Оспаривание бездействий налоговых органов

Автор: Кристина Крученко

Оспаривание бездействий налоговых органов

Источник: Управление персоналом

Взаимоотношения, направленные на защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при оспаривании действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц регламентируются частью 1 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) главой 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц», Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) главой 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) главой 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

В соответствии со ст. 137 НК РФ правом на обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица обладает каждое лицо, по мнению которого действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица нарушают его права.

Акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

  1. Обжалование бездействий налоговых органов и (или) их должностных лиц вышестоящему должностному лицу (вышестоящий налоговый кодекс).

На стадии обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) существуют некоторые особенности.

В частности, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Кроме того, к жалобе прилагается пакет документов, обосновывающих жалобу.

В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом (вышестоящим налоговым органом).

В настоящее время в налоговом кодексе отсутствует обязанность по вызову налогоплательщика на рассмотрение жалобы, также не урегулирован вопрос запроса у налогоплательщика дополнительных документов либо пояснений.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Если существует необходимость получения документов (информации) для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов, то указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы сообщается в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия такого решения заявителю жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. О принятом решении сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

  1. Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в судебном порядке.

Жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц, поданные в суд, разрешаются по правилам, установленным гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством.

    1. Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ правом для обжалования действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде обладают граждане, организации и иные лица, которые полагают, что действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Жалоба, поданная в арбитражный суд на действия (бездействие) налоговых органов и (или) их должностных лиц должна соответствовать ст. 199 АПК РФ, а именно в жалобе должны быть указаны:

А) наименование органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия);

Б) время совершения действий;

В) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);

Г) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностных лиц;

Д) требование заявителя о признании действий (бездействия) незаконным.

Кроме того, к заявлению об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц прилагается квитанция, подтверждающая направление копии заявления налоговому органу и (или) должностному лицу налогового органа, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Размер государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц – 2000 рублей.

В настоящий момент АПК РФ устанавливает возможность предоставления жалобы и приложений к ней в арбитражный суд в электронном виде. Однако в силу ч. 3 ст. 75 АПК РФ арбитражный суд может потребовать представления оригиналов документов либо надлежащим образом заверенных копий. Если для разрешения спора имеет значение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него.

В отличие от заявителя жалобы, налоговый орган и (или) его должностное лицо при рассмотрении спора в суде ограничен в предоставлении дополнительных доказательств. Это связано с тем, что законность действия (бездействия) оцениваются судом на момент совершения действия либо принятия решения исходя из тех фактов и доказательств, которые были установлены инспекцией (в качестве примера, Постановление ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу №А40-51314/09-109-266).

Также стоит отметить, что если налоговый орган и (или) его должностные лица не представит доказательств соответствия оспариваемого совершения действия (бездействия) нормативным правовым актам или устранится от представления доказательств, то спор разрешается в пользу заявителя.

Заявитель жалобы должен доказать, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической сфере. При этом, эти два условия должны присутствовать одновременно. В противном случае арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных исковых требований (см. Определение ВАС РФ от 30.05.2008 по делу № А40-26981/07-79-193).

Стоит отметить, что в соответствии с п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 при принятии арбитражным судом к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Данное положение получило практическое применение в связи с тем, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному лицу (например, из-за того, что к моменту предъявления иска в суд должностное лицо уволилось из налогового органа). В процессе рассмотрения предъявленного искового заявления арбитражный суд вправе при наличии к тому оснований и руководствуясь ст. 36 АПК РФ привлечь конкретное должностное лицо налогового органа в качестве второго ответчика.

Жалоба об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица должно быть в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине арбитражный суд может восстановить указанный срок (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2009 по делу № А59-3653/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2007 по делу № А82-15145/2006-29).

При этом АПК РФ не раскрывает понятие «уважительная причина». Арбитражный суд оценивает по своему внутреннему убеждению факты, явившиеся причиной пропуска срока для подачи жалобы. Однако заявитель жалобы должен документально подтвердить факты, которые он считает основанием для восстановления срока на обжалование.

