Пониженные страховые взносы — пониженная пенсия?

Автор: Елена Селедцова

Минтруд выступил с предложением запретить компенсацию пониженных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и внебюджетные социальные фонды из бюджета. По мнению министра труда Максима Топилина, несправедливо, когда государство должно расплачиваться за льготы отдельным секторам. Для облегчения нагрузки на бизнес министр предложил предоставить работодателям возможность согласовывать с профсоюзами уменьшенный размер взносов во внебюджетные фонды. В таком случае пенсия работнику будет формироваться с учетом этого сокращения и без компенсации из федерального бюджета.

Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», региональный информационный центр сети КонсультантПлюс:

До того, как был принят Федеральный закон 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

в Налоговом кодексе РФ взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования регулировались главой 24 Налогового кодекса «Единый социальный налог» . При этом, статья 239 Налогового кодекса РФ предусматривала освобождение от уплаты единого социального налога некоторых категорий налогоплательщиков.

Например, организации, имеющие в штате инвалидов, не облагали единым социальным налогом доходы работников-инвалидов до 100 тысяч рублей, общественные организации, доля инвалидов в которых превышала 80 %, а также общественные организации, уставный капитал которых состоял из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода. Как видим, льготы имеют ярко выраженную социальную направленность.

Кроме того, статьей 241 Налогового кодекса РФ были установлены пониженные ставки единого социального налога. Если для обычных организаций налоговая нагрузка составляла 26 %, то для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставка налога составляла 20%.

Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, соответственно, 10 % и 8 %.

С 01.01.2010 глава 24 Налогового кодекса РФ утратила силу в связи с вступлением Федерального закона 212-ФЗ.

Минздравсоцразвития предлагал решения по реформированию единого социального налога, но они приводили к увеличению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В поручении Правительства Российской Федерации от 04.10.2008 № ИШ-П13-16пр рассматривались компенсирующие меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия, но вместе с тем представлялось затруднительным оценить эффективность возможных мер компенсации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации.

Поэтому решения по изменению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в сторону его увеличения было целесообразно отложить (Письмо Минздравсоцразвития от 03.04.2009 № 4892-ЭН/Д01).

В связи с этим на переходный период 2010-2016 годов для сохранения социально-экономической стабильности были установлены пониженные ставки, которые предполагалось постепенно повышать.

И они повышались. Если в 2010-2011 годах общая нагрузка по страховым взносам составляла 26 %, то в 2012-2014 годах она увеличилась до 30 %.

В то же время Федеральным законом 212-ФЗ для отдельных категорий организаций и для организаций малого бизнеса, осуществляющих определенные виды деятельности, установлены пониженные ставки страховых взносов, а для отдельных организаций и вовсе нулевые.

Пониженные ставки были установлены для сельскохозяйственных производителей, СМИ, но в основном касались малого бизнеса. И это понятно, ведь малый бизнес составляет значительную долю в народном хозяйстве России. Кроме того, малый бизнес занимает такую нишу, как оказание услуг населению, образование, производство продуктов питания и другие важные отрасли.

Нужно отметить, что установление пониженных тарифов сыграло положительную роль в расширении малого бизнеса, создании новых рабочих мест и пополнении бюджета за счет уплаты налогов и страховых взносов.

Конечно, Правительство осознанно сделало этот шаг. Льготные ставки страховых взносов стоили государству немалых средств. Это было изначально предусмотрено в пункте 3 статьи 57 Федерального Закона 212-ФЗ.

Выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ. Объем компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с общими тарифами и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в Пенсионный фонд РФ, и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на каждый плановый период.

Согласно данным руководителя Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова, доходы Пенсионного фонда в прошлом году составили 6,388 триллионов рублей. Трансферты из федерального бюджета выросли до 1,9 триллиона против 1,78 триллиона в 2012 году. Из этих цифр видно, что бюджет фонда на четверть состоит из средств государственного бюджета. Это говорит о том, что работающее население России не в состоянии обеспечить Пенсионный фонд достаточными денежными средствами.

А с учетом того, что к российским пенсионерам в 2014 году добавились пенсионеры Крыма, то становится очевидным, что существующие на сегодняшний день ставки страховых взносов не в состоянии обеспечить стабильную работу Пенсионного фонда.

