Что происходит с современным российским бизнесом ?

Автор: Пронин С. Б.

Что происходит с современным российским бизнесом?

Сергей Борисович Пронин, Генеральный директор консалтинговой компании «ТАРЕСС», Главный эксперт по бизнесу, рассказал нам обо всем в лицах и предложил пути решения:

- Прошедшее лето для всех видов бизнеса, кроме строительного, как всегда мертвый период. Ожидать какого-либо движения летом нелогично. Аномальная погода, в которую многие руководители сокращали рабочий день, также далеко не поспособствовала оптимизации бизнеса в стране и особенно в Москве, а наоборот, парализовала многие начинания. Плюс к этому – кризис не закончился. Кризис продолжается, а это значит что спрос на новые проекты отложен в некий долгий ящик, а те финансовые ресурсы, которые есть на сегодняшний день, не позволяют разворачивать большое количество проектов и привлекать лучшие силы. Самые интересные дорогостоящие проекты сейчас остаются в копилках.

Нет профессиональных людей, которые бы смогли их реализовать или они есть, но руководители в них не верят и не дорожат ими?

- Сейчас чаще всего я общаюсь с такой категорией людей, как юристы - людям сократили зарплату порядка на 20 - 30 %. Притом, что часть работников еще и уволена, А работы меньше не стало. Среди руководителей распространен такой подход «если вас что-то не устраивает, то можете идти искать работу в другом месте, потому что у нас нет возможности платить вам больше». Да, сейчас ситуация достаточно негативная для стимулирования кадров. С другой стороны можно понять и хозяев – приходят, например, люди которые занимаются регистрацией новых предприятий. Бизнес сейчас не нуждается в этой услуге в том объеме, в котором нуждался раньше, это уменьшилось не в проценты, а в разы. Соответственно предприятие, которое специализируется на этом виде деятельности, если не закрывает свою деятельность, то ее минимизирует до предела. Что касается такого вида бизнеса, как взыскание долгов, то на сегодняшний день здесь работа в значительной степени производится наплывом: появляется огромное количество исполнительных листов, на судебных приставов увеличивается нагрузка. И приставы физически не успевают отправлять все запросы, проводить розыскные мероприятия в срок, получать ответы. Приходится очень много делать за них, закон это не запрещает, и это правильно. Сейчас если ты хочешь, чтобы процесс как-то двигался, нужно прикладывать свои ноги, привлекать своих сотрудников, в противном случае очередь в этом наплыве бумаг до нас может дойти через даже не месяцы, а годы.

Бизнес в трансе?

Это как по поговорке – «проблема к проблеме, деньги к деньгам». Сейчас идет период, когда одна проблема в одной отрасли переходит в проблему другой отрасли и этот процесс нарастает. Например: уменьшаются потребности в энергоносителях, но я не говорю о том, что летом резко понадобились кондиционеры и вентиляторы, а так потребность в энергии уменьшилась. Поскольку производство не востребует эти энергоносители, а постоянная составляющая затрат не уменьшается, возникает вопрос, связанный с повышением тарифов. Повышаются тарифы, это еще более ужесточает процесс производства, делает его менее рентабельным. Соответственно, производство начинает сокращать свою продукцию до минимума. Все эти последовательные действия - замкнутый круг, который ведет к самоудушению.

А осень?

- Для бизнеса, который занимается оказанием финансовых и консультационных услуг - это самое благоприятное время. Сезонное оживление: объемы производства увеличатся по сравнению с летним периодом, но будет меньше по сравнению с тем же периодом прошлого и позапрошлого годов. Здесь никаких кардинальных изменений я не предвижу, потому что не вижу причин, по которым они должны произойти. Ожидать каких-то неожиданностей не приходиться.

В чем проблема современного российского бизнеса?

-Я считаю, как экономический обозреватель, что проблема, существующая на сегодняшний день, это противоречие между сложившейся системой производственных отношений и уровнем развития производительных сил. У нас достаточно активно развивается научно-техническая составляющая, а вот организация процессов по перераспределению прибыли существенно не изменились, очевидно, они начинают тормозить развитие производительных сил. Я думаю, что пока у нас не произойдет поворота в другую сторону в производственных отношениях, ожидать чего-то существенного не приходится. Я предполагаю, что возможный вариант перспективного развития бизнеса – это вовлечение сотрудников в процесс не только производства, но и распределения прибыли. Если проводить анализ по стране: у нас в процессе производства участвуют миллионные массы людей, а процесс распределения прибыли осуществляется единицами, я думаю, что такой подход сдерживает развитие производительных сил. Очевидно, что если мы хотим получить от человека нечто большее, чем отсиживание в кресле, надо подумать, каким образом он может принять участие в развитии бизнеса.