Заявление об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев с момента подачи жалобы в арбитражный суд. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, который рассматривает дело до шести месяцев по причине сложности дела, большого количества участников арбитражного процесса.

При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае установления арбитражным судом факта того, что оспариваемые действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В этом случае в резолютивной части решения должны содержаться:

А) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействия);

Б) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие);

В) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность налогового органа или его должностное лицо совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд также может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Копия решения арбитражного суда направляется в течение пяти дней лицам, участвующим в деле либо выдается нарочно. Также по своей инициативе суд может направить копию решения суда в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

    1. Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в суде общей юрисдикции.

Затрагивая вопрос оспаривания действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц, стоит разъяснить, что относится к действиям, а что стоит считать бездействием налогового органа и (или) его должностного лица.

К действиям налогового органа и (или) его должностных лиц по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление налогового органа и (или) его должностных лиц, которое не было облачено в форму решения, однако, повлекло нарушение прав и свобод гражданина или организации или создало препятствие к их осуществлению. В частности, к действиям можно отнести выраженные в устной форме требования должностных лиц налоговых органов.

К бездействию относится неисполнение налоговым органом и (или) его должностными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (например, должностными инструкциями, приказами и пр.). К бездействию со стороны налогового органа и (или) его должностных лиц относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным органом.

Гражданин (организация) вправе оспорить в суде действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Жалоба (исковое заявление) об оспаривании действия (бездействия) налогового органа подается в суд общей юрисдикции по выбору заявителя: либо по месту нахождения самого заявителя, либо по месту нахождения налогового органа, действия (бездействия) которого оспариваются.

Если исковое заявление содержит требование материального характера до 50.000,00 руб. (например, заявитель жалобы просит суд обязать вернуть налоговый орган ранее уплаченную заявителем государственную пошлину), то в этом случае жалоба (заявление) подается мировому судье соответствующего судебного участка. Если к указанным требованиям добавляется требование об обязании или устранении налоговым органом и (или) его должностным лицом действий (бездействия), повлекших нарушения прав и свобод гражданина, то такое заявление подается в районный суд.

Жалоба (заявление) рассматриваются судом в течение десяти дней. При рассмотрении дела по существу суд выясняет имел ли орган полномочия на совершение действия, соблюден ли порядок совершения действий налоговым органом или его должностным лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. Стоит отметить, что о незаконности оспариваемых действий (бездействий) свидетельствует существенное несоблюдение порядка. Если в ходе судебного заседания судом будет установлено, что поданное заявление является обоснованным, то суд принимает решение об обязании налогового органа и (или) его должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом стоит иметь ввиду, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности совершенных действий (бездействия) (например, нарушены сроки при рассмотрении заявления, не соблюдена форма ответа, установленная нормативными правовыми актами).

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю налогового органа, действия (бездействия) которого были оспорены либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.

Кроме того, налоговый орган и (или) его должностное лицо сообщает в суд и гражданину об исполнении решения суда не позднее чем через месяц со дня получения решения.

Заключение.

Согласно ст. 138 НК РФ действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом действующее законодательство не исключает возможности одновременной подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд.

Однако стоит помнить, что не всегда судебный порядок разрешения конфликта между налогоплательщиком и налоговым органом имеет преимущество. Досудебное урегулирование имеет такие плюсы, как упрощенный порядок подачи жалобы, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, короткий срок рассмотрения жалобы и пр.

Вместе с тем досудебное урегулирование имеет один существенный недостаток – неэффективность. Обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не способствует разрешению спора по существу и воспринимается налогоплательщиком как бюрократическая проволочка, отнимающая у последнего финансовые и временные затраты. При этом, анализ арбитражной практики показывает, что если налогоплательщик обращается в суд за защитой своих нарушенных прав, то требования заявителя практически всегда удовлетворяются.

Неэффективность досудебного урегулирования связана с тем, что вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) ориентирован на защиту интересов ведомства, а не прав заявителя. В настоящее время при досудебном урегулировании спора между налоговым органом и налогоплательщиком негласно презюмируется виновность налогоплательщика, что существенно влияет на результат рассмотрения жалобы по существу.