В Кемеровской области за сообщения о выдаче «серых» зарплат будут премировать

Совет народных депутатов Кемеровской области единогласным голосованием принял региональный закон «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда». Инициатором нововведений стал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Закон предусматривает выплату денежных поощрений гражданам, сообщившим о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда – то есть о «серых» зарплатах. Установленный размер – 10% от поступившей в бюджет суммы в связи с раскрытием работодателя-неплательщика. Выплата будет производиться соответственно после поступления средств в бюджет.

Игорь Сазонов, генеральный директор аптечной сети  ООО «Сазонов И.А.»:


Региональный закон о денежном вознаграждении граждан считаю неправильным шагом. Он неправилен концептуально, то есть идеология руководства власти, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создать условия, при которых работодатели, предприниматели бизнеса, сами платили все причитающиеся и положенные налоги по закону. У нас фискальных мер и методов уже выше крыши — у контролирующих организаций и надзорных органов, у проверяющих. Здесь предлагается принципиально другой алгоритм, то есть этим органом становятся сами люди, соседи, соглядатаи. Нарушается провозглашенный руководством государства принцип: «Перестаньте «кошмарить» бизнес». Здесь речь идет не о том, что «кошмарить» бизнес, а эти методы могут быть использованы и в грязных целях, неправильными людьми и так далее. Я считаю, что это глобальная, стратегическая, идеологическая ошибка в принятии такого закона. Закон должен быть таким, чтобы все люди, все работодатели, еще раз повторюсь, платили сами и радовались этому.

Алексей Чуев, директор древесно-полимерного комбината:

Даже знаю, может такой закон правильный или нет, может для запада и правильный. Но с нашей стороны я двояко отношусь к этой ситуации. Однозначно надо переходить на «белую» зарплату, это моя, значит, позиция, это я поддерживаю. Вот также пробовал «Водный союз» работать, на предмет того, чтобы незаконные подключения к трубам с водой, для тех, кто обозначит эти врезки незаконные, которые существуют, получали бы какие-либо премии от «Водного союза», если у них это хорошо сработало, и здесь такая же ситуация. В принципе, как пилотный проект, его можно попробовать и посмотреть, насколько он приживется в наших условиях. Если пойдет, то клонировать по всем регионам.

Алёна Ярушина, пресс-секретарь компании «МОТИВ»:

Мы являемся одним из крупнейших работодателей в Свердловской области, а с недавних пор еще и в Курганской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Но мы не владеем полным объемом информации о состоянии рынка труда Кемеровской области, так как не работаем в этом регионе. В нашей компании чтят Трудовой кодекс, сотрудникам выплачиваются только «белые» зарплаты. Даже если этот закон примут на федеральном уровне, на нашей компании он никак не отразится. Хотя в целом инициатива, безусловно, положительная.

Дмитрий Поздин, управляющий партнер и стратегический менеджер завода стальных дверей «БАРЬЕР», фабрики кованой мебели «ANTONIO GAUDI» и строительно-монтажной компании «Мастер Класс»:

Мы постоянно слышим, что налоговое ведомство вновь активизировало работу по повышению собираемости сумм единого социального налога. Для этого Федеральная налоговая служба создала комиссии по выявлению «альтернативной» заработной платы в компаниях и обнаружению схем по уклонению от уплаты единого социального налога. «Серая» заработная плата – это неофициальные выплаты работникам, которые не учитываются при налогообложении. Как правило, чтобы скрыть реальный заработок, деньги выдаются «в конвертах» или в виде страховых премий и представительских расходов.

С 2006 года становится интереснее, потому что в регионах были созданы межведомственные комиссии по работе с руководителями компаний. У каждого региона своя практика их создания и наделения полномочиями. НО САМОЕ ГЛАВНОЕ – комиссии не обладают функциями контролирующих, надзорных органов, не имеют права давать обязательные для исполнения указания, издавать распоряжения и нормативно-правовые акты. Их основная задача заключается в выявлении факта сокрытия выплат реальных окладов сотрудникам и вывода заработных плат из тени, что в конечном итоге должно привести к увеличению собираемости зарплатных налогов. Организации не обязаны извещать налоговиков о мерах по повышению заработной платы сотрудников. Это касается требования представлять указанные отчеты, а равно и увеличивать размер заработных плат до требуемого ими уровня.

