Максим Якобсон, Директор по маркетингу и корпоративному развитию

Вопросы для интервью:

1. На какую позицию Вы претендуете?

Директор по маркетингу и корпоративному развитию.

2. Идеальная работа - что это для вас сейчас?

«Идеальная» - это в вопросе 12, т.к. идеал – это что-то недостижимое. Я лучше отвечу про желаемую.

А. Компания - (отрасль, размер, акционеры, персонал, корпоративная культура)?

Частная компания среднего размера (оборот порядка 100 млн…1 млрд, персонал порядка 500…5000 человек), в которой владелец заинтересован не только в росте размера компании (или, тем более, её продаже или закрытии), но и в развитии и росте её эффективности, рентабельности своих вложений. Отрасль не столь важна; мои компетенции и интересы – не отраслевые, а функциональные.

Б. Должность, задачи, проекты, ресурсы, контроль, компенсации, перспективы?

Место в компании – топ-менеджер, ответственный за «содержательные» аспекты управления созданием стоимости для владельцев: стратегическое развитие, развитие управления бизнесом, особенно коммерческой деятельностью, развитие бизнес – модели компании, антикризисные проекты... Плюс управление маркетингом. В моём, да и в классическом понимании это слово не про коммуникации, а про создание стоимости для владельцев через создание стоимости для клиентов, то есть по содержанию близко к вышеперечисленному. Ни в коей мере не претендую на место генерального, т.к. считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Ответы на оставшиеся пункты следуют из сказанного.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании , а по реальным достижениям… Расскажите о Ваших самых интересных проектах.

Обычно работодатели оценивают топов только по «звездности» компании, проецируя «звездность» на всех её сотрудников и не признавая возможности существования «звёзд» в «незвёздных» компаниях.

Мои самые интересные (т.е. не обязательно самые прибыльные) проекты в «незвездных» компаниях с оборотом до 200 млн у.е. в год:

  • Вывел бизнес из кризиса путём осуществления сложного и комплексного антикризисного проекта, подробно описанного в статье «Распугать клиентов, чтобы увеличить прибыль». Работодателю проект принёс около 2 млн евро. Придуманное в рамках проекта и описанное в статье взято на вооружение несколькими консалтинговыми компаниями.
  • В нескольких компаниях разработал и внедрил маркетинговую информационно-аналитическую систему, а также систему прогнозирования и планирования коммерческой деятельности, что вывело управление бизнесом, в том числе коммерческой деятельностью на качественно новый уровень и стало базой для многих других, более осязаемых и прибыльных достижений.
  • Реализовал проект исследования поведения потребителей на одном из отраслевых рынков, в результате которого на какое-то время вместе с коллегами стал самым информированным на рынке по этому вопросу.

4. Какие бизнес - задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Реализовать проекты, которыми буду гордиться: содержательные, сложные, которые никто кроме меня не знает, как выполнить, а я знаю или в отличие от коллег могу придумать. А главное – создающие стоимость для компании и её владельца. Иначе зачем эти проекты???

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Сначала думаю, потом делаю.

Деятельность в компании всегда начинаю с совершенствования аналитической системы, т.к. ещё ни разу не видел, чтобы она соответствовала задачам, стоящим перед бизнесом. Все мои самые «прибыльные» достижения базировались на первоначальном вложении в информацию и аналитику.

Делаю всё, чтобы довести проект до логического завершения. При управлении проектом считаю самым ценным время, ибо оно трансформируется и в деньги, и в качество, и в вероятность достижения целей.

Решение обсуждается до его принятия. Всегда пытаюсь объяснить коллегам, включая подчинённых, свою точку зрения или факторы, обусловившие принятие мной решения. При этом готов изменить своё мнение, если мне докажут, что я не прав. После принятия решение подлежит исполнению, а обсуждается только то, как его выполнить.

Подчинённых предпочитаю ответственных, толковых и самостоятельных, требующих от меня обучения и развития, а не администрирования и внешней мотивации. К счастью, для моей области деятельности такое скорее правило, чем исключение.

5. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

Переговоры должны быть подготовлены по нескольким направлениям. Одно – иметь как можно более сильную переговорную позицию. Другое – как можно лучше знать сильные и слабые места партнёра по переговорам, его потребности, позиции, до которых он может отступить. А главное, думаю, - иметь на переговорах чёткую цель, соответствующую принципу SMART.

6. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы?

Дальнейшего профессионального роста. Большей известности. Определённых личных финансовых показателей.

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему?

«Кумир, по определению В. И. Даля, — "предмет бестолковой любви, слепой привязанности". Отсюда использование слова "кумир" для обозначения преклонения в несколько ироничном смысле. Кумиров, в отличие от подлинных талантов, создает публика и критика…»

Из данной цитаты и из того, что я её привёл, понятно, что у меня кумиров нет. В том числе в бизнесе. Есть много людей, которых я уважаю за их достижения. Например, всех бизнесменов, добившихся успеха собственным талантом, трудом, риском, вопреки всему. Но это не кумиры.

8. Как Вы проводите свободное время?

В основном с семьёй или по семейным делам.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела?

Если речь о работе, расставляю приоритеты, планирую, делегирую.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

Как в любом договоре, о правах и обязательствах сторон. Во всех потенциально возможных смыслах и ситуациях.

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере?

Талант. Труд. Удача. У разных успешных людей эти факторы встречаются в разных пропорциях, но если нет ничего из них, успеха не будет.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»

Компания, в которой мечтателю очень хочется работать, но нет такой возможности. Поскольку я не мечтатель, такой компании у меня нет.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?

Разобраться в причинах; меры принять по результатам. Принятие мер без разбирательства является бездумной демонстрацией работодателем своей власти, в которой и так никто не сомневается; при этом подчас наносится ущерб самому работодателю.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»?

Если он предусмотрен контрактом.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника?

«Квалификация, мотивация, лояльность» – не моё изобретение.

16. Вы встречали таких в своей практике?

Таких сотрудников много, тем более всеми параметрами в большинстве случаев в той или иной степени можно управлять.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником?

Если на собеседовании выявляется несоответствие указанным в п. 15 параметрам.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

Потому что это выгодно всем ЛПР из всех групп интересов, начиная от маляров и поставщиков пульверизаторов и заканчивая представителями власти – владельца моста. Невыгодно только налогоплательщикам, но они теоретически могут управлять проблемой только через своих представителей, упомянутых выше. А фактически не могут из-за расхождения своих интересов и интересов тех, кого считают своими представителями.

19. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?

Если судить по форумам в интернете, самая волнующая кандидатов - высококвалифицированных менеджеров проблема – требование работодателями идентичного (отраслевого) опыта. На мой взгляд, часто это является следствием недоработок, если не проблем в управлении самой компанией-работодателем. Со стороны работодателя эта тема выглядит как недостаток достойных кандидатов. Тема неисчерпаема как вселенная.

20. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?

С любым владельцем крупной частной российской компании.

Вопросы:

  • Один Ваш коллега сказал, что российский бизнес действует практически вслепую. В то же время на рынке труда куда больше востребованы продавцы и бухгалтеры, а не «глаза» бизнеса – маркетологи и прочие аналитики. Эти две темы как-то связаны?
  • Бизнесы жалуются на недостаток квалифицированных кадров, а кандидаты – на трудности с поиском работы из-за неадекватных требований работодателя, в частности, требования «идентичного опыта». Вы тоже нанимаете специалистов универсальных профессий: продавцов, бухгалтеров, топов – только со своего рынка?
  • Когда рынок растёт на 30% в год, как это было в 90-х и первой половине 2000-х, для компании рост 30% вполне нормален. Когда рынок и вся мировая экономика лет 5 стагнирует, надо ли упираться в рост или стоит поискать прибыль в качественном развитии бизнеса? Например, в росте эффективности своей деятельности? В изменении бизнес - модели? В закрытии убыточных и бесперспективных направлений?