О налогообложении налогом на прибыль иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ

Автор: Ю. М. Лермонтов

Ю. М. Лермонтов консультант Минфина России.

О налогообложении налогом на прибыль иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ

В данной статье автор с учетом последних разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики рассматривает особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации

Иностранные организации могут получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в статье 309 НК РФ. Однако это не означает, что доходы, перечисленные в указанной статье, не может получать постоянное представительство.

Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в статье 309 НК РФ доходы, за изъятиями, установленными названной статьей НК РФ, относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Наличие или отсутствие постоянного представительства влияет на порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 1.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (Далее — Методические рекомендации), в подпунктах 1 — 9 пункта 1 статьи 309 НК РФ перечислены доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности иностранной организацией в Российской Федерации. При этом в подпункте 10 указаны "иные аналогичные доходы".

Что понимать под аналогичными доходами

Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в подпунктах 1 — 9 пункта 1 статьи 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 НК РФ как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

В частности, к таким доходам относятся доходы от реализации на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами. При этом доходом, источник которого находится на территории Российской Федерации, считается доход, выплачиваемый иностранной организации в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой предприятие-посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров.

При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранной организацией товаров из-за границы для их реализации на территории Российской Федерации, за доход, источник которого находится на территории Российской Федерации, принимается валовая выручка, выплаченная иностранной организации за реализованный товар.

Доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени самой иностранной организации, и связанные с экспортом в Российскую Федерацию товаров, не относятся к доходам от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогообложению у источника не подлежат.

Минфин России в Письме от 16.03.2011 N 03-08-05 отметил, что вышеуказанная "аналогичность" дохода заключается в том, что такой доход относится к доходам от источников в Российской Федерации и не связан с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в пункте 2 статьи 309 НК РФ как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

Таким образом, доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, по нашему мнению, могут быть отнесены к "иным аналогичным доходам" и подлежать налогообложению в Российской Федерации.

Как указано в Письме Минфина России от 15.03.2011 N 03-08-05, с учетом норм статьи 309 НК РФ, доходы от операций на иностранной бирже с валютными фьючерсами, обращающимися на этой иностранном бирже, по нашему мнению, к доходам от источников в Российской Федерации не относятся.

Приведенные положения Методических рекомендаций применяются и в судебной практике.

Как указано в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 N А12-7611/09, поскольку организация осуществляла на территории Российской Федерации работы по монтажу оборудования налогоплательщику, следовательно, данная деятельность должна регулироваться положениями пункта 2 статьи 309 НК РФ, в связи с чем, у налогоплательщика не возникло обязанности по удержанию и перечислению в бюджет суммы налогов с доходов иностранной организации.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 08.10.2010 N 03-04-08/2-211, исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходом от источников в Российской Федерации при реализации (ином выбытии) облигаций иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, является часть доходов от такой реализации (иного выбытия) облигаций, относящаяся к накопленному процентному (купонному) доходу, при условии что такая реализация (иное выбытие) облигаций осуществляется в пользу российской организации или физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, а также в пользу иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при условии, что такое постоянное представительство этой иностранной организации в Российской Федерации непосредственно заключает договор купли-продажи (иного выбытия) облигаций в качестве представителя стороны договора, либо через профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление соответствующей деятельности в Российской Федерации, либо если местом заключения договора является Российская Федерация.

Необходимая доля недвижимого имущества

Согласно пункту 1.2 Методических рекомендаций подпункт 5 пункта 1 статьи 309 содержит критерий в виде установленной доли недвижимого имущества российской организации, находящегося на территории Российской Федерации, в активах этой организации, в случае превышения которой доходы от реализации акций относятся к доходам от источников в Российской Федерации. В случае, если указанная доля не превышает 50%, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Кроме того, в данном подпункте указывается, что доходы от реализации ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), не признаются доходами от источников в Российской Федерации. Исходя из этого следует, что если акции российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию "50%" доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

НК РФ не содержит указаний на необходимость проведения специальной оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации. В том числе не имеется никаких указаний и на необходимость оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и активов в целом.

НК РФ также не устанавливает требований к источникам информации, из которых налоговый агент может узнать о фактической доле недвижимого имущества. Такие сведения может предоставить ему иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо из информации, полученной продавцом акций от акционерного общества. Необходимая информация может быть получена покупателем акций — налоговым агентом непосредственно от акционерного общества, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законом достоверных источников.

Налоговые органы при проведении проверок соблюдения налоговыми агентами возложенных на них НК РФ обязанностей по правильному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов при реализации иностранными организациями акций российских организаций должны использовать сведения о недвижимом имуществе и транспортных средствах, поставленных на учет в налоговых органах в соответствии со статьей 83 НК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.04.2010 N 09АП-3890/2010-АК указал, что в связи с тем, что ни в НК РФ, ни в Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" не определен порядок расчета доли недвижимости в составе активов, суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из того, что по обстоятельствам настоящего дела указанная доля должна рассчитываться на основании официальных общедоступных сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП).

