Предоставление государственных услуг в электронном виде

Автор: М.А. Катышева, Л.Р. Фионова, А.Н. Медведев

Предоставление государственных услуг в электронном виде

М.А. Катышева, Л.Р. Фионова, А.Н. Медведев, Пензенский государственный университет

  • Особенности электронного правительства
  • Использование технологий электронного правительства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Алгоритм процедуры предоставления государственной или муниципальной услуги через «электронное окно»
  • Процедура получения заграничного паспорта гражданином Российской Федерации.

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; 

  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан; 

  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

В рамках проекта «электронного правительства» интегрируются информационные ресурсы министерств и ведомств с обеспечением доступа к ним других участников государственного управления и специальной системой оказания бесплатных и платных онлайновых услуг.

Особенность российского пути информатизации состоит не в наличии каких-то принципиальных подходов к данному процессу, а, скорее, в иной расстановке акцентов: с упором на образование и приобщение к информационно-технологическим достижениям массы простых граждан. В складывающейся ситуации простая компьютеризация и оснащение современными средствами связи российских государственных учреждений уже не отвечает современным требованиям. Все более очевидным становится переход к созданию комплексных систем, реализующих концепцию «электронного правительства» на всех уровнях управления, что, кстати, и определено в качестве одного из приоритетов проекта Программы «Электронная Россия».

Формирование электронного правительства и реализация стратегии развития информационного общества в Российской Федерации осуществляется под постоянным контролем и при возрастающем участии первых лиц государства - Президента России и Председателя Правительства Российской Федерации. Комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике был составлен рейтинг уровня использования технологий электронного правительства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Федеральный округ

процент

Центральный

78

Южный

38

Северо-Западный

91

Дальневосточный

67

Сибирский

58

Уральский

67

Приволжский

71

Рис. - Процентное соотношение организаций, использующих технологии электронного правительства (по федеральным округам)

В исследовании административно-организационное обеспечение процесса создания электронного правительства оценивалось по наличию органа, координирующего ведомственные программы информатизации.

Процентное соотношение наличия органа, координирующего ведомственные программы информатизации, представлено на рис. 2.

Рис. - Процентное соотношение наличия органа, координирующего ведомственные программы информатизации

Как видно из диаграммы, в 78% опрошенных регионов существует орган, координирующий программы информатизации.

Во многих регионах Российской Федерации, в которых проводилось исследование, имеются возможности для работы с обращениями граждан и организаций в электронном виде. Процентное соотношение этих возможностей представлено на рис. 3.

Рис. 3 - Процентное соотношение возможностей для работы с обращениями граждан и организаций в электронном виде

Как видно из диаграммы, в 48% регионов имеются электронные формы для обращений граждан, при этом обработка обращений производится вручную. И только в 39% регионов процедура их обработки автоматизирована, а результаты рассмотрения публикуются на сайте.

Возможности предоставления электронных государственных услуг в регионах оценивались на основе выявления:

  • реализованных компонентов электронного правительства в регионе;

  • возможности получения услуги без очного посещения ведомства;

  • действующей системы идентификации при обращении в органы власти по электронным каналам связи;

  • возможности электронных платежей при получении платных государственных услуг;

  • осуществления процедуры обжалования решений ОГВ в электронном виде;

  • возможности участия в процедуре государственных закупок в электронном виде.

Процентное соотношение возможностей получения государственных услуг в электронной форме у граждан и организаций указаны на рис. 4.

Рис. 4 - Процентное соотношение возможностей получения государственных услуг в электронной форме у граждан и организаций

Как видно из диаграммы, в 62% опрошенных регионах гражданам предоставляется возможность скачать электронные бланки форм документов, заполнять их вручную или приносить на физических носителях в ведомства, а возможность обращаться в ведомства через Интернет имеется у жителей 27% опрошенных регионов.

Также был проведен опрос муниципальных органов власти в Вологодской, Ростовской, Оренбургской областях. Список вопросов приведен на рис. 5.

