Минимальный размер оплаты труда — дело индивидуальное?

Автор: Ольга Шибаева

Минтруд России подготовил законопроект, который уравняет минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, на этом основании  с  октября 2015 года будет отменена  величина минимального размера оплаты труда, единая для всей России. Заметим, что  в 50 регионах России прожиточный минимум ниже среднего показателя по стране, в то время как в других  регионах он вдвое превышает эту планку. С 01.01.2015минимальный размер оплаты труда в соответствии с законопроектом будет увеличен до 5865 рублей, а с 01.10.2015 в соответствующих субъектах РФ он достигнет 89-процентной величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Как предполагается, на 01.10.2016 минимальный размер оплаты труда будет составлять уже 94 %, а на 01.10.2017 – 100 %.

Ольга Шибаева, заместитель руководителя консультационно-правового отдела Группы компаний «Ю-Софт», юрист с многолетним опытом работы, в том числе в судебной системе:

Как было указано в «Российской газете», единого на всю страну минимального размера оплаты труда в России скоро не будет.

При Минтруде указанный законопроект обсуждался на заседании Общественного совета.
Минимальный размер оплаты труда будет различаться в регионах Российской Федерации в зависимости от прожиточного минимума на территории.
С 01.01.2015 он составит до 5 865 рублей, но это пока будет ежегодное повышение в соответствии с уровнем инфляции.

Второй раз по прогнозам минимальный размер оплаты труда должен быть повышен в октябре 2015 года до уровня 89 % от прожиточного минимума в каждом из регионов.

На мой взгляд, повышение, а в дальнейшем и отказ от минимального размера оплаты труда, до уровня прожиточного минимума в России необходим, поскольку в Москве, Санкт-Петербурге и еще некоторых регионах, величина минимального размера оплаты труда значительно выше, чем на большей части страны, что ведет к неравному положению жителей вопреки основному закону государства – Конституции.

Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации также говорит о равной оплате за равный труд, что не соответствует действительности в связи с разным размером минимальной оплаты труда в различных регионах.

Зарплаты бюджетных служащих начали рост, не дожидаясь повышения минимального размера оплаты труда, повышение же заработной платы в коммерческих организациях происходит за счет средств работодателей.

В прессе давно шли дискуссии о необходимости приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, видимо, стороны – Министерство труда, профсоюзы, работодатели — не могли договориться между собой о том, должна ли минимальная зарплата включать в себя районные надбавки и коэффициенты, или они должны начисляться сверху. Предложенный вариант — приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму в конкретном регионе — должен снять это противоречие.

Однако проблемой может стать то, что регионы могут не справиться с повышением минимального размера оплаты труда, поскольку большинство работников получают самую минимальную заработную плату, менее которой работодатели платить уже не могут