К вопросу об отраслевых особенностях возникновения отношений по представительству работодателя в трудовом праве

Автор: Т.А. Избиенова

В ТК РФ не дано легальное определение понятия «представитель», а лишь перечислены отдельные институты права и правомочия, которые могут осуществляться через представителей. Выбранный подход к решению вопроса о трудоправовом статусе представителей имеет определенные недостатки, поскольку в условиях многообразия существующих институтов трудового права, невозможно законодательно определить абсолютно всех субъектов, обладающих статусом представителей работодателей в трудовых правоотношениях.

Возможный круг лиц, наделенных представительскими правомочиями при оформлении трудовых отношений с работником, определен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в пункте 12 которого отмечено, что представителем работодателя «является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения».

В связи с этим, представляется возможным считать, что осуществление функций представителей работодателей в иных, не упомянутых в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации сферах регулирования труда, также возможно субъектами, перечисленными в части 4 статьи 20 ТК РФ, то есть органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами. Рассматривая дефиницию «орган управления юридического лица (организации)», целесообразно воспользоваться определением этого понятия, данным А.М.Лушниковым и М.В.Лушниковой, полагающими, что «органом работодателя признается лишь тот, которому принадлежат все полномочия по осуществлению правосубъектности предприятия. Это орган может быть как единоличным, так и коллегиальным (совет, правление и др.). Именно 3 Там же. С.15. орган работодателя имеет аппарат для управления трудом».

Обратившись к федеральным законам, содержащим нормы трудового права, и регулирующим особенности правового положения органов управления в наиболее распространенных на практике организационных правовых формах юридических лиц, можно обнаружить, что полномочиями по найму работников и принятию организационно-распорядительных решений в юридических лицах, как правило, наделяется единоличный орган юридического лица - руководитель, правовой статус которого определен в статье 273 ТК РФ и под которым понимается физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Сейчас, после уяснения статуса руководителя возникает вопрос о возможности отнесения его к числу представителей работодателя. Ведь известно, что например, в гражданском праве позиция о возможности отнесения органа юридического лица к числу его представителей нашла как своих последователей (Г.Ф.Шершеневич, Е.В.Богданов, Г.В.Цепов6) так и противников (О.С. Иоффе, С.Н.Братусь, О.Н.Садиков, Е.А. Суханов7).