Пензенский государственный университет

Факультет вычислительной техники

Кафедра: Информационное обеспечение управления и производства

Уважаемые господа!

Мною проводится работа над кандидатской диссертацией на тему «Разработка алгоритмов действий органа власти при организации предоставления государственных услуг». В связи с этим, на основании Федерального закона от 28.01.2009 № 8ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», прошу ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли утвержденный перечень государственных услуг, предоставляемых через «электронное окно»?

  2. Какие именно государственные услуги предоставляются в электронном виде? С какого времени это происходит?

  3. Какие нормативные акты регламентируют предоставление услуг в электронном виде?

  4. Есть ли административные регламенты, определяющие порядок предоставление «электронных» услуг?

  5. Какая служба отвечает за предоставление услуг в электронном формате?

  6. Какие требования к компетенциям служащих, работающих с электронными запросами, Вы предъявляете?

  7. Какие программные продукты используются для предоставления «электронных» услуг? Свои разработки или готовые продукты?

Просьба: перенаправить руководителю службы по документационному обеспечению, ответы высылать по адресу (yamahaerg121@rambler.ru).

Рис. 5 – Форма «вопросника»

На основании полученных результатов было выявлено, что в каждой области:

  • имеются нормативные акты: законы области, принятые на основе Федеральных законов, постановления и распоряжения;

  • утверждены перечни государственных и муниципальных услуг;

  • приведены государственные услуги, которые предоставляются в электронном виде, а также требования к компетенциям служащих, работающих с электронными запросами;

  • используются как готовые, так и собственные программные продукты для предоставления «электронных услуг».

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что не во всех регионах предоставляется возможность для заявителей представлять документы в электронном виде для получения государственных услуг с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Это проблема в настоящее время до конца не раскрыта, что противоречит распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р «О Плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».

Для получения государственных услуг могут воспользоваться справочно-информационным порталом «Государственные услуги» как физические, так и юридические лица (http://www.gosuslugi.ru/ru/). Данный портал является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также о возможности получения этих услуг.

Стартовая страница портала Государственных услуг приведена на рис. 6.

Рис. 6 - Стартовая страница портала

Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. В настоящий момент портал работает в тестовом режиме.

Процедура предоставления государственной или муниципальной услуги через «электронное окно» представлена в виде схемы алгоритма на рис. 7.

Рис. 7 - Схема алгоритма процедуры предоставления государственной или муниципальной услуги и через «электронное окно»

Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом России: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего открывается список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.

Для удобства поиска на портале предоставляется возможность воспользоваться следующими классификаторами: по жизненным ситуациям; по категориям пользователей; по ведомствам. Кроме того, организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.

Для получения государственной или муниципальной услуги первоначально гражданину необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете». На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Стартовое окно при регистрации на портале государственных услуг приведено на рис. 8.

Рис. 8 –Стартовое окно при регистрации

После регистрации пользователю предоставляется возможность обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайновыми сервисами.

Зарегистрированные пользователи, выбрав нужную им услугу, в электронной форме заполняют и отправляют заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. В «Личном кабинете» он по номеру документа при необходимости может отследить статус своего обращения.

После получения разрешения гражданину предоставляется возможность заполнить карточку для нужной услуги. В карточке содержится описание услуги, информация о ее стоимости, сроках исполнения. После заполнения карточки пользователю предоставляются бланки заявлений и форм, которые необходимо заполнить для обращения за данной услугой. Далее он должен ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги.

Если гражданину было отказано в предоставление услуги или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то он имеет возможность обжаловать это решение в соответствующих рубриках. Для этого в рубрике «Консультирование» содержатся подробная информация о порядке и способах обращения за консультацией.

Помимо информации о государственных услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме услуги в рубрике «Последние публикации», полезная практическая информация, также комментирующая конкретную услугу или близкие ей, содержится в рубрике «Вопрос - ответ». Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму обратной связи предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса.

Рассмотрим оказание наиболее востребованной государственной услуги «Получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет» в категории «Гражданство, регистрация, визы».