Данный вывод основан на толковании понятия недвижимого имущества как объекта гражданских прав, устраняет возникновение споров в отношении отнесения тех или иных объектов к недвижимым вещам и соответствует положениям пункта 1.2 раздела II Методических рекомендаций, об использовании для целей подпункта 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ сведений о недвижимом имуществе, поставленном на учет в налоговых органах, так как в силу пункта 5 статьи 83 и пункта 4 статьи 85 НК РФ такой учет также ведется на основе сведений ЕГРП.

Кроме того, этот вывод соответствует принципу правовой определенности налогового законодательства (пункт 6 статьи 3 НК РФ), из которого применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что до начала исполнения обязанностей по удержанию и перечислению налога с дохода иностранной организации основания для этих действий должны с очевидностью явствовать налоговому агенту из общедоступных официальных документов.

Минфин России в Письме от 03.11.2010 N 03-08-05 по вопросу необходимости проведения оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации, разъяснил следующее. В НК РФ не содержится обязанности налогоплательщика проводить специальную оценку доли недвижимого имущества. Расчет доли такого недвижимого имущества может быть произведен на основании балансовой стоимости активов российской организации и балансовой стоимости этой недвижимости. Такие сведения также может представить налоговому агенту иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо на основании информации, полученной продавцом акций российской организации. Необходимая информация может быть получена покупателем акций — налоговым агентом непосредственно от эмитента, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законом достоверных источников, о чем сообщалось в Письмах Минфина России от 05.03.2010 N 03-08-05, от 14.10.2008 N 03-08-05/1, от 04.09.2007 N 03-08-05/2.

В качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского эмитента, могут являться:

— бухгалтерский баланс (форма N 1) по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую сделке по купле-продаже акций;
— расчет по налогу на имущество на ту же отчетную дату.

При применении подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ следует учитывать позицию Минфина России, изложенную в Письме от 05.03.2010 N 03-08-05/1.

Как разъяснило финансовое ведомство, под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным, за исключением случаев, когда перевозки осуществляются исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Таким образом, если перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации, такая перевозка, в соответствии с нормами НК РФ, не рассматривается как "международная" для целей взимания налога на прибыль. Доходы литовской организации от таких перевозок не относятся к доходам от источников в Российской Федерации и, соответственно, не подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Финансовые инструменты

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций доходы от продажи финансовых инструментов, базисным активом которых не являются акции российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к иным аналогичным доходам, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ.

Иное имущество

В силу пункта 6 Методических рекомендаций в пункте 2 статьи 309 НК РФ под иным имуществом понимаются любые другие ценные бумаги и любое движимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации.

При продаже облигаций и векселей у иностранной организации могут возникать доходы двух видов — это доходы собственно от продажи такого имущества и процентные доходы. Если иностранная организация продает в Российской Федерации облигации и векселя, доходы от такой продажи имущества могут не облагаться только в том случае, если они не связаны с постоянным представительством этой иностранной организации в Российской Федерации. При этом процентный доход (например, накопленный купонный доход) подлежит налогообложению у источника выплаты по самостоятельному, установленному положениями статьи 309 НК РФ основанию.

В том случае, если иностранная организация является резидентом государства, с которым у Российской Федерации имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, указанные доходы облагаются с учетом положений соглашения.

Если иностранной организации выплачиваются доходы от продажи акций, иных ценных бумаг, полученные в результате ее самостоятельной или через иных лиц деятельности, не образующей постоянное представительство, то такие доходы обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Вознаграждения (бонусы) за подписание и выполнение договора

Вознаграждения (бонусы) при подписании договора, а также за добычу и за коммерческое открытие каждого нового месторождения не являются доходами, указанными в статье 309 НК РФ.

В соответствии с нормами российского законодательства о налогах и сборах доходы туркменской компании, полученные в виде вознаграждения (бонуса), выплачиваемые ей российской организацией за выполнение обязательств по договору, не относятся к какому-либо из видов доходов, поименованных в статье 309 НК РФ. Поэтому, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 17.12.2009 N 03-08-05, данный вид дохода туркменской компании следует квалифицировать согласно статье 21 "Другие доходы" Соглашения между Правительством Российской Федерации Правительством Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 14.01.1998 (далее — Соглашение).

Согласно данной статье Соглашения виды доходов резидента Договаривающегося Государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, доходы, полученные туркменской компанией в виде вознаграждения (бонусов), не подлежат налогообложению в Российской Федерации согласно нормам как российского законодательства, так и межправительственного Соглашения.

Работы, выполняемые вне территории РФ

Минфин России в Письме от 19.11.2010 N 03-07-08/316 разъяснил, что если иностранная организация выполняет работы исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные иностранной организацией от выполнения таких работ, не являются доходами от источников в Российской Федерации. Следовательно, такие доходы также не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

В этом случае представление иностранными организациями документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 НК РФ и подтверждающих их постоянное местопребывание на территории иностранных государств, резидентами которых они являются и с которыми Российской Федерацией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, не требуется.

В случае когда постоянное представительство образовано с целью осуществления вспомогательной деятельности на территории РФ, иностранная организация не может рассматриваться в качестве плательщика по налогу на прибыль, если не извлекает доходы от источников в РФ.

Данная позиция изложена в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 26.01.2007 N 21-11/006906@.