Отказ в приеме на работу

Автор: Сергей Исанов

Сергей Исанов

Начальник юридического отдела

1. Пытаются ли сегодня люди обращаться в юр. фирмы с вопросом обжалования отказа в приеме на работу?

- Лично я о таких запросах не слышал. Отказ в приеме на работу формально обычно никак не закрепляется, так что и доказать что-либо по таким делам затруднительно. Однако всегда найдутся желающие «посутяжничать», даже без особой перспективы на успех.

2. Кому и когда стоит бороться через суд с отказом?

- Бороться следует категориям кандидатов, у которых повышенные шансы на успех: беременные женщины, направленные от службы занятости, приглашенные в порядке перевода и т.д. Когда? Ну что ж, ответ скорее жизненный — когда цель оправдывает средства, ибо как будет человеку работаться в организации, с которой он уже находится в конфликтной ситуации, еще не успев устроиться на работу?

3. Какие трудовые проблемы Вам доводилось решать и в чем была суть?

- Лично мне доводилось сопровождать дела, связанные с оспариванием увольнения. Основания исков, в основном, сводились к доводам об отсутствии нарушений (при увольнении в связи с неоднократным или грубым нарушением должностных обязанностей) и предвзятом отношении со стороны работодателя. Как правило, спорщики предпочитали заменять формулировку увольнения в трудовой книжке на «по инициативе работника», и этим спор заканчивался.

4. Какие ошибки нельзя совершать топ-менеджерам при оформлении на работу?

- Если топ-менеджер устраивается на работу, он должен понимать, куда и зачем он идет, какие цели ему ставит собственник и какие средства у него будут для достижения этой цели, и как его работа будет вознаграждена. Работа, прежде всего, должна быть интересной, это должно быть дело, которому не стыдно было бы посвятить более 8 часов в сутки. Ну и не забывайте про «золотой парашют».

Если же топ-менеджер нанимает на работу других работников, то тут важно уметь разбираться в людях (думаю, такое умение приходит со временем), вовремя и без сожалений расставаться с балластом и уделять внимание кадровой политике столько же, сколько собственно управлению предприятием.

5. Есть ли шанс (и как его реализовать) у компании взыскать с уволенного работника невыплаченную им беспроцентную ссуду от работодателя?

- Если это действительно ссуда, и она регулируется нормами гражданского права, а не трудового, то желательно взыскать задолженность в судебном порядке и заниматься принудительным исполнением решения суда.

6. Чаще работники пробуют взыскать с компании «черную» часть зарплаты? Вы беретесь за такие дела? Успешно?

- Приходилось слышать о таких спорах, но, к несчастью, сам ими не занимался. Такие дела требуют глубокого анализа финансов организации, и без поддержки, например, со стороны правоохранительных органов заниматься ими трудоемко.

7. Коллективные споры ушли в прошлое?

- Скорее да, чем нет. Ушли вместе с эпохой профсоюзов и забастовок. Работникам экономически выгоднее найти другую работу, чем держаться за старую и вступать в коллективную полемику с работодателем. Такие же настроения транслируются в профсоюзы, где они еще остались.

8. Сколько времени и сил надо потратить на создание правовой системы в компании для защиты от споров с работниками? Примерная цена вопроса?

- От споров с работниками не надо защищаться, их нужно предотвращать — конкурентоспособной заработной платой и привлекательной системой поощрения труда, налаженной системой отсеивания конфликтных и сутяжных кандидатов, здоровой обстановкой в коллективе, тщательным документированием кадровых мероприятий, разработкой типовых форм кадровых документов (не считая существующих форм, утвержденных Госкомстатом) — заявлений, приказов, актов и т.п., обязательной правовой экспертизой всех кадровых документов и т.д. Здесь будут нелишними современные системы автоматизации кадровой и правовой работы (как специальное программное обеспечение, так и хорошее «железо», да и «детектор лжи» пригодится), качественное обучение и повышение квалификации работников HRD. Со временем указанные жесткие требования можно смягчить, исключив часть мероприятий и оставив только удобные и повышающие производительность труда кадровика и юриста, например, уйти от повальной правовой экспертизы кадровых документов и оставить ее для нестандартных ситуаций.

9. Взыскание акционерами ущерба от ошибок в управлении компанией наемным СЕО — как стоит проводить это на практике? Как суды решают эти споры?

- Вопрос достаточно сложный, дела по такой категории требуют сбора большого количества доказательств: документальное подтверждение решений руководителя, доказательства наличия ущерба, их размера и причинной связи, сведения о степени вины и ответственности руководителя, заключение эксперта о причинах и размере ущерба и т.п. Подобные дела становятся обычными для судов в настоящее время, так что заниматься анализом соответствующих рисков нужно как юристам инхаус, так и юридическим фирмам.

10. Хищения в компаниях. Доводилось ли Вам выступать на чьей-то стороне в таких спорах и Ваши советы читателям о том, как успешно защищаться от компании?

- Доводилось. Основной вопрос, вокруг которого можно построить как линию защиты, так и нападения — это доказывание размера ущерба. Иногда это позволяет полностью «отбиться» от иска или перевести дело из уголовной в гражданско-правовую плоскость.

11. Уволить можно, если доказан факт хищения... А что делать с работником, пока идет следствие? Платить ему?

- Если нет других оснований для увольнения или для отстранения от работы — то да, платить. Работник же будет продолжать исполнять свои обязанности. Закон позволяет органам предварительного расследования ходатайствовать перед судом об отстранении работника от работы на время расследования, однако шансов быть удовлетворенными у таких ходатайств почти нет.