увольнение в 8%, а это 25-27 тысяч человек, и опять же даст экономию в 3-5 млрд. долларов. Что видим? Нет решения в сокращение издержек, кроме увольнения. Что удалось? Для меня китайская экономика удалась, а данный «феномен» мгновенный, нет у него жизни.

13. Производственные компании стабильнее, но им и труднее диверсифицироваться…Но ведь неизбежно надо?

Всегда ли это требуется? Компания, которая хочет ВСЁ может остаться, как та старушка на берегу моря, с разбитым корытом. Имеешь сферу свою, иди вперед, вводи инновации, учи кадры, выходи на другие страны и.т.д Работы много, очень много. Но многие думают: если я произвожу трубу металлическую, то почему бы мне не начать делать металлоконструкции, заборы, заняться прокладкой трубопроводов. У компании идет прибыль и начинается «распыление» в стороны, смежные с основной деятельностью. Мне нравится, что есть магазины молочные, мясные, кондитерские…потому что знаю: люди там дорожат клиентами и всегда развивают свой бизнес. Так давайте делать узко, но честно, качественно и на долго!!!

14. Как следует готовиться и не пропустить момент «перехода»?

Как не пропустить данный момент просто: если есть понимания проекта, то начинай и делай. Только после того, как подготовишься. Чем раньше, тем лучше, но должна быть уверенность в своих ресурсах: финансовых, людских, производственных, а так же в рынке сбыта.

15. Какие угрозы для больших компаний сегодня наиболее актуальны? Как к ним готовиться?

Основная угроза одна для всех: чиновники и их «нововведения». Далее слабые кадры, страх потери финансов, иллюзия в благополучие. Многие решают проблемы тогда, когда они произошли. Мне ближе полный анализ деятельности в постоянном режиме. И самое главное : оплачивать труд персонала выше ценника на рынке. Тогда Вас не бросят, не предадут, не будут демотивированы.

16. Какие технологии управления, модели, ноу-хау могут помочь большим компаниям стать более успешными и полезными обществу – аутстаффинг, аутсорсинг, надомники, перевод производства в страны Востока и так далее?

Вы знаете, почему многие руководители бояться дистанционных работников? Все просто: а кем я буду «рулить», сидя один в офисе. Давно использую все схемы работы на удаленной основе с сотрудниками. Еще раз –слабость наших руководителей и невозможность контроля многим мешают пойти на такой стиль работы. И даже на тренингах не научишь быть руководителем, который сможет правильно выстроить работу с коллегами, которые находятся не у тебя под боком.

17. Лидер и большая компания: как тема лидерства в больших компаниях отличается от лидерства в стартапах, новых бизнесах, кризисах?...

Лидер в большой компании больше системщик, для которого шаг вперед – это расстрел. Он исполняет то, что хочет видеть «хозяин», он боится предложить новое, а вдруг все рухнет. А вдруг оклад в 300 тыс потеряю, а вдруг «модное место» уйдет из под мягкого места. Ему страшно и он молчит. А вот лидер в компаниях, которые постоянно балансируют - это те люди, которые и развивают бизнес, дают идеи, выстраивают системы, обучают людей…и всегда добиваются своего.

18. Большому кораблю – большое плавание…

Скажу словами капитана Врунгеля, но немного переделаю: «Как соберешь команду, обучишь, правильно выберешь курс …. так и поплывет корабль».