К вопросу о показателях эффективности электронного правительства

Автор: К. А. Галашова, А. Н. Медведев, Л. Р. Фионова

К вопросу о показателях эффективности электронного правительства

К.А.Галашова, А.Н. Медведев, Л.Р.Фионова. Пензенский гос.ун-т

  • основная задача реализации программы «Электронное правительство»
  • Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
  • достижения в развитии ЭП в РФ
  • трудности при оказании государственных и муниципальных услуг
  • проблемы замедления процесса информатизации и пути их решения

В настоящее время деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, выбор и использование оптимальных способов их оказания для потребителей – граждан и организаций. Это является одной из основных задач реализации программы «Электронное правительство».

Предоставление государственных услуг в электронном виде подразумевает возможность для заявителя пройти все этапы получения государственной услуги – от ознакомления с информацией об услуге до получения результата ее предоставления – посредством электронных коммуникационных средств.

Электронное правительство (ЭП), определяемое как система государственного управления, использующая электронные средства обработки, передачи и распространения информации, при правильной реализации является мощным инструментом повышения качества государственного управления.

Президентом Российской Федерации (Указ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления») поставлены задачи достижения следующих показателей:

- уровень удовлетворенности граждан России качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90%;
- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году – не менее 70%;
- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ) к 2015 году – не менее 90%.

Внедрение современных технологий в работе с электронными документами является очень актуальным, как для органов государственной власти, так и для обычных организаций. Это обусловлено вхождением России в мировое информационное общество, которое нашло отражение в трёх основных программах: Электронная Россия, Электронное Правительство и Информационное общество.

В последнее время можно констатировать определенный подъем в развитии в России электронного правительства (ЭП). Об этом говорит то, что по сравнению с предыдущим докладом ООН в 2009 году, Россия в рейтинге стран мира по развитию ЭП в 2012 году поднялась сразу на 32 позиции- с 59 на 27 место, опередив Ирландию, Италию, Грецию и Португалию.

Но если сравнивать с западным миром, в целом, российские темпы остаются пока низкими.

Рейтинг стран мира по развитию ЭП показан на рис. 1.

Основным достижением развития ЭП в Российской Федерации за последнее время стало значительное улучшение порталов государственных услуг. Это позволяет гражданам находить необходимую информацию и получать услуги, не выходя из дома.


1. Республика Корея

2. Нидерланды

…..

3. Великобритания

25. Словения

4. Дания

26. Монако

5. США

27. Россия

6. Франция

28. ОАЭ

7. Швеция

29. Литва

8. Норвегия

 

9. Финляндия

 

10. Сингапур

 

Рис. 1 - Рейтинг 2012 года
В конце 2011 года несколько порталов государственных услуг обновили дизайн и навигацию. Во-первых, это касается единого федерального ресурса - gosuslugi.ru. В шапке портала добавлены кнопки, позволяющие перейти к версии для слабовидящих и к версии с поддержкой иностранных языков. Вместо «Облака популярных услуг» на главной странице представлены 5 самых популярных услуг в виде списка кнопок с их наименованиями, а нажатие кнопки «Все популярные услуги» вызывает список 20-ти наиболее востребованных. Кнопку «Личный кабинет» заменили две: «Вход» и «Регистрация». Многие разделы, представленные в прошлой версии на главной странице, объединены. По большому счету новые gosuslugi.ru стали куда проще и понятнее. Переработан кардинально дизайн портала Москвы, ориентироваться стало гораздо легче. Изменения также коснулись и Урала. В декабре 2011-го была запущена новая версия портала государственных услуг в Свердловской области.

Более подробный рейтинг субъектов Российской Федерации по внедрению ЭП на начало 2012 года составил «Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент».

Первое место среди федеральных округов по развитию ЭП в Российской Федерации занимает Центральный федеральный округ, который не меняет своих позиций с 2009 года. Первое место в данном округе и второе по России занимает г. Москва. Таблица-рейтинг по Центральному федеральному округу изображена на рис. 2.

Рис.2- Внедрение ЭП в Центральном федеральном округе
Второе место занимает Приволжский федеральный округ. Первое место в данном округе и третье по России занимает Нижегородская область, следом расположилась Республика Татарстан, которая занимает четвертое место по России, а, например, Пензенская область, среди всех субъектов РФ, занимает тридцать третье место. Таблица, отражающая рейтинг субъектов РФ по Приволжскому федеральному округу изображена на рис. 3.
В настоящее время на едином Портале государственных и муниципальных услуг, размещена информация о 13591 услугах, оказываемых исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления регионов Приволжского федерального округа, из них:

  • по 12487 услугам размещены формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующей услуги;
  • по 186 услугам обеспечена возможность подачи в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для ее получения;
  • по 143 услугам обеспечена возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием единого портала;
  • по 48 услугам обеспечена возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме.

Рис. 3 - Внедрение ЭП в Приволжском федеральном округе
Последнее место по темпам внедрения технологий ЭП уже не первый год занимает Северо-Кавказский федеральный округ.
В рейтинг субъектов Российской Федерации в десятку наиболее развитых регионов по уровню внедрения ЭП включены (по состоянию на июль 2012):

  • Город Санкт–Петербург;
  • Город Москва;
  • Нижегородская область;
  • Республика Татарстан;
  • Кабардино-Балкарская республика;
  • Липецкая область;
  • Самарская область;
  • Ростовская область;
  • Ханты-Мансийский АО;
  • Белгородская область.

