Проверки бизнеса в едином реестре по - новому?

26/07/2021

1 июля 2021 года свою работу начал «Единый реестр видов контроля (надзора).» Данный реестр ведет Генпрокуратура, что, как предполагается, позволит предупредить несанкционированные проверки бизнеса. В этой связи, комментарий по данному вопросу дает юрист компании "Кудинов и партнеры" – Чуйков Ярослав Юрьевич.



Что ждать бизнесу от введения единого электронного реестра проверок?

Продолжающаяся цифровизация экономики, снижение издержек на проведение проверок бизнеса со стороны государства и идущая обширная реформа контрольно-надзорной деятельности выразилось в логичном движении по пути создания публичных реестров.
Единый реестр контрольных надзорных мероприятий, который ведет Генеральная прокуратура РФ, не стал исключением.
Безусловным выгодоприобретателем созданного реестра является государство. Декларируемая, в данном случае, прозрачность проведения контрольных мероприятий для бизнеса видится сомнительным плюсом, так как помимо уже имеющихся рисков электронного документооборота, добавляется вопрос безопасности публикуемых в электронных реестрах данных.

При этом, стоит обратить внимание на довольно интересный факт,
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках которого и был инициирован запуск единого реестра проверок, вступит в силу с 1 июля 2021 года, но в тоже самое время Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» полностью утратит силу лишь с 1 января 2025 года (Законопроект № 1051647-7). При этом, единовременное действие Законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ никак не урегулировано.
Здесь стоит напомнить, что новый ФЗ №248 фактически отменяет критерии оценивания результатов работы органов по контролю количеством выявленных при проведении проверок нарушений (ч. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ), что должно нивелировать действующую на данный момент «палочную» систему.
Помимо прочего, Закон № 248-ФЗ добавил новые виды контрольных мероприятий, среди которых можно выделить инспекционный визит и выездное обследование
Безусловно, заполнение существующего пробела об информировании проведения плановых и внеплановых проверок вновь созданный реестр заполнит, что дает надежду на возможность бизнеса подготовиться к визиту контролирующих органов, однако введение новым законом таких форм контроля как, осмотр, опрос, получение письменных объяснений, оставляет бизнес в далеко неравноправном положении относительно органов контроля.

То есть, ситуация с реестром проверок складывается следующим образом, с одной стороны, общий доступ к информации о проверках дает бизнесу возможность при любых, даже самых небольших несоответствиях оспаривать действия контролирующих органов и снижает риск проведения дублирующих проверок, с другой наличие реестра, по большей части, просто облегчает ведомственный контроль и дает более точную статистику по проводимым проверкам, что в свою очередь, как было ранее сказано, снижает издержки государства, но само ведение реестра не приводит к какому либо существенному облегчению функционирования бизнеса, что говорит нам всего лишь об изменении формы, но не сути существующей на настоящий момент «палочной» системы.

В любом случае, между государством, в лице контролирующих органов, и бизнесом, требуется наладить диалог, который позволил бы учитывать целесообразность и необходимость законотворческих инициатив и снизить количество грубых нарушений как со стороны проверяющих структур, так и со стороны бизнеса.