 «Налоговики» пытаются выявлять  схемы при возникновении подозрений, что руководитель выплачивает сотрудникам зарплату «в конвертах».

Налоговые инспекторы определяют, нет ли в документах противоречий, неточностей, правильно ли (в полном объеме) отражена на счетах бухгалтерского учета выручка от реализации, заключала ли компания сомнительные договоры, предмет которых может свидетельствовать о переводе денежных средств на счета третьих лиц с целью их вывода из-под налогообложения. Также проверяются представительские и командировочные расходы и оформление выдачи денежных средств под отчет (как регулярно, каким лицам, в каких размерах).

Кроме того, контролеры обязательно обратят внимание на тот факт, что работники были приняты на новое место с заработной платой ниже, чем в прежней фирме. В дополнение к этому представители Федеральной налоговой службы РФ заявили о желании получить доступ к данным кредитных организаций о финансировании физических лиц.

Согласно статье 90 Налогового кодекса РФ, при проверке можно активно использовать свидетельские показания работников о порядке получения заработной платы, причинах перехода на более низкую официальную оплату труда, если такой факт имел место. В ряде случаев налоговые инспекции привлекают к проверке органы внутренних дел, которые обладают более широкими полномочиями по истребованию доказательств совершения налогового правонарушения организациями.
Для исчисления налогов инспекторы также применяют расчетный метод, при котором выбираются два предприятия аналогичной отрасли и проводится анализ основных финансово-хозяйственных показателей, в частности средней численности персонала, выплат в пользу работников, налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, выручки от реализации. Проверяющий сверяет доходы и расходы этих компаний, проверяет способность инспектируемой организации выплачивать заработную плату, приближенную к оплате труда, установленной на аналогичном предприятии, с учетом ее финансового положения. Важно изучить условия труда в каждой организации, гарантии и социальные пакеты, которые предоставляются работникам.

Если в результате проведенной проверки будут выявлены обстоятельства выдачи заработной платы «в конвертах», или подтвердится тот факт, что показатели деятельности компании отклоняются от среднего уровня оплаты труда, принятой в отрасли, налоговый орган доначислит сумму единого социального налога. В данном случае она будет определена расчетным путем в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ.

Особое внимание налоговиков привлекают крупные налогоплательщики. Практика показывает: чем больше компания, тем изощреннее уход от налогов. Он трудно доказуем, но позволяет получить максимум доначислений. С малым бизнесом инспекторам работать ненамного проще: схемы примитивнее, но мини-фирм великое множество. Сегодня еще есть предприниматели, которые работают полностью «вчерную», такие руководители придерживаются мнения, что если придут инспекторы – отдать деньги, а пока надо копить на взятки. Самое интересное, что зачастую это действительно выгоднее, чем платить налоги!

Как попробовать «обелить» зарплаты?

Повышение зарплат желательно обосновать так, чтобы налоговики не смогли его использовать как доказательство того, что раньше компания платила зарплаты без налогов.

В группу риска в настоящее время, прежде всего, попадают организации, которые платят зарплаты ниже:

  • величины прожиточного минимума;
  • среднестатистического уровня зарплат по отрасли (по данным Комитета государственной статистики);
  • зарплат на аналогичных предприятиях.

Привлечь повышенное внимание инспекторов также могут фирмы, сотрудники которых:

1) на предыдущих местах работы зарабатывали намного больше;
2) получают оклады, превышающие заработок руководства.

Соответственно, зарплата должна быть не ниже средней по отрасли. Но ее резкое увеличение также способно вызвать подозрения  инспекторов. Делать это нужно постепенно, в несколько этапов, с оформлением всех необходимых документов. Процесс «обеления» должен проходить от 3 до 9 месяцев.

