Об интернет-торговле: что нового появилось в 2012 году

Об интернет-торговле: что нового появилось в 2012 году

В последние годы рынок торговли различными товарами через Интернет активно развивается. Какие же стратегии выбирают лидеры на сегодняшний день? «Утконос», Ozon.Ru, KupiVIP.Ru, Wikimart.Ru, Dostavka.Ru не стоят на месте. И отдельные онлайн-магазины, и представители традиционной розницы, развивающие онлайн-направление, постоянно разрабатывают правила торговли.

Начиная с марта, у покупателей торговой площадки Wikimart.ru появится возможность приобретать товары из интернет-магазина «Утконос». «Утконос» — это сеть магазинов, которая была основана в 2003 году. В нее входят 55 магазинов с общей клиентской базой около 500 тыс. человек. Wikimart — это торговый центр онлайн, в котором размещаются мелкие магазины. На данный момент Wikimart включает в себя 3775 магазинов, предлагающих более двух млн товаров.

За счет этого шага компания «Утконос» рассчитывает увеличить товарооборот примерно на 5 %. «Утконос» впервые отрабатывает технологию онлайн-торговли на сайте своего партнера. Сейчас продвижение компании осуществляется благодаря поисковой оптимизации, партнерских программ и контекстной рекламы. Wikimart благодаря проекту сможет увеличить ассортиментный ряд на 20 тысяч позиций, планирует отработать технологии сотрудничества с дистрибуторами, магазинами, у которых нет онлайн-ретейла. Сам «Утконос» будет платить комиссию 5 % от суммы покупки.

С подготовкой вступления России в ВТО объем интернет-продаж вырастает за последнее время более чем на 40 % по сравнению с концом 2011 года. Выравнивание цен и снижение таможенных пошлин ведет к тому, что россияне начинают активнее закупать товары за границей в таких известных гипермаркетах, как Amazon, Ebay, Taobao и Alibaba, которые за счет эксклюзивности товаров и удобства оплаты способны завоевать до 20 % рынка электронных продаж по России. При возрастающей конкуренции со стороны иностранных операторов более активными стали крупные российские компании, их целями в ближайшее время являются легализация, укрепление и упорядочивание российского рынка интернет-торговли. Основным шагом в этом направлении стало как раз создание Ассоциации розничной электронной торговли. Данная Ассоциация планирует плотно сотрудничать с Торгово-промышленной палатой и будет выдавать своим участникам «сертификат благонадежности», своеобразный знак качества в торговле во Всемирной паутине, призванный отсечь любых недобросовестных продавцов.

Пока что люди не доверяют электронной коммерции, многих пугает отсутствие товарных и кассовых чеков, невозможность вернуть или обменять товар и просто неизвестное название компании. Некоторые интернет-магазины становятся доступными 24 часа в сутки, многие покупки скоро можно будет оплачивать при помощи мобильных устройств. Среди макроэкономических факторов повышения спроса на товары в интернет-магазинах можно выделить общий рост цен по стране, а также расширение продуктовых линеек самих магазинов. Если до 2012 года в Рунете был всего один гипермаркет OZON. ru, то сейчас уже запланировано около десятка подобных гипермаркетов, а потребителю станет удобнее и проще покупать все товары в одном месте. Это касается и обычного магазина, и онлайн.

География интернет-торговли за первые месяцы 2012 года по-прежнему останется на прежнем уровне. Около 70 % всех интернет-покупок также совершаются жителями двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. 20 % составляют жители городов-миллионников. Остальные 10 % — жители небольших городов и поселков.

Проблема медленного роста коммерции в глубинке заключается в основном в невысокой платежеспособности населения в поселках и деревнях. Крайне сложно позволить себе что-то приобрести по Интернету, зарабатывая 10 тысяч рублей. Кроме этого, в Москве и Санкт-Петербурге Интернетом пользуется 92 % взрослого населения, в селах данный показатель в два с половиной раза ниже и сам Интернет стоит дороже.

Хотя и в российских деревнях интернет-бизнес все же возьмет свое. Государство в ближайшем будущем начнет оказывать поддержку электронному предпринимательству так же, как и традиционному. На сегодняшний день аутсорсинг в электронной коммерции развит настолько широко, что для стартапа вовсе не обязательно иметь цепочку сервисных подразделений, например, таких как складские помещения или службы доставки. Сейчас достаточно иметь устойчивое соединение с Интернетом и оригинальную идею.

Сейчас во всем мире органы власти, венчурные фонды и финансовые институты стараются развивать электронную коммерцию, инвестировать в онлайн-стартапы.

На данный момент доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли Российской Федерации составляет 1 %, что в 3,5 раз меньше, чем в Европе, и практически в 4 раза меньше, чем в США. Самым важным стимулом для роста рынка является распространение Интернета в регионах и, как следствие, привлечение новых потенциальных покупателей. Сейчас 40 % электронной торговли приходится на региональные продажи.

