Олег Беликов, Топ менеджер

Вопросы для интервью:

1. На какую позицию Вы претендуете?

Много лет был руководителем собственного бизнеса, но однажды понял, что совмещать владение компанией и управление ею не вполне целесообразно и выбрал путь топ менеджера.

Опыт собственника при этом оказывает огромное влияние на мой подход к управлению и мне представляется, что это влияние позитивно. Сегодня я являюсь директором по инновациям в крупной торговой компании, но всегда открыт новым интересным предложениям, которые позволят реализовать как накопленный опыт, так и знания, полученные на программе MBA.

2. Какие бизнес-задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Меня увлекает стратегический менеджмент с самой практической точки зрения: мне интересно разрабатывать стратегии развития компании и участвовать в их реализации. Стратегия в управлении сегодня – это единственный способ противостоять изменчивости рынка и влиянию внешних факторов, которые порой не предсказуемы. При этом невозможно просто отпустить бизнес в намеченное русло. Необходимо всегда оставаться «в теме», чтобы можно было «вырулить» из любой ситуации. К сожалению, далеко не все собственники понимают что такое стратегия, иногда даже путая ее с планированием. Моя задача как менеджера – создание такой системы управления, которая могла бы гарантировать успех компании.

3. Ваши самые интересные достижения, завершенные проекты?

13 лет назад основал интернет – компанию, которая успешно работает и по сей день.

В одном из проектов компании Fast Lane Ventures полностью разработал сначала IT платформу, затем логистическую инфраструктуру, которая позволила без потерь выполнять самые сложные заказы.

Сейчас реализуем сложнейшую структуру по работе с оптовыми и розничными партнерами через интернет.

4. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Мои принципы управления – самые демократичные. Стараюсь предоставить сотрудникам максимальную свободу в рамках их бизнес задач. Делегировать полномочия научился не сразу. Вначале хотелось всё делать самому, потом максимально участвовать в процессе, но говорят, для делегирования надо созреть. Теперь моя задача – распределить зоны ответственности, мотивировать людей на достижение результата и радоваться вместе их успехам. Самое приятное для меня, как для руководителя – видеть удовлетворение результатом моего сотрудника.

5. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

К переговорам стараюсь не подходить формально только с позиции достижения своих целей. Пытаюсь понять интересы всех сторон, вникнуть в суть процесса и выработать действительно взаимовыгодное решение. Особенно если речь идет о долгосрочном сотрудничестве. Можно сказать, что я сторонник win-win. Конечно, часто бывают ситуации, когда необходима жесткость, но даже в этих ситуациях можно найти максимально эффективное решение для всех сторон.

6. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы?

Только что закончил обучение по программе MBA –по направлению стратегический менеджмент. Хотелось бы применить знания, полученные на программе MBA максимально полно. К сожалению, в компаниях часто приходится сталкиваться с «ручным» управлением, которое сильно тормозит развитие. Хотелось бы создать действительно эффективную систему, где все сотрудники работают на достижение единой цели, где миссия компании – не пустой набор слов и где каждый сотрудник может и хочет развиваться и вкладывать в компанию частичку себя.

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему?

Безусловно, Стив Джобс. Человек, который создал целую индустрию. Даже после его ухода, его мысли еще много лет будут двигать не только коммуникационную отрасль. Его идеи и судьба крепко засели в головах многих людей и повлияли на их взгляды на бизнес и на мир в целом. Генри Форд – как человек, посадивший мир на колеса.

Из интернет – сообщества, которое мне близко, назову Марка Цукерберга и Ларри Пэйджа. Как классно видеть, как простая идея выросла в огромный проект, интересный миллионам людей по всему миру.

И наконец, из «не совсем бизнес кумиров», могу назвать Фореста Гампа – с такой легкостью добиться вершин, о которые многие ломают зубы, наверное, мог только вымышленный персонаж. Его открытости миру, всему новому, легкость на подъем и отсутствие обывательских страхов – вот чего действительно не хватает современному человеку.

8. Как Вы проводите свободное время?

Люблю своих детей. У меня их трое и все уже взрослые. Люблю с ними проводить время, хоть это удается не часто. Они мне кажутся на много умнее, чем я в их возрасте, что позволяет общаться с ними на равных.

Люблю покататься на машине. Без каких либо целей и, конечно, без пробок. Так что это либо ночь, либо картинг. Соревнуемся с младшим сыном – он всегда побеждает.

Несколько раз прыгал с парашютом. Недавно первый раз погрузился с аквалангом – впечатления схожие, но с аквалангом красивее.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела?

Стараюсь спланировать дела так, чтобы не было срочных дел, а всё бы делалось размеренно и без нервотрепки. Старюсь не допускать цейтнотов как для себя лично, так и в бизнесе. Если задачи распределены грамотно, то обычно их не возникает. Конечно, иногда внешняя непредсказуемая среда подбрасывает сюрпризы, но это лишь исключение из правил. Работа должна быть комфортной и не приносить людям стресс. Ну а важные дела само собой, делаются в первую очередь.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

Думаю, самое главное – договориться о степени ответственности и широте полномочий в управлении. Здесь от работодателя требуется доверие, а от меня – профессионализм.

