Законодатель не дает скучать

Автор: Чернышева Светлана Дмитриевна

Законодатель не дает скучать

Как отразится на практической работе применение новой редакции законодательных актов налогообложения в 2011 г. рассказала для журнала «Клуб главных бухгалтеров» главный  бухгалтер ЗАО «Курганстальмост» Чернышева Светлана Дмитриевна.

1. Как вы относитесь к расширению сфер применения электронного документооборота, включая счета-фактуры?

С.Д.: Законом № 229-ФЗ внесены изменения в первую часть Налогового кодекса РФ, согласно которым допускается передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи различных документов. В том числе, сообщения об открытии или закрытии расчетных счетов, акт совместной сверки расчетов по налогам, инкассовое поручение на списание налогов со счета налогоплательщика, уведомление об уплате налога, требование об уплате налога, требование о представлении документов и другие.

Внесены изменения и в п. 1 ст. 169 НК РФ. Электронный счет-фактура будет теперь так же правомерен, как и бумажный. Для его составления необходимо будет взаимное согласие сторон и наличие технической возможности.

Указанные изменения в ст. 169 НК РФ вступили в силу 02 сентября 2010 г., однако их применение будет возможно только после утверждения пакета нормативных актов.

Внедрение электронного документооборота, в т. ч. электронных счетов-фактур, позволит существенно сократить расходы на  почтовые и транспортные услуги, ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, содержание площадей для архива и т. д.). Использование электронных счетов-фактур повысит оперативность в обмене информацией с контрагентами, практически исключит случаи потерь документов. Кроме того, для них не требуется в обязательном порядке подпись главного бухгалтера, нужна только цифровая подпись руководителя организации либо иных уполномоченных на это лиц. Учитывая то количество документов, которые сегодня приходится подписывать, это высвободит значительную часть времени в работе главного бухгалтера.

2. Как может, отразиться на уплате платежей изменение порядка предоставления инвестиционного налогового кредита, а также поправки в отношении отсрочки и рассрочки уплаты обязательных платежей?

С.Д.: По сути, серьезное изменение здесь только одно. В ст. 67 НК РФ было указано, что инвестиционный налоговый кредит предоставляется по основаниям, указанным в этой статьи, − на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для проведения НИОКР, а также для увеличения энергоэффективности. Теперь же кредит можно получить не на 30 % стоимости оборудования, а на все 100.

Внесены изменения также в порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты обязательных платежей. Так, например, отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит не получит налогоплательщик, который ранее уже воспользовался данным правом и нарушил взятые на себя обязательства.

На мой взгляд, данные изменения затронут интересы немногих налогоплательщиков. Добиться изменения сроков уплаты налогов достаточно трудно.

Немногие предприятия могут претендовать на такие налоговые поблажки. Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, инвестиционный налоговый кредит организация должна выполнить ряд необходимых условий, указанных в НК РФ.

3. Ваше мнение о возможности проведения выездной налоговой проверки за период, в отношении которого была представлена уточненная налоговая декларация.

С.Д.: Основание для проведения повторной выездной проверки в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, существует в НК РФ с 01 января 2007 г. Существенным изменением со 02 сентября 2010 г. является возможность проведения выездной налоговой проверки за период, в отношении которого была представлена уточненная налоговая декларация, даже если этот период не входит в период, охватываемый проверкой (три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки).

Как главный бухгалтер может относиться к выездным проверкам, тем более повторным? Себе я этого не пожелаю. В данной ситуации, прежде чем сдать уточненную декларацию на уменьшение, сто раз подумаешь, − а стоит ли сумма «уточнения» тех нервов и сил, которые ты потратишь в ходе повторной проверки?

Следует отметить, что Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ было внесено новое правило об устранении ошибок при расчете налоговой базы, вступившее в силу с 01 января 2010 г. Теперь налогоплательщики вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам, и в тех случаях, когда ошибки привели к излишней уплате налога. Дело в том, что раньше такого механизма корректировки не было, и единственным способом исправления ошибки, если период ее совершения известен, была подача уточненной декларации. В текущем периоде перерасчет допускался только при невозможности установления периода ошибки. Теперь же к этому правилу добавилось новое. Если толковать его буквально, налогоплательщик вправе отразить в текущем периоде ранее неучтенные расходы, а также уменьшить доходы, в прошлом отраженные в завышенной сумме. Это избавляет его от представления уточненных деклараций и риска повторной выездной проверки.

4. Прокомментируйте следующее изменение, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ.

С.Д.: Действительно, новая редакция ст. 76 НК РФ гласит, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ. Например, ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве. Таким образом, инспекция не обязана выносить решение об отмене блокировки счета, если отмена данных обеспечительных мер производится на основании федеральных законов.

5. Какие Вы видите последствия после принятия увеличенных налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах?

С.Д.: Увеличение штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах – это, можно сказать, «большая ложка дегтя в небольшой бочке меда» Федерального закона № 229-ФЗ. Санкции за налоговые правонарушения увеличиваются в два, а то и в десять раз. Например, если раньше за каждый непредставленный в установленный срок по запросу налоговых органов документ штраф был 50 рублей, то сейчас он вырос до 200. Санкция за отказ организации предоставить по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике повысилась до 10 000 рублей. Столько же придется заплатить за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе.

И до принятия этих поправок размеры штрафных санкций были немаленькие. Но речь должна идти не о том «сколько заплатить», а как не допустить таких ситуаций. Строгий контроль над полнотой и своевременностью предоставления необходимой информации в налоговые органы, соблюдение законодательства, а также ответственный подход к этому непосредственных исполнителей позволит избежать таких неприятных моментов для организации, как штрафы.

6. Как изменения скажутся на работе Вашей компании и какие выходы из складывающейся ситуации Вы видите?

С.Д.: Это не первый и, я уверена, не последний раз, когда вносятся изменения в Налоговый кодекс. Каждый год что-нибудь да меняется. Законодатель не дает скучать бухгалтерам. Что касается работы… особых изменений не будет: как работали, так и будем работать… с учетом принятых поправок.

Справка.
ЗАО «Курганстальмост» производит конструкции для строительства мостов и тоннелей, путепроводов, бурового оборудования.
Адрес: 640023, г. Курган, ул. Загородная, 3, тел. (3522) 47-80-78.