Каждый такой приказ должен содержать обоснование увеличения заработной платы. Оно может вытекать как из общеэкономической ситуации в стране при росте инфляции, так и отражать изменения в интенсивности работы и условиях деятельности компании. К примеру, зарплаты отдельных сотрудников могут повыситься из-за того, что у них увеличился объем работы, появились новые обязанности или возросла материальная ответственность. Об этом должны свидетельствовать новые должностные инструкции или дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Схемы оптимизации зарплатных налогов, используемые на практике:

Схема 1. Перевод персонала в фирме на «упрощенку»

Компания переводит часть сотрудников в дружественную фирму на «упрощенке». С этой фирмой она заключает договор на какие-либо услуги. В результате платежи в бюджет с зарплаты работников уменьшаются до 14% взносов в Пенсионный фонд. Применение этой схемы несет в себе следующие риски:

Во-первых, неправильно оформленный договор ставит под сомнение всю сделку. Зачастую формой договора является аренда персонала, аутстаффинг, аутсорсинг, а сами эти слова налоговые инспекторы расценивают как признаки уклонения от налогов. Обнаружив эти термины в договоре, инспекторы заподозрят фирму в получении необоснованной экономии на «зарплатных» налогах. И есть прецеденты, когда суды с ними соглашаются.

Во-вторых, договоры, связанные с арендой сотрудников, налоговые работники могут посчитать незаконными. Дело в том, что предметом таких сделок, по мнению инспекторов, являются «физические лица, как вещи». Такие сделки инспекторы пытаются признать недействительными, а расходы по ним – не уменьшающими налогооблагаемую прибыль фирм.

В-третьих, если фирма на «упрощенке» платит единый налог по ставке 15%, зарплату предоставляемых в аренду работников инспекторы могут исключить из ее расходов, посчитав ее экономически необоснованной. И в суде  они выиграют.

А в-четвертых, сделки с арендой персонала инспекторы считают подозрительными еще и потому, что они уже «засвечены» как распространенный способ фиктивного увеличения расходов в налоговом учете.

Обычно на практике крупные предприятия дробят определенные участки деятельности организации и выводят их в отдельное производство (отдельную фирму на «упрощенке») и заключают с ними договора на поставку продукции или услуги.

Схема 2. Гражданско-правовые договоры вместо трудовых

Вместо трудовых договоров фирма заключает с работниками гражданско-правовые договоры. Выплаты по ним не облагаются единым социальным налогом в части взносов в Фонд социального страхования РФ.

Однако эта схема в силу своей распространенности хорошо известна налоговым органам. Именно поэтому гражданско-правовой договор не должен содержать признаки трудовых отношений, обнаружив которые, инспекторы обращаются в суд с просьбой переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые. И есть случаи, когда судьи на их  стороне.

Кроме того, налоговым инспекторам могут не понравиться случаи, когда подрядчики выполняют для фирмы такие же работы, что и штатные сотрудники. Они могут посчитать, что расходы фирмы на оплату труда «внештатников» в такой ситуации являются экономически необоснованными.
Проблемы могут возникнуть и при проверках трудовой инспекции. Ведь не оформляя постоянных сотрудников в штат, фирма существенно нарушает их права.
Для выполнения конкретных работ или услуг заказчики обычно оформляют отдельные поручения. А подрядчики в конце месяца отчитываются перед ними о выполненных заданиях. Оплачивать им труд фирма должна на основании актов приемки-передачи.

Схема 3. Гражданско-правовые договоры со «штатниками»

Сущность схемы состоит в том, что по трудовым договорам фирма начисляет лишь небольшую часть зарплаты. А большую часть выплат проводит по гражданско-правовым договорам. За счет этого фирма экономит на едином социальном налоге в части взносов в Фонд социального страхования РФ.

Уже само по себе заключение договоров подряда со штатными сотрудниками налоговые инспекторы считают подозрительным.

А кроме т ого, экономия с помощью этой схемы возможна только в том случае, если фирма учитывает подрядные выплаты при налогообложении прибыли. Однако вопрос о том, можно ли это делать, спорный.

