ПРАВОВЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Автор: В.И. Миронов

В.И. Миронов, д. ю. н.,
заведующий кафедрой гражданского процесса
и социальных отраслей права
РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина,
член НЭПС и Научно-консультативного совета
при Генеральной прокуратуре РФ

Правовое заключение на документы об увольнении государственного служащего по окончании срока служебного контракта

В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный по правам человека в РФ не ограничен сроком обращения в защиту граждан, обжалующих решения, вступившие в законную силу

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2008 года, оставленным без изменения кассационным определением от 25 ноября 2008 года, государственному служащему, уволенному по окончании срока служебного контракта, отказано в иске о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Государственный служащий неоднократно обращался к Уполномоченному по правам человека в РФ. В ответ на последнее обращение отдел защиты трудовых прав человека сообщил дополнительно, что он может обратиться в НЭПС при Уполномоченном по правам человека в РФ. Несмотря на то что НЭПС не находится при Уполномоченном по правам человека в РФ, полагаю возможным дать следующее заключение по доводам обращения в НЭПС.

Доводы обращения об увольнении в период временной нетрудоспособности, в отпуске не могут служить правовым основанием для восстановления на работе. Увольнение по окончании срока служебного контракта не относится к числу оснований прекращения служебных отношений по инициативе нанимателя. Поэтому данное основание может быть применено в период временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске. Изменение даты увольнения является основанием для внесения соответствующих изменений в трудовую книжку. В связи с этим могут быть предъявлены требования о внесении изменений в трудовую книжку путем изменения даты увольнения.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными законодательством о государственной службе.

На основании статей 58, 59 ТК РФ следует выделить два вида оснований установления срочных трудовых отношений:

1) основания, применение которых обусловлено обязанностью нанимателя доказать, что служебные отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения;

2) основания, применение которых возможно по соглашению сторон договора без проверки возможности его заключения на неопределенный срок.

В рассматриваемом решении суда ссылка сделана на ч. 2 ст. 59 ТК РФ, которая позволяет заключать срочный трудовой договор по соглашению сторон без проверки возможности его заключения на неопределенный срок с руководителями организации, его заместителями. Однако государственный орган не относится к числу организаций. Поэтому данное основание в рассматриваемом случае не должно применяться.

Полную версию читайте в печатной версии журнала