Понятно, что в данной ситуации необходимо принимать меры по уменьшению льгот для категорий налогоплательщиков. В этом направлении работа ведется, начиная с 2010 года.

Понятно, что увеличение налоговой нагрузки снова приведет к увеличению доли «серой зарплаты» и вся борьба с зарплатой в конвертах может снова сойти на нет. За уменьшением доли белой зарплаты последует и уменьшение зарплатных налогов, формирующих внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд РФ.

Получается замкнутый круг. От чего ушли — к тому и пришли. Только-только малый бизнес начал набирать обороты, как над ним снова нависла угроза. А сельское хозяйство и подняться-то не успело, как его снова хотят вернуть в исходную позицию.

Еще раз повторюсь, что льготы по страховым взносам имеет в основном предприятия малого бизнеса, использующие упрощенную систему налогообложения, поэтому предложение о том, что размер взносов в Пенсионный фонд РФ работодатель должен согласовывать с профсоюзом и закреплять в коллективном договоре, кажется более чем странным.

Какой такой профсоюз у работников небольшой аптеки, ателье или химчистки? С кем согласовывать страховые взносы владельцу автомастерской? Да они никогда не видели эти самые профсоюзы и не имели с ними дел. Не придется ли в этой связи раздувать штат профсоюзных работников, чтобы своевременно согласовывать и одобрять ставки страховых взносов? Не приведет ли это к созданию новых профсоюзов и принудительному вступлению в них работников малого бизнеса? Чем будут заниматься эти профсоюзы в перерывах между одобрениями и согласованиями? Не придется ли организациям помимо многочисленных контролирующих органов спонсировать еще и профсоюзы, от которых будет зависеть величина ставки?

Не слишком ли большая нагрузка на работодателей малого бизнеса? Когда же им в этой одобрительно-согласовательной свистопляске заниматься развитием производства, созданием новых рабочих мест и вносить вклад в развитие конкуренции? А ведь именно эти задачи были поставлены в письме Минздравсоцразвития от 03.04.2009№ 4892-ЭН/Д01 как приоритетные?

К чему городить весь этот огород, когда можно просто внести изменения в Федеральный закон 212-ФЗ и отрегулировать ставки страховых взносов, чтобы не вносить сумятицу в рядах работодателей? Раз надо — значит надо. Не впервые российскому бизнесу переживать повышение налоговой нагрузки. Понятно, что бизнес будет искать способы выжить в данной ситуации и частично уйдет в тень, что снова приведет к уменьшению потока во внебюджетные фонды.

Российская пенсионная система находится еще в стадии формирования и пытается перенимать опыт успешных государств, в которых работники с младых ногтей самостоятельно заботятся о своей обеспеченной старости. Понятно, что и россиянам нужно прививать мысль о том, что пока ты молод и здоров — позаботься о своем будущем.

Многие граждане готовы делать добровольны отчисления в Пенсионный фонд РФ, но у одних нет уверенности в том, что все их вложения к моменту наступления пенсии сохранятся и приумножатся, а у других просто нет достаточных средств на то, чтобы каким-то образом позаботится о старости.

Кроме того, частые изменения в порядке формирования страховой и накопительной частей не добавляют доверия к пенсионной системе РФ и не стимулируют граждан заботиться о старости. Многие просто не думают об этом, так как уверены, что и после выхода на пенсию будут вынуждены работать, так как не смогут прожить, только получая пенсию.

В такой нестабильной ситуации крайне трудно привить гражданам ответственность за свою обеспеченную старость. Лишь уверенность в завтрашнем дне, в постоянстве законодательства позволит населению переложить на свои плечи часть ответственности за свои пенсионные накопления. Опыт передовых в этом вопросе стран показал, что население заботится о своих пенсиях, так как уверено, что пенсионные отчисления позволят им после выхода на пенсию не только удовлетворять свои физические потребности, но и путешествовать, и заниматься творчеством.

Поэтому все нововведения на пенсионную тему, особенно те, которые увеличивают налоговую нагрузку на организацию и явным образом не влияют на величину пенсии граждан, вряд ли обречены на успех. По нашему мнению, доходы пенсионного фонда могут быть увеличены только в результате усиления доверия населения государственной пенсионной политике, способствующего повышению ответственности каждого за свою жизнь после выхода на пенсию, чтобы это была достойная старость, а не «время дожития».