Формирование компетенций документоведов в сфере информационно-аналитического обеспечения управления
Г.В. Дорошина, Поволжский институт им. П.А. Столыпина
-
Формирование основных компетенций в сфере информационно-аналитического обеспечения управления у будущих специалистов-документоведов
-
Основные дисциплины:
-
основы аналитико-синтетической переработки информации;
-
информационно-аналитическое обеспечение в современных управленческих структурах;
-
информационные технологии в ДОУ и в архивном деле
-
Необходимость обращения к проблеме основных компетенций в сфере информационно-аналитического обеспечения управления у будущих специалистов-документоведов обусловлена, прежде всего, нацеленностью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на поиск новых путей решения проблемы повышения уровня профессиональной подготовки специалистов-документоведов, а также разработкой и внедрением в образовательную практику программ, составляющих основу формирования основных компетенций выпускников и целенаправленной подготовки молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности.
В научной литературе понятие «профессиональная компетенция» определяется как совокупность теоретических и практических навыков.
Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста, категории результата его образования.
Таким образом, компетентный документовед должен не только знать суть проблемы, но и уметь решать ее практически с учетом требований действующего законодательства. Кроме того, компетентность предполагает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях.
Итак, профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 493) студент-выпускник помимо основных профессиональных компетенций в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела, должен владеть рядом компетенций, связанных с информационно-аналитическим обеспечением управления:
- владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8);
- владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
- владеть способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК-18);
- владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-20).
Согласно положениям ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» должен уметь решать следующие профессиональные задачи, связанные с информационно-аналитическим обеспечением управления:
- анализировать информационные потоки и информационное взаимодействие в организации;
- анализировать потребности в оперативной и ретроспективной информации, определять методы и способы их удовлетворения;
- участвовать в публикаторской и выставочной работе;
- осуществлять подготовку справочно-поисковых средств;
- составлять рефераты и создавать библиографии по тематике проводимых исследований;
- участвовать в составлении отчетов по научно-исследовательской и методической работе.
В вузах, которые осуществляют подготовку документоведов, на формирование и развитие названных компетенций и навыков ориентированы различные дисциплины, среди которых можно выделить «Основы аналитико-синтетической переработки информации», «Информационно-аналитическое обеспечение в современных управленческих структурах», «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле» и другие.
Цель вышеуказанных дисциплин - формирование у студентов комплексного представления о современных тенденциях в сфере информационно-аналитической деятельности, применительно к уровню государственного и муниципального управления.
Задачи данных дисциплин заключаются в том, чтобы дать студентам системное представление о сущности, значении и организационно-нормативных основах информационно-аналитической деятельности; о видах и порядке формирования информационных ресурсов органов управления и организаций; о назначении, структуре, задачах и функциях службы информационно-аналитического обеспечения управления; о классификации информационно-аналитических документов и материалов, о требованиях к их составлению и оформлению; о теоретических и практических основах аналитико-синтетической переработки информации; о принципах и методах рационального использования информационных ресурсов в зависимости от поставленных руководителем задач, об основных технологиях информационно-аналитического обеспечения деятельности руководителя.
Данные дисциплины дают будущим специалистам в области документоведения и архивоведения базовые знания технологии аналитико-синтетической переработки документированной информации. Использование в профессиональной деятельности навыков аналитико-синтетической переработки документированной информации – важный инструмент деятельности архивов, аналитических служб и служб делопроизводства в государственных структурах и организациях.
Указанные знания выпускники при необходимости смогут применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности в случае, если возникнет необходимость на постоянной (профессиональной) основе заниматься информационно-аналитической деятельностью.
Практика показывает, что для принятия верного управленческого решения с каждым днем необходимо учитывать все больше и больше факторов, использовать все больший объем информации. Зачастую лицо, принимающее решение, не обладает достаточным временем для анализа, что приводит к необходимости выделять деятельность по информационному обеспечению управления в отдельное, самостоятельное направление.
Динамичное развитие информационной сферы общества приводит к необходимости постоянно совершенствовать свои знания, приводить их в соответствие с меняющейся информационной средой. В ходе проведения административной реформы и провозглашением цели по построению в Российской Федерации информационного общества, к управленцам самого разного уровня предъявляются все новые и новые требования.
Информационно-аналитическое обеспечение управления можно определить как комплекс мер по оперативному сбору, накоплению, обработке, анализу, обобщению, систематизации, хранению, распространению и документированию информации, используемой органами власти и управления для выработки управленческих решений и контроля над их исполнением.
Информационно-аналитическое и документационное сопровождение процесса подготовки и принятия управленческого решения тесно связаны друг с другом. Информационно-аналитическая функция всегда являлась важным компонентом управления. Аналитика долгое время латентно развивалась во властных структурах, только в конце двадцатого столетия, в результате процессов институционализации, в России в структуре учреждений и организаций стали создаваться информационно-аналитические подразделения (службы информационно-аналитического обеспечения управления), в чьи задачи входили сбор, анализ информации и помощь в выработке вариантов управленческих решений.
Основными задачами службы информационно-аналитического обеспечения управления являются следующие: информационно-аналитическая работа по обеспечению и подготовке управленческих решений, а также подготовка и оформление информационных и аналитических материалов и документов на регулярной основе.
Анализ функций информационно-аналитических подразделений некоторых государственных и муниципальных органов позволил выделить ряд типовых функций, исполнение которых сопровождается подготовкой различных видов документов (таблица 1).
Полная статья в печатной версии журнала Делопроизводство
1 Фионова Л.Р. К вопросу оценки профессиональной компетенции специалистов, работающих с документами // Секретарское дело. 2006. № 2. С. 46.
2 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО: Методическое пособие. М., 2005.
Источник: Делопроизводство 1 - 2012