Конечно, для меня должны быть понятны цели компании, должны быть очерчены критерии оценки достижения этих целей.

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере?

Смотря какую карьеру мы имеем в виду. Бывает, например, успех в искусстве или музыке, где успех в основном зависит от таланта. Хотя и заниматься надо по много часов в день. В принципе, для менеджера наличие таланта так же необходимо и является одним из условий достижения успеха. И так же, как в музыке, успех в карьере требует определенных усилий, направленных на образование, планирование, собственного развития.

Вообще, если человек испытывает «драйв» от работы, то и добивается всего легко и с удовольствием. Поэтому я думаю, что главное – заниматься интересным делом, ну а для руководителя еще и увлечь этим делом сотрудников. Ведь успех в карьере и успех в бизнесе – сильно взаимосвязанные понятия.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»?

Компания мечты – это такая компания, где мне удастся реализовать максимум своих идей. Если говорить конкретно об отрасли, то скорее всего, это компания, связанная с современными технологиями, либо где возможно максимальное их внедрение. Для меня два понятия – «компания мечты» и «команда мечты» - практически одно и то же. Компания должны стать командой, мотивированной для достижения общих целей. Тогда все будут получать удовольствие от работы и от ее результатов. Естественно, я тоже.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?

Всё зависит от конкретной ситуации. Нельзя поставить формальную цель, и при малейшем отклонении от показателей наказывать руководителя или подчиненных. И у тех и у других должна быть достаточная степень свободы, чтобы во-первых, не бояться делать ошибки и во-вторых, не бояться принимать решения. Стратегическое управление, например, предполагает наличие планов, но при этом достаточно гибкое, чтобы в случае отклонения показателей скорректировать ситуацию путем принятия управленческих решений.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»?

Золотой парашют – это такой вид компенсации, который выдается сотруднику, сделавшему серьезный вклад в становление или развитие бизнеса, но по какой – то, скорее всего, организационной причине, дальнейшее развитие компании должно происходить без его участия. Это как признание его заслуг с одной стороны и компенсация за изменение структуры, где ему не нашлось места. Здесь всё зависит от договоренностей и от отношений внутри компании. Компания в таких условиях должна вести себя честно и лояльно по отношению к заслуженному работнику. Формулировка же, что «работодатель просто обязан гарантировать» золотой парашют не совсем корректно. Правильнее было бы сказать, что работодатель с удовольствием предоставляет такую компенсацию руководителю, как своего рода социальную гарантию.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника?

Главное – это профессионализм. Не всегда от профессионала требуется работа в команде, но понимание общих целей и стремление к их достижению обязательно.
И наконец, умение проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

16. Вы встречали таких в своей практике?

Конечно встречал. Других стараюсь встречать как можно реже. С профессионалами всегда приятно иметь дело. Не важно о какой ситуации идет речь – мы все хотим быть рядом с профессионалами – не важно – сидим ли мы в кресле у стоматолога, или строим загородный дом. Иногда непрофессионализм в работе просто недопустим. При этом главное качество любого профессионала – желание развиваться. И это вызывает уважение.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником?

Конечно, все люди разные, но задача HR специалиста выявить у кандидата интерес к будущей позиции, который не связан с уровнем компенсации. Тот есть некую нематериальную мотивацию, которую имеет или не имеет кандидат. Матрица «хочет - может», так сказать. Конечно, если речь идет о конкретной профессии, требующей определенных навыков и опыта, то необходимо оценить и их, но любой навык может быть дискредитирован отсутствием мотивации и желания добиваться результата.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

Ответ Паркинсона меня вполне устраивает. Он заключается в том, что объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение.

Данный курьёз иллюстрирует такую необходимость для любого человека, как планирование времени, или тайм менеджмент. Но мне нравится мысль Петра Пономарева об анти тайм менеджменте. (прим. Возможно, ее автор кто – то другой, но услышал я ее именно от Петра).

Идея в том, что вместо того, чтобы стараться делать в день как можно больше дел, надо избавляться от рутинных дел, которые как газ занимают собой всё предоставленное им пространство. Не надо стремиться больше делать, а надо стремиться делать меньше. И эффективнее. Не тратя драгоценное время жизни на суету и пустяки.

Что касается моста, то я бы назначил фиксированную цену за его покраску, тогда подрядчик с помощью пульверизатора сделал бы эту работу за пару дней.

19. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?

Поскольку в работе часто приходится иметь дело с молодыми людьми, мне интересны психологические аспекты мотивации их, как представителей другого поколения – X, Y, или какая там следующая буква. Интересны тренды и прогнозы относительно рынка персонала. Интересны истории успеха профессионалов, как в отечественных, так и зарубежных.

20. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?

Советую пригласить Петра Пономарева – у него много интересных идей, которыми он с удовольствием делится с любой аудиторией. Можно попробовать пообщаться с Паскалем Клеманом – интересны его дальнейшие планы в России. Интересно было бы интервью с Майклом Портером, как с выдающимся бизнес-стратегом.