Оформление и выдача паспортов осуществляются ФМС России в пределах своей компетенции, структурными подразделениями территориальных органов ФМС России http://www.gosuslugi.ru/ru/card/index.php?coid_4=65&ccoid_4=72&poid_4=158&soid_4=439&toid_4=392&info_4=1&esid_4=48423&rid=228&tid=2 - _ftn2 по месту жительства либо по месту пребывания граждан.

Получателем услуги является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации или проживающий за ее пределами, достигший возраста 18 лет. В отношении гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, заявление подается одним из усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей) при представлении документов, подтверждающих права законных представителей.

На территории Российской Федерации гражданин подает заявление о выдаче паспорта в ФМС России, территориальный орган или подразделение по месту жительства либо по месту пребывания.

Гражданин, имеющий место жительства и место пребывания в пределах одного населенного пункта, обращается с заявлением о выдаче паспорта в территориальный орган по месту жительства.

Для получения паспорта гражданину необходимо представить следующие документы:

  • анкета-заявление о выдаче заграничного паспорта (рис. 9) (2 экз.).

  • паспорт гражданина Российской Федерации;

  • документы, подтверждающие основание для срочного оформления заграничного паспорта;

  • трудовая книжка, выписка из нее или справка с места работы (заверенная копия, 1 экз.);

  • разрешение командования, оформленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (рис. 10);

  • военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы либо соответствующая справка военного комиссариата по месту регистрации;

  • ходатайство организации, направляющей гражданина за пределы территории Российской Федерации;

  • заграничный паспорт, выданный ранее (если выдавался);

  • фотографии заявителя (4 шт.); 

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • квитанции об уплате государственной пошлины (рис. 11);

  • документы, подтверждающие права законного представителя;

  • документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации для лиц, не достигших 14-летнего возраста.

Следующим шагом является оплата Государственной пошлины в соответствии со ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рис. 9 – Форма анкеты-заявления

Рис. 9 (Окончание)

Рис. 10 – Образец разрешения

Рис. 11 – Форма квитанции об уплате государственной пошлины 

Срок оформления паспорта не превышает одного месяца со дня подачи заявления по месту жительства и четырех месяцев при подаче заявления по месту пребывания. Датой подачи заявления считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий.

При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, супруга (супруги), требующих выезда из страны, срок оформления паспорта гражданину и сопровождающим его лицам, указанным в его заявлении, не превышает трех рабочих дней со дня подачи заявления при отсутствии оснований для временного ограничения в праве на выезд за границу.

В процессе оказания услуги выдается уведомление о выдаче заграничного паспорта на утвержденном бланке.

Завершающим шагом данной процедуры является выдача заграничного паспорта гражданина Российской Федерации. Паспорт выдается уполномоченным сотрудником лично гражданину (законному представителю) после проставления владельцем своей подписи в реквизите «Подпись» владельца.

При выдаче паспорта уполномоченным сотрудником проверяется сходство гражданина с фотографией, правильность заполнения реквизитов паспорта на основании сведений, указанных гражданином в заявлении, а также машиночитаемой зоны.

В случае выявления технического брака или несоответствия персональных данных, отметок и записей оформляется новый паспорт без повторного представления гражданином документов (за исключением личной фотографии владельца паспорта), в том числе без повторного взимания государственной пошлины. В этом случае максимальный срок оформления и выдача нового паспорта составляет 2 часа с момента предоставления фотографии владельца паспорта. Срок предоставления фотографии владельца паспорта не должен превышать 24 часа с момента выявления технического брака, за исключением выходных и праздничных дней.

В заключение можно отметить, что в настоящее время не все услуги можно получить через государственный портал в «электронном виде», но эта проблема решается.

1 Рейтинг уровня использования технологий электронного правительства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2010 / Комиссия СФ ФС РФ по информационной политике; НП ЦСК ЭПР; ЦТЭП СПбГУ ИТМО; под ред. А.В. Чугунова. – СПб., 2010. – 52.

Источник: Делопроизводство 1 - 2012