Схема 4. Компенсации за просрочку выплаты зарплаты

Фирма оформляет часть начислений работникам как выплату компенсаций за несвоевременную выплату заработной платы (статья 236 Трудового кодекса РФ). Размер компенсации фирма может установить в коллективном договоре (но она не должна быть меньше 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки). Выплаты таких компенсаций не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Однако если налоговые инспекторы поймут, что фирма систематически начисляет компенсации, имея при этом возможность платить зарплату в срок, они обвинят ее в уклонении от налогообложения. Во-вторых, за задержку выплаты зарплаты более чем на два месяца директору грозит уголовная ответственность. Ну и, в-третьих, если фирма учтет суммы компенсации при налогообложении прибыли, то право на это ей, возможно, придется отстаивать в суде.

Схема 5. Выплаты, не учитываемые в расходах, при расчете налога на прибыль

Сотрудники получают часть зарплаты в виде вознаграждений, не предусмотренных трудовыми и коллективными договорами, или в виде премий, выплачиваемых «за счет средств специального назначения или целевых поступлений». Это могут быть, например, премии к праздникам, юбилеям, а также поощрения, не связанные с производственной деятельностью фирмы. Расходы на такие выплаты работникам не уменьшают налогооблагаемую прибыль и не облагаются единым социальным налогом.

Отсюда вывод: платить непроизводственные премии выгодно только в том случае, если в периоде, в котором они начислены, по данным налогового учета, у фирмы нет прибыли. В противном случае, снизив единый социальный налог, фирма увеличит платежи по налогу на прибыль. В итоге экономии не будет.
Подозрительными выглядят и случаи, в которых фирмы выплачивают премии за счет чистой прибыли с регулярностью зарплат. К тому же если суммы этих премий в несколько раз превышают официальные оклады работников.

Схема 6. Компенсация за разъездной характер работы

Работникам, которые часто ездят в служебные поездки, фирма оформляет часть зарплаты в виде компенсаций за разъездной характер работы (статья 168.1 Трудового кодекса РФ), несмотря на то, что документ, устанавливающий их, отменен.

Налоговики предлагают считать выдаваемые водителям деньги подотчетными суммами. Однако сэкономить на налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге при этом варианте учета расходов не удастся. Если оплата питания, проживания и прочих расходов водителя в дороге будет закреплена в трудовом и коллективном договорах, то такие затраты уменьшат налогооблагаемую прибыль согласно статье 255 Налогового кодекса РФ, но налог на доходы физических лиц и единый социальный налог инспекторы потребуют уплатить. В обратном случае эти затраты придется списать за счет чистой прибыли, начислив налог на доходы физических лиц.

Но можно использовать другой путь. На основании пункта 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. В их числе поименованы надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством РФ за:

  • работу в ночное время;
  • работу в многосменном режиме;
  • совмещение профессий;
  • расширение зон обслуживания;
  • работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда;
  • сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни.

К сожалению, в этом перечне отсутствуют надбавки за подвижной и разъездной характер работы. Однако обращаю внимание читателей на то, что в данный перечень входят надбавки за работу в многосменном режиме. Суммы доплат относятся к компенсационным выплатам, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. При этом эти суммы не нужно облагать никакими «зарплатными» налогами. В соответствии пунктом 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся начисления стимулирующего и/или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Применение моделей налоговой оптимизации должно характеризоваться наличием разумной, а не мнимой деловой цели и должно определяться экономическим обоснованием, наряду с экономией на налогах.

Приведу пример схемы, при которой возникает экономия налогов от «обеления» заработной платы:

Упрощенка 15 %: налог на доходы физических лиц платит работник

1. Платим пенсионные взносы – 14 копеек с одного рубля начисленной зарплаты (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ).
2. Сумму зарплаты и взносы в Пенсионный фонд фирма может учесть в расходах при расчете единого налога. В результате единый налог на каждый рубль «белой» зарплаты будет меньше на 17 копеек (1,14 рубля * 15%) (при условии, что единый социальный налог не превышает 50% нашего единого налога).
Итог. Выходит, выплачивая «белую» зарплату, «упрощенная» фирма даже экономит 3 копейки (17 – 14) налогов с каждого
P.S. Замечу, что выплата «черной» зарплаты через «обналичку» будет все равно выгоднее. Но надо учесть рискованность этого способа плюс проблематичность поиска фиктивных услуг. Стоит ли искать проблемы там, где их нет?