В Рунете работает около 8 000 электронных торговых площадок. При этом 550 крупных интернет-магазинов контролируют 82 % рынка. Кроме того, российские пользователи активно осваивают сейчас и зарубежные интернет-магазины.

По данным службы EMS «Почта России», в РФ ежемесячно поступает около 100 тыс. отправлений из-за границы, основной частью которых являются товары, заказанные онлайн. На интернет-покупки среднестатистический пользователь тратит 3 400 рублей в месяц, а 18-25-летние россияне — 3 700 рублей. По данным всероссийского опроса, проведенного осенью 2011 года, cамая востребованная в интернет-магазинах группа товаров — это обувь и одежда (покупали 9 % респондентов). Далее следуют: электроника, книги (видео- и аудиодиски, журналы, компьютерные игры), авиа- и ж/д билеты, путевки, мелкая бытовая техника (6 %).

Онлайн-покупки делают 29 % российских веб-пользователей. Получается, 71 % пользователей никогда не совершали покупки в Интернете? Подобного опыта, как правило, не имеют жители малых годов и сел (по 78 %), в то время как в Москве и Санкт-Петербурге доля таких респондентов значительно ниже — 57 %.

Немалым спросом также пользуются билеты в театр (концерт, кино, клуб), крупная бытовая техника (по 5 %), косметика (4 %), спортивный инвентарь, товары для дома, купоны на скидки (по 3 %).

Согласно данным, представленным в бизнес-плане «Интернет-магазин женской одежды», оборот рынка одежды и обуви, реализуемой через Интернет, составил 4,9 млрд рублей, косметики и парфюмерии — 1,2 млдр рублей. Согласитесь, сумма немалая.

Почти никто (менее 1 % опрошенных) не приобретает домашних животных и валюту. В рейтинге товаров, которые пользователи не готовы приобретать через интернет-магазины, лидируют продукты питания (24 %).

По подсчетам, больше всего финансов россияне тратят на электронику и компьютерную технику (23 %), обувь и одежду (15 %), книги (9 %), бытовую технику (7 %).

Но пока что лидер интернет-торговли в России Ozon.ru. Это название интернет-магазина знакомо 70 % пользователей Рунета.

«Озон» открыли в 1998 году, изначально он планировался как аналог американского гипермаркета, созданного в 1995 году, Amazon.com. Сначала это был дополнительный бизнес IT-компании «Рексофт». Но вскоре объем продаж магазина превзошел все возможные ожидания. Главными товарами были книги и видео.

Онлайн-мегамаркет OZON.ru предоставляет для своих клиентов современный и высокий уровень сервиса на всех этапах обработки, оформления и доставки заказа. Магазином поддерживается более пятнадцати способов оплаты и способов доставки заказов, которые позволяют покупателям подобрать оптимальное сочетание в зависимости от места проживания.

Покупателям стали доступны электроника, компьютерная техника, мобильные телефоны и фототовары — данный сегмент вышел на второе место по объемам продаж после книг. В 2011 — начале 2012 года 37 % от общего оборота онлайн-гипермаркета составили книги, 30 % — электроника, а 33 % — прочие категории. На данный момент в Ozon есть свои приложения для Apple и Android, которые регулярно обновляются.

Были добавлены товары для семьи, детей и дома, эти товары сегодня выходят на первое место. Также дополнительно открыт онлайн-мегамаркет путешествий OZON.travel.
Сейчас на сайте можно купить практически все. Основное внимание уделяется развитию операционно-логистической системы, служб по работе с клиентами и доставки заказов.

Компания растет быстро, поэтому деньги нужны для расширения системы доставки, Ozon.Travel, развития IT-инфраструктуры, строительства нового склада.

На сегодняшний день у Ozon 1100 точек реализации заказов, а к концу 2012 года это количество увеличится еще примерно на 3000. Со временем компания планирует запустить представительства во всех городах России с населением больше 60 000 человек.

«Мы ожидаем, что наша выручка в ближайшие годы достигнет показателя в 1 млрд долларов», — рассказала генеральный директор компании «Маэль Гавэ» (Maelle Gavet), отметив также, что, несмотря на иностранные инвестиции, Ozon.ru по духу — это чисто российская компания. Все 1500 сотрудников русские. «Мы фокусируемся именно на России, если речь идет о продажах, все наши внутренние встречи проходят исключительно на русском языке. Я считаю, что это русская компания и наш главный инвестор тоже русский». Оборот интернет-магазина по итогам конца 2011 года может вырасти не менее чем на 30 %. Рост сегмента «Электроника» ожидается по отношению к 2010 — началу 2011 года на 50 %.

Главным преимуществом сайта для потребителей является его справочно-информационная часть, библиография, дискография, каталог фильмов, база персоналий, архив авторских обзоров и рецензий, которые объединены единой системой ссылок и взаимосвязей.

В любом случае при такой большой конкуренции владельцы интернет-магазинов будут постоянно думать над более усовершенствованной системой торговли, которую оценят покупатели.

Мария Викторовна, rm2006@yandex.ru

Источник: Мастер Продаж