Сачков Алексей, ИТ-директор

Вопросы для интервью:

1.На какую позицию Вы претендуете?

Мне интересна позиция IT-директора, CIO, в компании, в которой ценят и развивают высокие технологии. Мне нравится, когда информационные технологии, находящиеся в связке с бизнесом, являются единым с компанией механизмом. Пусть сложным, состоящим из множества «узлов и агрегатов», которые надо правильно собрать и заставить взаимодействовать.

2. Идеальная работа - что это для вас сейчас?

А. Компания - (отрасль, размер, акционеры, персонал, корпоративная культура)?

Для меня работа была бы близка к идеальной, если бы акционеры, руководители и персонал были бы одержимы единой идеей развития и роста. Отсюда и лояльность, и заинтересованность, и «корпоративная культура». Акционеры и руководители должны понимать, что на информационных технологиях не стоит экономить, нужно в них вкладываться, и тогда от них непременно будет отдача, об этом я позабочусь.

Б. Должность, задачи, проекты, ресурсы, контроль, компенсации, перспективы)?

Мне бы хотелось руководить ИТ крупной компании (от 1000 сотрудников), чтобы у меня было несколько десятков, или даже сотен, человек ИТ-персонала. Хотелось бы, чтобы компания была, так скажем, сильно зависима от ИТ, чтобы я предоставлял и поддерживал критичные, очень важные для бизнеса IT-сервисы. Очень интересно предложить компании свежие полезные идеи, разработать и внедрить новые информационные системы, проекты, которые подстегнут развитие бизнеса, а тот, в свою очередь, потребует еще инноваций и т.д. – цепная реакция. При этом, моя позиция по отношению к принимаемому «наследству» (уже существующей в компании инфраструктуре) всегда была и будет взвешенной: ничего нельзя ломать, не подготовив лучшую перспективную замену.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании, а по реальным достижениям… Расскажите о Ваших самых интересных проектах.

Я занимаюсь IT уже около 30-ти лет и, например, 18 из них работал в ведущей авиакомпании страны «Аэрофлот», более 10-ти лет на руководящих должностях и, естественно, принимал непосредственное участие как исполнитель и руководитель в самых знаковых и судьбоносных для компании проектах (переход ИТ компании на IP и интернет-технологии, разработка или адаптация и внедрение новых информационных систем, системная интеграция, создание распределенной интранет и т.д.). Сейчас я уже несколько лет занимаю позиции ИТ-деректора в довольно крупных компаниях и холдингах, где в моей зоне ответственности находятся и создание ИТ инфраструктуры, и ее поддержка, и развитие. Самые интересные проекты для меня всегда связаны с реализацией глобальной прогрессивной идеи в данном конкретном пространстве, которое нужно разделить на составляющие, на подпроекты. То есть получается некая многозадачность, последовательное и параллельное решение которой приводит к общей победе. Мне нравится реализовывать на практике идею «Нет ничего невозможного!»

Об одном из проектов хотелось бы рассказать. Авиакомпания «Аэрофлот» приняла решение сменить, пожалуй, самую важную в авиабизнесе ИТ-систему. Это система бронирования и продаж авиаперевозок, а также автоматизированная система регистрации пассажиров в аэропортах. Была выбрана система американского разработчика Sabre Inc. От бесперебойной работы этих систем зависит полностью весь бизнес: выручка, соблюдение расписания, имидж авиаперевозчика, даже безопасность полетов. Я в то время руководил подразделением, которое отвечало за поддержку и развитие ИТ в удаленных офисах компании (филиалах, представительствах). Передо мной стояла задача организовать технические условия для работы системы (связь, транспорт, доступ) и установить и настроить ПО в нескольких сотнях офисов компании и аэропортах по всему миру (а это несколько тысяч рабочих мест) за очень короткий срок. Я и мои сотрудники успешно справились с этим проектом. Система по сей день работает надежно.

И, пожалуй, стоит вспомнить об одном из недавних проектов. Компания, в которой я работал в недавнее время (структура, близкая к «Газпрому»), очень сильно и быстро развивалась и росла. Были приобретены несколько заводов и производственных площадок в различных городах России, численность сотрудников в центральном офисе возросла почти вдвое. Руководство приняло решение поменять центральный офис и в кратчайший срок переехать в более просторный (полтора этажа в одном из бизнес-центров столицы). Моей задачей было сделать проект всей ИТ-инфраструктуры нового офиса, тщательно спланировать всё, от локальной сети, заключения договоров с провайдерами услуг связи, до переноса, монтажа и настройки серверного, сетевого, телефонного, офисного оборудования. В результате, компания переехала в назначенные сроки практически без простоя, перерывы в предоставлении всех внешних и внутренних IT-сервисов были минимальны.

4.Какие бизнес - задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Думаю, я уже частично ответил на этот вопрос выше. Уточню только, что моей сверх- задачей всегда была организация предоставления бизнесу надежных бесперебойных сервисов. Обеспечив это, можно и нужно заниматься развитием, двигаться вперед.

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Главным принципом управления и сотрудничества, я считаю, является заинтересованность в общем деле. Причем, не только материальная, хотя и это очень важно. Я всегда старался воспитать в своих сотрудниках чувство ответственности за их участок работы, ощущение себя частью (очень важной!) команды, которая делает одно большое дело, и от того, как сотрудник справится со своей задачей зависит общий результат. Руководитель должен доверять своим сотрудникам, не бояться делегировать свои полномочия, но контроль должен быть жестким. Нужно уметь не только поощрять, но и наказывать.

5. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

На переговорах я всегда помню о том, что результат должен удовлетворить обе стороны и тогда выигрывают все. Мой метод - поиск взаимовыгодного компромисса.

6. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы?

Мне хотелось бы уменьшить время на рутинные мероприятия, без ущерба надежности и качеству, и заняться изучением инноваций. Информационные технологии постоянно развиваются, появляются новые технические решения, информационные системы. Мне было бы безусловно интересно иметь возможность приобретать и внедрять в своей компании новейшие разработки в области высоких технологий. При этом есть одно «но». Общая тенденция, которую я наблюдаю в новых разработках – универсальность технических решений, но, к сожалению, это подчас приводит к избыточности и удорожанию. Мне хочется принимать взвешенные решения, точно аргументируя, что именно имеет смысл менять, и понимая в чем будет состоять экономический эффект от внедрений.

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему?

Принято считать, что информационные технологии это нечто вспомогательное, такая обслуга бизнеса. Я считаю, что это неотъемлемая часть любого дела. Поэтому я не укажу Билла Гейтса или Стива Джобса, которых я безусловно уважаю, как наиболее успешных людей, именно, в IT-бизнесе. Я бы назвал два имени, на мой взгляд, выдающихся IT-шников. Это Николай Викторович Егоров и Сергей Евгеньевич Кирюшин. Они друг за другом возглавляли ИТ в «Аэрофлоте». Благодаря им компания сделала целый ряд скачков вперед, я бы сказал, прорывов, в развитии ИТ, и, как следствие, достигла больших успехов. Я считаю их своими учителями. Под их руководством мне посчастливилось работать, и за годы под их началом я становился как специалист и руководитель.

8. Как Вы проводите свободное время?

У меня много интересов помимо работы. Я люблю читать художественную и профессиональную литературу. Зимой катаюсь на горных лыжах. Летом люблю посидеть с удочкой на берегу реки. С удовольствием путешествую с семьей и друзьями.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела?

Тут очень важно определить, какие дела срочные, какие важные, а, скорее всего, все они и срочные, и важные, одновременно. Я бы скорее разделил задачи на механически рутинные, и те, которые требуют длительного вдумчивого подхода. И тут нужно грамотно спланировать свое время, создать некий оптимальный алгоритм. Даю поручения подчиненным, не забывая их контролировать. Очень хорошо, когда у тебя есть помощник-ассистент, который помогает поддерживать интенсивный рабочий график.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

Очень важно заранее понять, чего от тебя ждут, какие стратегические задачи перед тобой ставят. Нужно оценивать свои силы и сразу обозначить работодателю свои возможности и, главное, согласовать их с его ожиданиями, предполагаемыми затратами и действиями. Сделать можно всё, но какой ценой? Мое кредо – не браться за то, что не сможешь сделать по объективным причинам, чтобы не было потом взаимных разочарований.

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере?

Успех в карьере приходит только к тому, кто любит свое дело, у кого есть постоянный интерес к росту (профессиональному), ну, и как ни банально это звучит, кто трудится, трудится и трудится.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»?

Это недостижимый идеал, к которому можно приблизиться, или компания, которую я сам когда-нибудь создам.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?

Меры могут быть самыми жесткими, от материального наказания, до увольнения. Но, безусловно, сначала нужно разобраться в причинах невыполнения требований, и если они оказываются объективными, то нужно совместно с работодателем попытаться их устранить.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»?

«Золотой парашют» - это взаимное признание успехов руководителя. Если расставание есть результат обоюдного соглашения между руководителем и работодателем, и к руководителю нет особых претензий, то его можно и нужно материально поощрить.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника?

Сотрудник должен обладать следующими качествами: высокая квалификация, лояльность, заинтересованность в результате, стремление к профессиональному росту.

16. Вы встречали таких в своей практике?

Да, у меня было много таких сотрудников. Многих из них я воспитывал сам, стимулировал и развивал в них эти качества.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником?

Кандидат может иметь высокий профессиональный уровень и большой опыт, но если уже на собеседовании он не проявляет заинтересованность в будущей работе, то, скорее всего, он будет неэффективным сотрудником. Он должен, как бы, примерять себя на будущее место работы, выяснять условия и перспективы, а не оставаться равнодушным.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

По-моему, ответ был примерно такой: «Работа заполняет все отпущенное на нее время». То есть, сроки и бюджет были оставлены без изменения. При этом качество выполненных работ должно было существенно возрасти. Ответ Паркинсона гениален.

19. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?

Основными требованиями к кандидатам при подборе работодателями персонала являются наличие соответствующего образования, большого опыта работы на похожей позиции, и при этом большое внимание уделяется возрасту кандидата. При таких условиях у многих кандидатов практически нет шансов занять более высокую позицию, перейти в другую смежную область деятельности, рискнуть и вырасти, достичь результатов собственным трудом и самосовершенствованием. На мой взгляд, эта проблема интересует многих, и не только кандидатов, но и работодателей, которым трудно находить сотрудников, которые бы удовлетворяли всем требованиям. Думаю, эту тему стоит обсуждать.

20. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?

Сейчас в России очень много известных талантливых бизнесменов и руководителей успешных компаний. Их нужно чаще приглашать на интервью, так как их непосредственный опыт управления бесценен.
Вопросы:
- Повышение эффективности бизнеса, как известно, достигается двумя путями: увеличением доходов, и/или снижением расходов. Как, в каком соотношении, нужно комбинировать эти пути?
- Зависит ли это от состояния рынка и его тенденций?
- Смена руководителя или собственника компании. Какие существуют способы адаптации сотрудников?