*Беседовала Татьяна Осипова

Кирилл Никитин, юрист юридической фирмы «VEGAS LEX»:

Данная инициатива, безусловно, похвальна, однако вряд ли решит проблему «серых» зарплат, которая на сегодняшний день актуальная для всех субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день для установления факта выплаты «серых» зарплат налоговыми органами используются различные методы проверки деятельности компании. Сюда можно отнести, помимо свидетельских показаний, анализ «конвертных» ведомостей, указание размера заработной платы при публикации объявлений о вакансиях, справки 2-НДФЛ работников, а также анализ доходов и расходов топ-менеджеров и бенефициаров компаний.

При этом для расчета налога и его последующего взыскания необходима точная сумма дохода, установить которую, даже при наличии документов компании, крайне сложно. Отсюда судебная перспектива подобного рода дел весьма неоднозначна. Самого по себе факта сообщения о подобных нарушениях из любых источников недостаточно без проведения вышеописанных мероприятий.

Также весьма актуальным будет вопрос об обеспечении анонимности лица, сообщившего о факте выдачи «серой» зарплаты при выплате вознаграждения. Очевидно, что в случае отсутствия механизмов обеспечения анонимности заявителя спрос на получение такой премии будет крайне низок. Это обусловлено весьма ограниченным кругом субъектов, которые могут предоставить такую информацию (в основном бывшие и/или нынешние работники предприятия).

Кроме того, очевидно, что обязательным условием для выплаты вознаграждения является условие о взыскании в пользу соответствующего бюджета доначисленных сумм налога, а не само по себе сообщение.

Как показывают материалы судебной практики, налоговые органы чаще проигрывают подобного рода споры. Отсюда перспектива реального получения лицом, сообщившем о подобном нарушении, премии за такое сообщение весьма сомнительна.

Кроме того, стоит учитывать, что работник, получающий «серую» зарплату, фактически признается в уклонении им от уплаты налогов. Таким образом, при реализации данной инициативы необходимо решить вопрос об освобождении лица, сообщившего о «серых» зарплатах, от ответственности.

Решение проблемы «серых» зарплат возможно только путем комплексного подхода к проблеме при условии соблюдения разумного баланса интересов бизнеса и государства, тогда как установление «премии за сообщение» достижению такого баланса явно не способствует.

Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения группы компаний «Ю-Софт»:

На первый взгляд принятие нового закона может вызвать горячее одобрение «широких общественных масс»: наконец-то нашлись рычаги влияния на недобросовестных работодателей, скрывающих налоги от государства и урезающих будущие пенсии работников.

Замечательный закон — не только региональная казна пополнится штрафами, но и честный труженик подзаработает. И чем больше будет таких сознательных работников, тем скорее несознательные работодатели повернутся лицом к Налоговому кодексу.

Все ли так радужно в данной ситуации? Каковы последствия массового применения Закона в больших городах и маленьких поселках, где все работодатели наперечет?

Конечно, если работник трудится на большом предприятии, которое в силах выдержать все проверки контролирующих органов и бремя доначисленных налогов и штрафов, то в этом случае нет причин для беспокойства. Даже в случае создания для работника, нарушившего покой работодателя, невыносимых моральных условий, он может уволиться и устроиться на другую работу. Благо, что в большом городе это еще возможно. Кроме того, на больших предприятиях крупные профсоюзные организации, стоящие на страже интересов трудящихся. Возможно, что под крылом профсоюзов работник сможет и дальше трудиться на родном предприятии и получать уже «белую» зарплату.

А как быть борцам за правду в небольших городках и поселках, где устроиться на работу совсем непросто, где все работники дорожат своим местом, как единственным источником дохода?

В этом случае борьба с «серой» зарплатой может привести к плачевным последствиям.

