Бизнес работает по стратегии XIX века

Автор: Сергей Пронин

Бизнес работает по стратегии XIX века

Что бы ни говорили оптимисты, страна все еще в кризисе. И, как утверждает Сергей Пронин, этот кризис – в головах предпринимателей. Потому что решение проблем большинство ищет не в той плоскости. В чем состоит панацея, рассказал генеральный директор консалтинговой компании «ТАРЕСС» и главный эксперт по бизнесу.

Материал подготовила:

Валерия Гайдина

Осень оживляет бизнес

Лето для всех видов бизнеса, кроме строительного, всегда мертвый период. Ожидать какого­либо движения летом нелогично. Аномальная погода, в которую ответственные руководители сокращали рабочий день, не поспособствовала оптимизации бизнеса в стране, и особенно в Москве, а наоборот, парализовала многие начинания. Плюс к этому – кризис не закончился. Кризис продолжается, а это значит, что спрос на новые идеи отложен в долгий ящик, а финансовые ресурсы, существующие на сегодняшний день, не позволяют разворачивать большое количество проектов и привлекать лучшие силы. Самые интересные дорогостоящие проекты сейчас остаются в копилках.

Это как в поговорке «Проблема – к проблеме, деньги – к деньгам». Наступил период, когда проблема в одной отрасли рождает проблему в смежной, и этот процесс бесконечен. Например: уменьшаются потребности в энергоносителях. Поскольку производство не востребует эти энергоносители, но постоянная составляющая затрат не уменьшается, возникает вопрос, связанный с повышением тарифов. Повышаются тарифы, это еще более ужесточает процесс производства, делает его менее рентабельным. Соответственно, производство начинает сокращать свою продукцию еще сильнее, до минимума. Все эти последовательные действия – замкнутый круг, который ведет к самоудушению.

С другой стороны, уже наступает осень – самое благоприятное время для бизнеса, который занимается оказанием финансовых, консультативных услуг. Грядет сезонное оживление: объемы производства увеличатся, по сравнению с летним периодом, но будут меньше, по сравнению с тем же периодом прошлого и позапрошлого годов. Здесь никаких кардинальных изменений я не предвижу, потому что не вижу причин, по которым они должны произойти.

На пиар полагаться – пустое

Есть такое мнение, что будущее цивилизации в руках пиар­менеджеров. Это страшнейшее заблуждение. Что такое пир? Это в любом случае некие виртуальные услуги, это нематериально, это сфера обслуживания. Развитием любой цивилизации является прогресс, в первую очередь – научно­технический, то есть будущее за наукой и техникой, реализованными в производстве. А все, что вокруг этого, это все – как некие поверхностные проявления жизнедеятельности общества. Блага создаются не в области пиара, а на производстве и в производстве. Могу согласиться, что какие­то отрасли, связанные с производством в сфере обслуживания, имеют неотъемлемую ценность, потому что они занимаются выявлением и формированием потребностей людей, это важно – формировать правильные потребности и знать их точно, чтобы не ошибиться на производстве и в инвестициях.

Хождения в электрички

Кризис не в России, он везде: в странах, в производстве, в науке, в головах людей. Я думаю, тот, кто попытается выжить, тот отстанет от жизни навсегда, надо искать новые возможности. Наши бизнес­элита и общество должны идти по пути превращения бестолковых бойцов, наемных работников в партнеров, микро, мини, но партнеров. Это главный путь.

Если наши предприниматели будут и дальше жить одиночками – скорее всего, им придется выживать: минимизировать расходы, заставлять людей работать за двоих, закрывать контору на ключ до того, как ее услуги станут снова востребованными и покупаемыми. А чтобы бизнес жил, а не спасался, надо общаться с людьми и слушать их, попробовать их понять, потому что директор смотрит на мир из окна персонального автомобиля, секретарь директора – периодически из окна автомобиля своего мужа и из окон вагонов метро, ее помощница – из окна электрички. Вот когда мы научимся смотреть на мир с разных сторон и видеть его разным, может быть, мы будем способны на продуктивные и неординарные решения.

Хождения в народ, конечно, периодически бывают. Но это не дает гарантию, что руководитель, сидя в вагоне электрички и глядя в окно, что­то увидит и поймет. Руководитель, может, и поедет в электричке, а на нем будут внутренние очки.

Зачастую самые бредовые мысли, какими они кажутся поначалу, но возникающие в головах умных людей, при правильной оценке коллективом и обработке могут привести к интересным и эффективным решениям. Также важно помнить, что развитие общества ведет к изменению спроса, изменению структуры спроса.

Сегодня все хотят иметь дачи, завтра всем понадобились кондиционеры, потому что на даче дым, и смог, и жарко, там невозможно находиться. Те, кто сможет просчитать, какой заказ выдвинет общество завтра, через неделю, через год, бизнес того человека может очень здорово подняться.

Формула науки

Я думаю, что российский бизнес в большей своей части – это опыт, в меньшей – наука, и еще в меньшей – искусство. В европейском бизнесе больше научных составляющих, много анализа, много статистики, много научных исследований в конкретной области. Чем выше научная составляющая в процессе производства, тем цивилизованнее государство, тем оно более развитое, более эффективно функционирующее, и наоборот, если из научных инструментов только палка­копалка, то так на уровне палки­копалки и умрет бизнес.

У нас же, к сожалению, деньги, вкладываемые в науку, составляют малую часть от тех, которые вкладывают в процесс производства. Я не против производства, но у нас же не XIX век, и пора эту закостенелую стратегию менять. Надо понимать, что один экскаватор заменяет 100 солдат стройбата, а современные новые технологии могут заменить сотню экскаваторов. Только нужно вложить в это деньги и ждать реализации.

Понятно, что с производством проще: вложил рубль, завтра получил рубль двадцать. С наукой эта формула не работает. Но если кто­то хочет выживать, расширяя производство, он обречен на глубокое забвение. Бизнесмены прогрессивного будущего понимают, что надо не выживать, а жить, и желательно каждый день лучше, чем в предыдущий, а значит, надо вкладывать в развитие, в науку, в исследования.

Для того чтобы занять достойное место в ряду передовых стран, нужно жить.