Здесь проявляется вторая проблема российского бизнеса – сегодня приходят устраиваться на работу люди, которые мало задумываются о том, чем они будут заниматься, на сколько их деятельность полезна, интересна. Они рассматривают свое появление не через призму – что нужно сделать для предприятия, а через призму, - «а вот неплохо бы мне у вас эту тему изучить, чтоб потом уйти специалистом в этой области на другое предприятие».

Например, приходит девушка устраиваться на работу, ее спрашивают:

- Сколько хотите получать зарплату?

- 30 тысяч.

- Опыт работы есть?

- Опыта работы нет.

- Тогда откуда взялась эта сумма? Что вы можете привнести в компанию за эти деньги?

- Я об этом не думала. Но я посмотрела в интернете - курьер просит за свои услуги 20 тысяч, а я уже с образованием, я уже не курьер, я дипломированный специалист, должна получать больше курьера.

- Но курьеру эти 20 тысяч никто не заплатил. Это он только хочет и просит 20 тысяч, а вы на него уже ориентируетесь. А другая девушка скажет глядя на вас, - ага без опыта работы просит 30 , а я уже два года отработала, значит мне полагается 40 тысяч.

Это один подход, есть другой - приходит молодой человек устраиваться на должность. Начальник проводит с ним собеседование:

- Сколько хотите получать?

- Мне нужно 50 тысяч рублей.

- Почему, откуда у Вас родилась эта сумма? Что вы можете привнести в компанию за эти деньги?

- То, что я могу привнести я не знаю, что скажете то и буду делать, но мне надо снимать квартиру – это 25 тысяч и как минимум жить хотя бы на оставшиеся 25.

- Замечательно, но давайте я буду искать того работника, который имеет уже квартиру и платить ему 25 тысяч. Получается это я снимаю квартиру для вас, мне это не надо.

Когда руководитель задает вопрос: «Вы можете как-то поучаствовать в создании прибыли?», он обычно получает типичный ответ: «Я не директор, я сотрудник». При таком раскладе, когда у нас будут бегать одни рядовые сотрудники – перемещаться с одного предприятия на другое в поисках, где повыше зарплата и поменьше работы, никто из них не будет соотносить свою зарплату с тем, что он реально привносит в бизнес. Да, некоторый объем благ человек может приобрести на эти 25 тысяч, а он вообще заслужил этот объем благ своей работой? Надо реально оценивать – что вы способны заслужить своим трудом? Иногда вообще получается, что содержание работника оказывается дороже отдачи от него, я не говорю про зарплату, кроме этого – предоставить компьютер, бумагу, Интернет, электроэнергию, помещение, а на выходе получить документ, который никому не нужен.

Значит, люди должны устраиваясь на новую работу, руководствоваться одним вопросом – «Чем я могу вам помочь?»

Да. Они должны приходить с желанием, что-то сделать. И чтобы люди приходили с таким желанием, надо им предложить не только участие в процессе, но и участие в распределении прибыли. Но кто это может предложить. Те, кто на сегодняшний день распределяет прибыль единолично. Они должны как-то попытаться – поделиться частью своих полномочий с людьми, которые и создают их капиталы. Если такого желания не будет – проиграют все. И в первую очередь те, у кого денег больше. Будут таять капиталы, они и сейчас тают, например Дерипаска из владельца сорока миллиардного состояния превратился просто в миллиардера. И это не от жадности, не от узости мышления, а скорее от желания сохранить свой статус-кво - «жить ничего не меняя, и так все хорошо». Но жизнь, это не заданная константа – научно-технический прогресс движется, соответственно движется и развитие производительных сил, а им должны соответствовать адекватные производственные отношения. И если наука движется, производство движется, а у нас один человек решает все – то возникает застой.

Когда я в армии служил, всегда говорил, что для солдата самое убедительное это не бойкое слово на митинге: «Да здравствует, долой , не допустим», а достойные условия его труда и отдыха, организация его учебы и досуга. У солдата, который приходит в казарму и видит, что там все красиво и чисто, рука не поднимется что-то испортить, а наоборот, он проникнется таким обращением и у него появится желание быть лучшим.

Есть такое мнение, что будущее цивилизации в руках PR менеджеров?

Я считаю, что это страшнейшее заблуждение. Что такое PR? Это в любом случае, некие виртуальные услуги, это нематериально, это сфера обслуживания. Развитием любой цивилизации является прогресс, в первую очередь – научно-технический, т.е. будущее в области науки и техники, реализованных в производстве. А все что вокруг этого – это все как некие поверхностные проявления жизнедеятельности общества. Блага создаются не в области пиара, а на и в производстве. Могу согласиться, что какие-то отрасли, в сфере обслуживания необходимы, потому что они занимаются выявлением и формированием потребностей людей. Это важно – формировать правильные потребности и знать их точно, чтобы не ошибиться на производстве и в инвестициях.