Во-первых, сигнал в контролирующие органы приведет к тому, что работодатель вынужден будет немало времени и сил посвятить крайне неприятному для него общению с разными инстанциями. Надвигающиеся штрафные санкции также не добавят хорошего настроения. Скорее всего, работодатель в таком состоянии не сможет оценить того блага, которое сделал работник для себя и своих коллег. Думается, что как минимум между ними состоится нелицеприятный разговор, после которого работник может и пожалеть о своем порыве.

Во-вторых, в результате проверки работодателю будут начислены значительные штрафные санкции, которые явно не улучшат его финансового положения.

В-третьих, в результате комплексной проверки на предприятии могут найти еще массу нарушений, которые только увеличат сумму штрафных санкций и еще больше ухудшат ситуацию. Возможно, что работодатель будет не в силах не только выплачивать «белую» зарплату, но и вообще вести предпринимательскую деятельность.

Таким образом, в результате своих действий работник, сообщивший «куда следует» не только сам останется без работы, но и его товарищи окажутся на улице. А у них еще и семьи имеются. В данной ситуации «борцу за правду» не позавидуешь.

Никто не спорит, что работодатели должны выплачивать своим работникам «белую» зарплату. Зарплата —  это не только источник жизнеобеспечения для работников, но и значительный поток в бюджет страны. «Честные отчисления» в Пенсионный фонд формируют источник обеспечения в старости. Уплаченный работодателем налог на доходы физических лиц возвращается работникам, приобретающим жилье. Страховые взносы в Фонд социального страхования гарантируют работникам оплату больничного и реабилитацию при травмах.

Не секрет, что работодатели уклоняются от выплаты «белой» зарплаты по той причине, что не в силах уплачивать страховые взносы по действующим ставкам. Ведь эти ставки одинаковые как для «Газпрома», так и для малого предприятия.

Поэтому работа по вытеснению «серой» зарплаты должна вестись не только посредством принятия подобных законов, но и путем создания возможностей для работодателей выплачивать зарплату в полном объеме.

Денис Герасимов, адвокат коллегии адвокатов «Эгида»:

Совет народных депутатов Кемеровской области единогласным голосованием принял региональный закон «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о нарушениях в области налогообложения, связанных с оплатой труда». Необходимостью введения такого закона депутаты называют, во-первых, недополучение бюджетом денежных средств, а во-вторых —  то, что работодатели лишают своих работников возможности получать достойную пенсию.

По смыслу данного закона, гражданин сообщивший информацию, позволившую подтвердить ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по налогообложению фонда оплаты труда, сможет получить 10% от суммы доначисленных поступлений в бюджет.

Один из депутатов прокомментировав данный закон, пояснил, что ограничений по выплатам не будет, то есть если в бюджет поступит десять миллионов рублей, то гражданин получит один миллион рублей. Прозвучавшие цифры, видимо, должны были подтолкнуть граждан в срочном порядке направлять десятками доносы на своих работодателей.

Но подобными законами власти лишь пытаются переложить на граждан работу налоговиков, которые не могут или не хотят бороться с «серыми» зарплатами. Ведь способов установления конвертных выплат немало, нужно лишь ответственно подойти к своим обязанностям.

Законодатель не учитывает, что проблемой «серых» зарплат страдают далеко не крупные организации, а в основном малый и средний бизнес. И не из жадности в большинстве случаев, а лишь из-за чрезмерно тяжелого налогового бремени. Скорее всего, в большинстве случаев такой донос приведет лишь к банкротству компании, а доносчик останется не только без работы, но и без вознаграждения. И вряд ли сотрудник небольшой фирмы в условиях безработицы станет писать донос на работодателя лишь для того, чтобы получить призрачный шанс в старости получать «достойную» пенсию. А ведь еще работник должен учесть, что с его зарплаты также должны будут отчислять налоги. И много ли сотрудников, получающих «серые» зарплаты станут добровольно уменьшать свои заработки? Да и не стоит забывать, что по опросам различных агентств, на вопрос «устраивает ли Вас «серая» зарплата»?» лидирующим ответом по-прежнему остается ответ «да».