Юлмарт первым в России внедрил электронную подпись в HR-процессы компании

Автор: Наталия Пластинина

Комментарий Пластининой Н.В.

Насколько известно, применение усиленной квалифицированной подписи в трудовых отношениях Трудовым кодексом РФ предусмотрена для дистанционных работников.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ).

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

Конечно, Юлмарт специализируется на интернет-заказах, торговле техникой и иными ТНП дистанционно. Однако не секрет, что в каждом регионе присутствия у Юлмарта имеется центр исполнения заказов и много-много Outpost (аутпостов — «мини-пунктов» выдачи товаров). Примерно такая же система аутпостов действует и у магазина Ситилинк, например. Естественно, что все эти пункты размещены официально. Например, по договору аренды. То есть не случайно и не на один день. И в каждом таком центре или пункте имеются рабочие места, которые вполне себе стационарные. Интересно, к какому же виду отнесены эти работники? Неужели к дистанционным? И как Юлмарт реализует для таких работников положения ст. 312.4 ТК РФ об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника? Исходя из опубликованной новости, Юлмарт целиком перешел на электронную форму взаимодействия работников и работодателя. Означает ли это, что электронный ритейлер имеет в своем штате исключительно дистанционных работников? Или же он просто решил перейти на такую форму взаимодействия по собственному усмотрению вопреки общим нормам главы 11 ТК РФ о порядке заключения трудового договора?

Вызывает также сомнения пионерство Юлмарта в области внедрения электронной подписи работника при оформлении некоторых кадровых документов. Так, например, в Альфа-Банке не менее 5-6 лет применяется система использования электронной подписи сотрудников на некоторых кадровых документах, не являющихся основополагающимися (например, на документах, связанных с очередным отпуском, командировками). При этом трудовые договоры, приказы, подписи в ознакомлении с локальными актами оформляются в бумажном варианте в письменном виде, несмотря на то, что многие кредитные инспекторы (специалисты) также имеют непосредственное рабочее место в магазинах крупной бытовой техники, мебели и прочих местах, удаленных от местоположения центрального офиса, филиала или кредитно-кассового офиса.

С учетом того, что многие документы, формирующиеся в трудовых отношениях с работниками, ТК РФ по-прежнему требует оформлять на бумажном носителе (в том числе с дистанционными работниками, как дублирование постфактум после обмена электронными документами), предоставление каждому из 6000 работников Юлмарта усиленной квалифицированной подписи через третью систему (удостоверяющим центром) является чрезмерно дорогим удовольствием на фоне отсутствия правомерной возможности перейти на электронное «общение» с работниками полностью. То есть цель минимизации бумажной работы, бумажного архива, высвобождения времени кадровых специалистов достигнута быть не может. Тогда будет ли соотносима стоимость перехода на подобное взаимодействие работодателя с работниками с фактическим полу-результатом? Только если рассматривать это как своеобразный пиар, а пиар — как самоцель…

Весьма интересно было бы узнать позицию государственных инспекторов труда на нововведения в Юлмарте, особенно после полного перехода на новую технологию трудовых взаимоотношений в 2017 году.