Российский бизнес находится на стадии выживания - старается быть привлекательным для иностранных инвесторов?

Кризис он не в России, он везде: в странах, в производстве, в науке, в головах людей. Я думаю, тот, кто попытается просто выжить, тот отстанет от жизни навсегда. Надо искать новые пути. Наши бизнесэлита и общество должны идти по пути превращения бестолковых бойцов, наемных работников в партнеров, микро, мини, но партнеров. Это главный путь. Если наши предприниматели будут и дальше жить одиночками – скорее всего им придется выживать: минимизировать расходы, заставлять людей работать за двоих, закрыть контору на ключ до того, как услуги станут востребованы и покупаемы. А чтобы бизнес жил, а не спасался, надо общаться с людьми и слушать их, попробовать их понять. Директор смотрит на мир исключительно из окна персонального автомобиля, его помощник периодически из окна своего автомобиля, а чаще всего из окон наземного транспорта. Вот когда мы научимся смотреть на мир с разных сторон и видеть его разным, может быть мы будем способны на продуктивные и неординарные решения. Ведь зачастую мысли, которые поначалу кажутся бредовыми при правильной оценке и обработке, могут привести к интересным и эффективным решениям. Также важно помнить, что развитие общества ведет изменению объектов спроса, изменению структуры спроса. Сегодня все хотят иметь дачи, завтра всем понадобились кондиционеры, потому что на даче дым, смог и жарко. Те, кто сможет просчитать, какой заказ выдвинет общество завтра, через неделю, через год, может очень здорово продвинуться в бизнесе.

Может быть владельцем компаний стоит посмотреть на мир из окон электричек?

Такие хождения в народ периодически бывают. Но это не дает гарантию, что руководитель, сидя в вагоне электрички и смотря из нее в окно, что-то увидит и поймет. Он может и поедет в электричке, а на нем будут внутренние очки.

Современный бизнес это наука, опыт, или искусство?

Я думаю, что российский бизнес в большей части - это опыт, в меньшей - наука и еще в меньшей - искусство. В европейском бизнесе больше научных составляющих, у них много анализа, много статистики, много научных исследований в конкретной области. Чем выше научная составляющая в процессе производства, тем цивилизованнее государство, оно более развитое, более эффективно функционирующее и наоборот – если из научных инструментов только палка-копалка, то так на уровне палки- копалки и умрет бизнес. У нас, к сожалению, деньги вкладываемые в науку, составляют малую часть от тех, которые вкладывают в процесс производства. Я не против производства, но у нас же XIX век, и пора эту закостенелую стратегию менять. Надо понимать - что один экскаватор заменяет 100 солдат стройбата, а современные новые технологии могут заменить тысячи экскаваторов. Только нужно вложить в это деньги и добиваться реализации. Понятно, что с производством проще – вложил рубль сегодня, завтра получил рубль двадцать. С наукой эта формула не работает. Но если кто-то хочет выживать, просто расширяя производство, тот обречен на глубокое забвение. Бизнесмены прогрессивного будущего понимают, что надо не выживать, а жить и желательно каждый день лучше, чем предыдущий, а значит надо вкладывать в развитие, в науку, в исследования. Для того чтобы занять достойное место в ряду передовых стран, нужно жить современно.


Ваша последняя поездка?

- Я ездил в Хорватию. Там мало производства, зато есть мед, хорошее вино, оливковое масло, все натуральное. Я захотел узнать, что из себя представляет это место. Оказалось, что очень дружелюбная страна с богатой историей. Конечно, с Россией не сравнить - страна гораздо меньше, людей гораздо меньше. Но для отдыха замечательное место. Туризм там среднего класса, зато очень люди хорошие. Язык их похож на наш, но в разговоре все–таки возникают трудности, хорваты искренне стараются нас понять, и это идет от желания быть нам полезными. Я, например, не езжу в Египет, Турцию потому что там в жителях чувствуется лицемерие и двуличность, там все для людей в периметре отеля, а скажем, если выйти за забор, то не знаешь куда деться от людей, которые хотят из тебя вытащить, выклянчить, все что есть. Там едят, пьют, ходят на принадлежащие отелю пляжи – но все это уже с неким налетом искусственности. В Хорватии пока что все от души и народ действительно добрый, общительный, отзывчивый. Приходишь в магазин и просишь что-то, продавец отвечает: «Я не понимаю, но сейчас найду человека, который поймет».