Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы (о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья).

Автор: О.В. Панагушин

Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы

(о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья)

Поводом для написания настоящей статьи явилось письмо всеми «любимой» Федеральной налоговой службы от 22.04. апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6526 (размещено на сайте СПС «Гарант» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/321950/).

В очередной раз ФНС РФ, вопреки здравой логике, закону и единообразной судебной практике, пытается убедить общественность в том, что товарищество собственников жилья – — это некая коммерческая структура, зарабатывающая прибыль и потому обязанная уплачивать налог на доходы (по сути, налог на коммерческую деятельность) с сумм, уплачиваемых собственниками помещений за потребленные коммунальные ресурсы и на содержание жилья.

Причем «эксперты» из ФНС РФ в указанном письме выдвинули весьма оригинальную мысль следующего содержания: «Учет других платежей, поступающих в ТСЖ от его членов, в составе доходов будет зависеть от договорных отношений ТСЖ и его членов».

По мнению ФНС РФ, отношения ТСЖ и его членов — это договорные отношения, регулируемые уставом ТСЖ. По мнению ФНС РФ, ТСЖ приобретает статус поставщика коммунальных услуг, если согласно уставу «на ТСЖ возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг, <…> и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (то есть, исходя из договорных обязательств, не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ указанные услуги), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ».

В этом случае ТСЖ, по мнению ФНС РФ, является поставщиком коммунальных и прочих услуг и действует исключительно в собственных экономических интересах. Очевидно, если продолжить мысль налоговиков, ТСЖ преследует цель извлечения прибыли. Вот такие оригинальные идеи порой генерируют специалисты налоговой службы.

Природа ТСЖ и суть его отношений с собственниками помещений

Закон однозначно посредством императивных норм установил следующее:

— ТСЖ — это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и т.д. (пункт 1 статьи 135 ЖК РФ);

— ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, о содержании и ремонте общего имущества, прочие договоры в интересах членов ТСЖ (пункт 1 статьи 137 ЖК РФ).

Из указанных положений закона однозначно следует, что ТСЖ всегда и во всех ситуациях действует исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. И не важно, от чьего имени (от своего или от имени собственников) ТСЖ вступает в отношения с третьим лицами, в частности с поставщиками коммунальных услуг.

То есть ТСЖ — это всегда посредник (причем некоммерческий посредник), действующий не в своих интересах, а исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.

Закон не предоставляет возможности ни собственникам многоквартирного дома, ни самому ТСЖ посредством тех или иных формулировок устава ТСЖ менять его юридический статус — статус некоммерческого посредника.

Ранее ВАС РФ в Постановлении Пленума от 05.10.2007 № 57 вполне определенно и однозначно уже высказался по данному поводу, указав, что:

— ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ;

— ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Поэтому совершенно непонятна позиция ФНС РФ, согласно которой уставом ТСЖ можно изменить статус ТСЖ как некоммерческого посредника на статус поставщика, преследующего коммерческие цели — извлечение доходов (прибыли).

Ни закон, ни ВАС РФ ничего не говорят о том, что суть отношений ТСЖ и его членов по предоставлению коммунальных услуг и услуг содержания жилья может меняться в зависимости от тех или иных положений устава ТСЖ. Наоборот, какими бы ни были положения устава ТСЖ, суть отношений ТСЖ и его членов всегда одна: ТСЖ действует в интересах своих членов, то есть является посредником, не имеющим самостоятельных экономических интересов.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения — коммерческий налог

Единый налог согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ заменяет собой два основных коммерческих налога: налог на прибыль и налог на имущество. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Применительно к теме, которую мы должны раскрыть в настоящей статье, нас интересует только соотношение (тождественность) налога на прибыль и единого налога.

Согласно статьям 346.14 и 346.15 НК РФ объект налогообложения по единому налогу аналогичен (даже идентичен) объекту налогообложения по налогу на прибыль. Единым налогом облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, суть и перечень которых определены статьями 249, 250 главы «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ.

