Подготовка документоведов по образовательному стандарту третьего поколения в РГГУ

Автор: А. А. Яганова

Подготовка документоведов по образовательному стандарту третьего поколения в РГГУ

А. А. Яганова, преподаватель РГГУ

  • Профиль «Организация управления электронными документами»
  • Основные курсы профиля

Как писалось ранее в журнале «Делопроизводство» , с сентября 2011 года вузы России приступили к подготовке студентов по стандартам третьего поколения. В Российском государственном гуманитарном университете по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» предложено три профиля подготовки для служб документационного обеспечения управления. В данной статье описан профиль «Организация управления электронными документами», который разработан профессорско­преподавательским коллективом кафедры автоматизированных систем документационного обеспечения управления Историко­архивного института РГГУ во главе с заведующим кафедрой профессором, доктором исторических наук М. В.Лариным.

В соответствии с Концепцией профиля основной целью подготовки бакалавров по данному профилю является обучение студентов основным принципам и методам применения электронных документов в деятельности различных организаций, с учетом юридических, организационных и технологических факторов управления электронными документами. Также внимание уделяется изучению основных методологических подходов и решений в области работы с электронной документацией организаций.

Перед высшей школой задача соответствующей подготовки кадров для служб документационного обеспечения управления ставит активное использование электронных документов в управленческой деятельности организаций. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с внедрением «электронного правительства» и межведомственного электронного документооборота. В учебном плане профиля эти проблемы изучаются в рамках учебных дисциплин: «Информационное обеспечение управления», «Управление информацией и документацией электронного правительства», «Информационно­документационное обеспечение управления проектами», «Система межведомственного электронного документооборота» и др.

Одним из важнейших аспектов подготовки специалистов по данному профилю является правовое регулирование вопросов работы с электронными документами. Учебный план предполагает изучение юридического (законодательного) закрепления в нормативных правовых актах, прежде всего, содержания понятия «электронный документ» и возможности использования электронных документов наравне с традиционными документами в различных сферах деятельности, особенно в сфере государственного управления. Применение электронных документов в различных областях деятельности общества, в свою очередь, требует изучения вопросов законодательного обеспечения их юридической силы, а также защиты от искажений в процессе электронного обмена. В связи с этим в учебном плане предусматривается изучение этих проблем в курсах «Компьютерные информационные технологии в ДОУ», «Методические основы и технологии применения электронной цифровой подписи».

Концепция предполагает, что полноценная стратегия управления электронными документами в организации должна отвечать юридическим требованиям, отражать передовую практику управления документацией и современные технологические решения, учитывать необходимость долгосрочного обеспечения сохранности и доступности документов. Важную роль в нормативно­методической регламентации играют правила передачи (обмена), доступа, хранения и многие другие аспекты работы с электронными документами.
Учитывая то обстоятельство, что в России нормативная база электронного документооборота и соответствующие теоретические концепции только формируются, в учебном плане присутствуют курсы, освещающие зарубежный опыт применения электронных документов в управленческой деятельности. Важное место отводится изучению профильно­ориентированного иностранного языка.

Как сказано в Концепции профиля, техническое регулирование (стандартизация) в области электронного документооборота направлено на разработку, принятие, применение и исполнение требований к электронным документам и различным технологическим процессам, связанным с применением электронных документов. Например, процессам формирования и проверки электронной подписи, процедурам хранения, транспортировки и эксплуатации носителей, используемых при обработке данных и хранении информации в электронном виде и применяемым в этих процессах форматам электронных документов. В настоящее время для стандартизации работы с документами применяются международные и национальные стандарты. В учебном плане данное направление представлено дисциплинами: «Стандартизация управления документацией» и «Открытые стандарты и открытые форматы, используемые в управлении документами».

В учебном плане профиля, как сказано в Концепции, присутствует блок дисциплин, изучение которых дает возможность специалистамбакалаврам привязать профессиональные документоведческие знания и навыки к объектам их реализации: «Организация и технология государственного и муниципального управления в РФ», «Управление коммерческими и некоммерческими организациями в РФ», «Проектирование систем ДОУ», «Корпоративная система документационного обеспечения управления», «Информационно-документационный менеджмент» и др.

В соответствии с партнерскими договорами с ведущими фирмами — разработчиками автоматизированных систем документационного обеспечения управления, студенты имеют возможность изучать системы электронного документооборота (СЭД) на практике в рамках учебного процесса.

Практические занятия не только дают наглядное представление о назначении и всех функциональных возможностях системы, но и прививают навыки работы с ней. Представлены системы: «Дело», «Евфрат», «Директум», CompanyMedia, «Летограф».

Системы электронного документооборота являются важным этапом в процессе перехода к формированию информационного общества и оказанию правительственных услуг в электронном виде. Полученные знания помогут студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.

Кузнецова Т. В. 2011 год — новая ступень подготовки документоведов // Делопроизводство, 2011, №3, с. 3–6.

http://fd­iai.rggu.ru/section.html?id=7300

В научной деятельности Концепцию следует понимать как генеральный замысел, руководящую идею.

Источник: Делопроизводство 2 - 2012