Эльвира Пикалёва, Управляющий, генеральный директор

Вопросы для интервью:
1. На какую позицию Вы претендуете?

Управляющий, генеральный директор.

2. Идеальная работа - что это для вас сейчас?

А. Компания (отрасль, размер, акционеры, персонал, корпоративная культура)?

Мне интересны компании, которые производят продукт и продвигают его. Это может быть как классическое производство, так и компания, которая продает свои услуги.

Очень интересна медицина. Считаю, что сегодня эта отрасль представляет огромное поле для того, чтобы сделать бизнес-прорыв — создать сильную, клиентоориентированную компанию, бренд, который будет приносить владельцам деньги не одно десятилетие.

Размер бизнеса не имеет решающего значения. Комфортно, если компания имеет заметное положение на своем рынке или планирует его достичь.

Акционеры — это ключевой момент при принятии решения. Очень хочу работать в бизнесе, который интересен акционерам не только как источник доходов, но и сам по себе! С акционерами, которые вовлечены, увлечены и руководствуются в своих решениях и поступках интересами бизнеса.

Что касается персонала и корпоративной культуры, думаю, что на должности топ-менеджера смогу сама активно влиять на эти сферы, поэтому их текущее положение не будет слишком значимым для меня.

Б. Должность, задачи, проекты, ресурсы, контроль, компенсации, перспективы)?

Задачи и проекты должны нести в себе вызов. Поддержание сложившегося порядка — для меня — смерть! Хочу создавать (участвовать в создании) самых современных продуктов, компаний, технологий. Всего того, что будет содействовать улучшению человеческой жизни. Это может показаться романтичным, но, на самом деле, это вполне коммерческий подход. Ведь самые значимые деньги зарабатываются на растущих трендах, на инновациях.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании, а по реальным достижениям… Расскажите о Ваших самых интересных проектах.

Последние несколько лет я занималась развитием компании, которая работает на рынке офисного обеспечения. Начинала с ней сотрудничать 5 лет назад как консультант, затем как директор по маркетингу, а последние полтора года как Управляющий, в настоящее время как Председатель Совета директоров.
К тому времени, как я пришла в компанию, она существовала уже более 10 лет под названием «Спенс».

За те 5 лет, которые я ей посвятила, из небольшого семейного бизнеса компания выросла по выручке в 4 раза и увеличила долю на рынке Санкт-Петербурга с 5 до 20% . Такие результаты были достигнуты с помощью комплекса управленческих мероприятий:
* вывод бренда «Живой офис» и активная маркетинговая стратегия;
* развитие функционально-организационной структуры (продажи, логистика, закупки);
* формирование команды профессиональных и мотивированных управленцев;
* увеличение и совершенствование товарной матрицы;
* интернет-продажи.
В июле 2013 года «Живой офис» провел IPO и сегодня является единственной публичной компанией в России в своей отрасли.
Проведение IPO - это одно из моих достижений в этой компании. Подобный инструмент является относительно новым для российского фондового рынка. Многие вещи приходилось узнавать по ходу дела, в бою... Тем не менее, мы собрали отличную команду — юристов, финансовых аналитиков, специалистов по IR. Одних только андеррайтеров было более 10, среди которых все самые крупные финансовый компании России. Очень сложный проект, который дал мне полное представление о состоянии фондового рынка, о том как правильно работать с инвесторами, какие существуют сегодня наиболее эффективные инструменты и способы привлечения капитала в бизнес.

4. Какие бизнес - задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции? Мне интересно радикальное развитие бизнеса!

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Я считаю, что у Генерального директора есть 3 главные задачи:
* стратегия бизнеса
* взаимодействие с акционерами,
* подбор, мотивация команды топов и получение от них максимально возможного результата.
Стратегия должна быть ясной, актуальной и определять все управленческие решения. Акционеры иметь достоверную информацию и возможность оказывать влияние на бизнес в стратегических вопросах, а также быть защищенными во всех своих правах.
Что касается команды топов, то я подбираю тех, кто хочет максимально реализовать свои знания, способности и энергию, и, значит, моя задача создать им для этого условия. Это мой главный принцип в управлении. Если коротко: «помогай профессионалам!»

6. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы? Найти взаимные интересы (в сложных случаях это не всегда на поверхности) и договориться!

7. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы? Хочу, чтоб проект, который я буду возглавлять, стал настолько успешен, что заслужил бы место в учебниках по менеджменту.

8. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему? Есть много людей, которые вызывают огромное уважение и интерес, но слово «кумир» не могу к ним применить. Особенно восхищают сюжеты, когда человек, достигнув звездных высот, потерял все и поднялся снова!

8. Как Вы проводите свободное время? Есть традиционный список ответов на этот вопрос. Я практически во всем участвую, кроме горных лыж и аналогичных экстримов. Еще люблю побыть одной, помолчать, подумать о чем-нибудь в тишине.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела? Самое Срочное и Важное в каждый момент бывает только одно. Его никак не перепутаешь с менее срочным. Его и делаю. На остальные распределяю время, чтоб мне было комфортно.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

О разделении зон ответственности, о плате за успех.

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере? У каждого своя история успеха. Думаю, что человек должен на самом деле хотеть этого успеха и всего, что к нему прилагается: стрессов, адреналина, ответственности, опыта неудач, чувства новизны, бессоницы, риска, чувства победы, денег. Если хочет и находит для всего это место в своей жизни — успех приходит автоматически.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»? Это компания, в которой каждый сотрудник делает то, что он на самом деле любит. Коммерческие результаты деятельности этой компании могут оказаться потрясающими.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач? Первое, надо выяснить причину недостижения. Если были объективные причины и руководитель информировал о них работодателя, то тут могут быть разные варианты. Если руководитель знал об этих причинах и не довел до сведения или просто не справился сам, то нужно искать замену этому человеку. Возможно, он будет полезен на других должностях в компании. Но руководитель - это человек, который отвечает за результат. Это основной продукт его деятельности. Нет продукта — нет человека.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»? Может, когда работник, например, отдал делу лучшие 15 лет своей активной жизни и вывел своими усилиями бизнес на высокий финансовый уровень. Может в этом случае? Думаю, что такие вопросы должны быть закреплены в контракте.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника? Горящие глаза, ясный ум, высокая степень необходимости в работе, в развитии, в самореализации, профессиональные знания и опыт. Для успеха все компоненты должны присутствовать в достаточной степени.

16. Вы встречали таких в своей практике? Да. Я старалась подбирать только таких сотрудников, а потом функциональных директоров, которые обладали всеми характеристиками одновременно.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником? Предположительно, эффективный сотрудник способен внятно рассказать о своей деятельности на предыдущем месте работы, о том, что делал именно он, что получалось, какие были ошибки и т.п. Особенно мне нравятся кандидаты, которые немного входят в раж, увлекаются, начинают прямо на собеседовании рисовать какие-нибудь схемы, выдвигать идеи, у которых идет живой внутренний профессиональный процесс. Мне нравятся люди, неравнодушные к профессиональным задачкам, даже если их они не касаются в данный момент времени. У человека должны, что называется, чесаться руки сделать дело.

Вообще, профессионала от Бога на собеседовании видно сразу. Проблема в том, что они очень редко ходят на собеседования и, второе, надо такого человека заинтересовать, вовлечь.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ? Видимо, кто-то не усмотрел за резким, необоснованным увеличением штата. Но я бы выяснила, какой мощности были первые пульверизаторы. Может это нормальная их производительность. Зато качество от кисточки и пульверизатора разное. И клиенту было важно именно качество, он был готов оплачивать 72 штатные единицы. Нужно еще подсобрать информацию по этому вопросу, чтоб дать правильный ответ.

19. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?
Мне кажется, что журнал «Управление персоналом» - это профессиональный медийный продукт. Воздержусь рекомендовать тем, кто в разы лучше, чем я разбирается в вопросе.

20. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?
Почитала бы интервью с Президентом или с каким-нибудь опытным министром. Интересно, как они управляют государством. Только нужно, чтоб это интервью делал мега профи, чтоб за всеми условностями государственного PR узнать немного правды. Тогда это будет очень интересно!