Большинство субъектов РФ приостановили размещение региональных и муниципальных услуг на своих порталах, некоторые субъекты полностью прекратили поддержку региональных порталов. В связи с этим должна была повыситься активность в размещении электронных услуг на федеральном портале gosuslugi.ru. Формально так и происходит но, содержание большинства электронных услуг, размещенных на портале gosuslugi.ru, реально не соответствуют их наименованию.
Качество оказания самой услуги зависит от многих региональных особенностей: регионального или муниципального регламента оказания услуги, наличия электронных информационных баз, справочников и классификаторов и т.д. Из-за разного уровня развития технологий ЭП в разных регионах применение единой схемы оказания самой государственной услуги, размещенной на портале gosuslugi.ru, в электронном виде становится невозможным. Вместо получения услуги в электронном виде, часто граждане могут только отправить заявление на получение услуги. На региональных порталах данная проблема отсутствует. Услуги в электронном виде не подстраиваются под единую схему. Поэтому на региональных порталах действительно появляются новые реальные услуги в электронном виде.
В Пензенской области, например, созданный портал государственных и муниципальных услуг позволяет не только обратиться в органы государственной власти и получить информацию о необходимой услуге, но и ознакомиться с региональными программами, реализуемыми в Пензенской области, условиями участия в них, просмотреть результаты проделанной работы. Сегодня на портале представлено.

  • описаний государственных услуг - 1224, из них: федеральных - 256; региональных – 100; муниципальных – 868;
  • описаний государственных функций - 71, из них: федеральных - 38; региональных – 5; муниципальных – 28;
  • описаний организации – 3933;
  • документов – 4749.

Во всех районах Пензенской области созданы многофункциональные центры (МФЦ). На их базе предоставляется комплекс государственных и муниципальных услуг в сферах социальной поддержки населения, земельно-имущественных отношений, гражданско-правового статуса и других. В МФЦ всегда людно - многие приходят оформлять паспорт, медицинский полис, пенсию и т.д. Самый первый МФЦ Пензенского района Пензенской области образовался в 2007 году.

В настоящее время удовлетворенность населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составляет свыше 90%, и практически каждый третий житель района обращался в центр за услугой. В Пензенской области широко применяется практика выездных приемов граждан, в 2011 году было организовано более 1,2 тыс. выездов и предоставлено более 15 тыс. услуг, а за пять месяцев 2012 года было организовано 950 выездов и предоставлено 8,8 тыс. услуг.
Весьма заметное удобство состоит в том, что работает электронная очередь и система одного окна: сделал заявку, остальное - забота персонала. Но, между самим центром и другими ведомствами документооборот осуществляется, как и раньше. Никакого электронного взаимодействия нет.

Система ЭП в Пензенском регионе до сих пор до конца не отлажена. Во всех регионах проект должен был заработать ещё в июле 2012. Однако наладить взаимодействие региональных органов с федеральными структурами оказалось непросто.

Трудности при оказании государственных и муниципальных услуг заключаются в том, что некоторые сведения есть только в сельсоветах, а в некоторых сельских районах очень большие проблемы с Интернетом, как в плане подключения, так и в плане использования. Кроме того, не все федеральные органы власти закончили работу по разработке веб-сервисов для предоставления информации, запрашиваемой из регионов.

Можно заметить, что некоторыми услугами уже можно воспользоваться через всемирную паутину, например, записаться на прием к врачу. Но порой люди просто этого не знают.

Анализ системы электронного взаимодействия в масштабах страны показал, что только 4 регионам из 83 удается работать по-новому. Однако, Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уже полностью вступил в силу, поэтому государственным органам запрещено требовать от граждан документы и справки, которые есть в электронной базе данных федеральных ведомств (кроме документов, так называемого личного хранения — паспорт, диплом и т.п.). Причем, взаимодействие можно осуществить любым способом. Даже с помощью курьера, если электронная система дает сбой.
В заключении можно отметить ряд проблем, которые касаются большинства субъектов РФ.

Внедрение ЭП призвано сократить издержки населения и бизнеса по взаимодействию с органами власти, а также повысить прозрачность и эффективность деятельности последних. Однако процесс информатизации и «интернетизации»  идет очень медленно. Почему?

Одной из первых причин часто является незаинтересованность чиновников, так как повышается ответственность за качество работы (все их действия становятся прозрачными), сокращаются рабочие места (человека заменяет компьютер), а также возникают затраты на переобучение и изменение процессов работы.
Вторая очень серьезная причина это часто низкий уровень информационной грамотности у населения. Большое количество граждан, особенно в сельской местности, не обладает навыками работы с Интернет.

И третья причина, которую можно отметить, это бюрократизм и коррупция. Проявляется это в неэффективном принятии решений по внедрению технологий ЭП. В итоге иногда выстраивается система электронного взаимодействия, нацеленная на удовлетворение нужд определенных лиц, а не населения и бизнеса.
Таким образом, чтобы обеспечить требуемые показатели эффективности электронного правительства, обозначенные в Указе Президента РФ, необходимо

  • повысить заинтересованность чиновников;
  • обеспечить наличие (разработку и внедрение) электронных информационных баз, справочников и классификаторов;
  • повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, а значит и уровень удовлетворенности граждан;
  • довести информацию до каждого гражданина и тем самым повлиять на повышение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • расширить спектр услуг, оказываемых гражданам в МФЦ по принципу «одного окна».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» с изменениями от 09 июня 2010 г. №403

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» с изменениями от 30 декабря 2011 г.

Региональный портал государственных и муниципальных услуг Пензенской области/http://pgu.pnzreg.ru.