По сути, налогом на прибыль облагается предпринимательская (коммерческая) деятельность юридических лиц. То есть налог на прибыль — это налог на коммерческую деятельность (коммерческий налог).

Поскольку единый налог — это частный случай налога на прибыль, то у нас есть все основания полагать, что единый налог также является коммерческим налогом (налогом, который платят субъекты налогообложения, получающие доходы с целью извлечения прибыли).

ТСЖ не является плательщиком коммерческих налогов, включая единый налог

Судебная практика вполне определенно и единообразно указывает на то, что ТСЖ не обязано уплачивать НДС, налог на прибыль и единый налог с сумм, получаемых от своих членов в счет оплаты коммунальных услуг и содержания жилья.

Первым и главным судебным актом в этом ряду является уже упомянутое выше Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57.

Ранее ВАС РФ уже выражал аналогичную позицию несколькими определениями (от 14.06.2007 № 7078/07, от 14.08.2007 № 9810/07). Позднее ВАС РФ также несколькими определениями (от 22.11.2007 № 14386/07, от 22.02.2008 № 1567/08, от 14.03.2008 № 3308/08) в очередной раз подтвердил позицию Пленума.

На уровне федеральных округов также сформирована единообразная судебная практика (Постановление ФАС МО от 16.06.2009 № КА-А41/5155-09, Постановление ФАС ПО от 20.09.2007 № А55-15882/2006, Постановление ФАС ВСО от 12.07.2007 № А33-1733/2007-Ф02-3750/2007, Постановление ФАС УО от 04.05.2007 № Ф09-3106/07-С3, Постановление ФАС ВСО от 31.10.2006 № А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1, Постановление ФАС УО от 20.06.2006 № Ф09-5416/06-С1, Постановление ФАС УО нет номера и даты).

Основными аргументами судов являются следующие:

— ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) — это объединение граждан, не преследующее коммерческих целей;

— ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) является посредником между собственниками многоквартирного дома и третьими лицами (коммунальными и иными организациями), не имеет собственных экономических интересов, не является поставщиком коммунальных услуг и всегда выступает в интересах своих членов;

— коммунальные платежи, платежи на содержание жилья и иные взносы членов ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) не являются доходами ТСЖ и потому не подлежат налогообложению НДС, налогом на прибыль, единым налогом на упрощенной системе.

Все доводы ФНС РФ, изложенные в рассматриваемом письме, равно как и в других письмах подобного содержания, являются ничем иным, как инсинуациями специалистов ФНС РФ и Минфина РФ, противоречащими закону, правовым позициям судов и здравому смыслу.

Поэтому, с одной стороны, не стоит всерьез воспринимать такие периодически выпускаемые опусы налоговой службы. С другой стороны, мне, как гражданину, непонятно, почему за счет бюджета (государственной казны) должны получать заработную плату специалисты, сочиняющие подобные письма.

О. В. Панагушин, Новосибирск, 24.05.2011 г.


Хотя анализируемое письмо подписано одним человеком, я позволил себе сказать «эксперты», потому что уверен в том, что над позицией, изложенной в письме, потрудился не один человек, а некий коллектив налоговой службы.

Под «другими» платежами ФНС понимает в том числе платежи граждан за коммунальные услуги (тепло-, электро- и водоснабжение), платежи на содержание жилья.

Далее для простоты будем называть его «единый налог».

Более подробно о сути коммерческих и некоммерческих налогов см. О.В. Панагушин. Общие принципы налогообложения — гарантия справедливого правоприменения (философия налогообложения и правоприменения). // Налоги и налогообложение. Октябрь 2006 г.

«Частность» (специфичность) единого налога по отношению к налогу на прибыль проявляется, прежде всего, в том, что плательщиками единого налога являются субъекты, отвечающие определенным частным критериям (так называемые малые предприятия: определенный уровень доходов, численность работников, стоимость основных средств).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.06.2008 № 03-11-04/2/90, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20.03.2008 № 03-11-02/28, Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12.02.2008 № 03-03-06/4/7 и прочие.