Документирование канонизации святых в России. Современная практика

Автор: И. В. Топчиева

Документирование канонизации святых в России. современная практика

И.В. Топчиева, к.и.н., доц. РГГУ

  • Документы, необходимые канонизации.

  • Переписка с Синодальной Комиссией по канонизации святых. Оформление решения о канонизации.

  • Деяние о канонизации – главный документ по признанию нового святого.

В 2003 году Русской Православной Церковью к лику святых был причислен преподобный Симеон Псково-Печерский. На Руси издавна святых называли угодниками Божьими. Рассмотрим процедуру его канонизации.

Святые бывают разные: пророки, апостолы, мученики, безсеребренники, святители, блаженные.

Преподобными называют праведных людей, которые удалились от мирской жизни в обществе и живя в пустынях и монастырях, своей праведной жизнью стали угодны Богу. Самые известные русские преподобные – Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Преподобный Симеон Псково-Печорский (в миру – Желнин Василий Иванович) родился в 1869 году, в молодом возрасте (27 лет) поступил послушником в одну из самых знаменитых обителей дореволюционной России – Псково-Печерский монастырь1, позже он принял монашеский постриг с именем Вассиан, то есть стал монахом или по-русски иноком, что означает удаление от соблазнов мира, с иным образом жизни и даже с иным именем.

Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.

Все монахи в монастыре должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.

В 58 лет инок Вассиан принял схиму, дав ещё более строгие обеты иноческой жизни. При принятии схимы получил новое имя – Симеон. На схимников надевают другие облачения – особый плат с крестами, а на голову – куколь, покрывающую голову и плечи.

Жизнь схимонаха Симеона заключалась в молитве, посещении храма и старческом наставничестве. Старческое наставничество или окормление заключалось в том, что старцы были молитвинниками, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Старец Симеон был утешителем, духовным наставником, просветителем и братии монастыря, и паломников.

Он скончался на 91-м году жизни в 1960 году, однако его почитание и обращение к нему за молитвенной помощью не прекращалось и в последующие годы. Именно поэтому Духовный собор 2000 года благословил начать собирать материалы для канонизации2 иеросхимонаха Симеона.

В религиозной практике благословение является просьбой, обращенной к Богу, о благодати и помощи. Благословение Духовного Собора означает покровительство и согласие, поэтому после официального благословения началась работа по собиранию материалов о жизни и подвигах старца Симеона.

К числу таких материалов были отнесены:

  • рассказ иеросхимонаха Симеона о своей жизни;

  • воспоминания очевидцев, безвыходно служивших ему в последние дни жизни;

  • послужной список иеросхимонаха Симеона;

  • характеристика;

  • Указ к награждению Крестом с Украшениями;

  • воспоминания об о. Симеоне верующих, которых он принимал, утешал, помогал, исцелял еще при жизни;

  • воспоминания священнослужителей, с которыми он был в духовном общении и сослужении;

  • некоторые из сохранившихся наставлений старца Симеона.

Рассказ иеромонаха Симеона о своей жизни – автобиографический материал, где в произвольной форме крестьянский сын Василий описывает своё детство в деревне Псковской губернии, походы с 12 лет с родителями в Печерский монастырь помолиться; решение уйти в Печерский монастырь под влиянием рассказов о Серафиме Саровском, первые годы жизни в монастыре сначала иеродиаконом3, потом иеромонахом4, назначении в Снетогорский монастырь, монастырское имение Мустищево, возвращении в Печерский монастырь и принятии схимы5 (пострижении с именем Симеон в память Симеона Богоприимца) и несении трудного схимнического подвига.

Воспоминания очевидцев, безвыходно служивших о.Симеону в последние дни жизни, написаны также в произвольной форме и являются свидетельством силы духа, умения утешить всех, к нему за благословением приходивших в эти последние дни, часы и даже минуты его земной жизни. В воспоминаниях описываются чудеса, происходившие со старцем в указанное время, события 18 января, когда на 91-м году жизни он скончался.

Фрагмент некролога, напечатанный в связи с кончиной отца Симеона в «Журнале Московской Патриархии» (№2, 1960) – официальный документ, где описано соборное отпевание в Сретенском храме монастыря.

Еще один официальный документ – Монастырские записи носят по отношению к некрологу уточняющий характер, так как более подробно описывают некоторые конкретные моменты, детали богослужения и установление гроба в пещере, на месте, приготовленном самим старцем за несколько лет до его кончины.

Некролог и монастырские записи о кончине и погребении старца дополняются воспоминаниями духовного сына – архимандрита Серафима.

В адрес Псковского монастыря, Наместника игумена Алипия из Москвы была направлена телеграмма-соболезнование за подписью епископа Пимена (будущего Патриарха) и бывшего наместника монастыря при жизни старца Симеона.

Послужной список иеросхимонаха Симеона от 27 января 1953 года – официальный документ, который имеет установленную форму и представляет собой анкету, которая содержит вопросы, касающиеся происхождения, образования, службы, наград, поощрений, взысканий, семейного положения и т.д., всего 13 пунктов, расположенных в следующей последовательности:

  1. имя, отчество, фамилия;

  2. должность;

  3. год, месяц, число и место рождения;

  4. национальность и гражданство. Социальное происхождение;

  5. общее образование, когда и что окончил;

  6. специальное образование, когда и что окончил;

  7. семейное положение, когда и с кем повенчан (если женат);

  8. кем и когда посвящен в священный сан;

  9. последние две награды (когда и кем награжден);

  10. был ли судим церковным, или гражданским судом, по какой статье;

  11. когда и кем назначен на занимаемую должность;

  12. был ли в обновленческом расколе, когда и кем именно принят в общение с Православной Церковью;

  13. особые обязанности по церковной службе.


В конце послужного списка имеется реквизиты «подпись личная и даты».

Характеристика является официальным документом, содержащим отзывы о служебной деятельности, а также личных качествах человека, на которого она составляется (пишется).

Характеристика иеросхимонаха Симеона составлена, когда он был в глубоко старческом возрасте (свыше 88 лет). В документе дается оценка его деятельности, указывается, что он «олицетворяет образ древних монастырских старцев- «печальников по Бозе»,.. выполняет очень большое и трудное послушание, являясь духовником-старцем не только братии монастыря, но и абсолютного числа верующих, приходящих на богослужение в обитель…»

В документе отмечается, что он «… в Псково-Печерском монастыре проживает с 1896 года, и, живя так долго (более 61 года) в обители преподобного Корнилия, знает, какой дать духовный совет и утешение для притекающих к нему немощных сердец, он умеет утешить, успокоить и внести внутренний мир и покой почти каждому обращающемуся к нему».

В заключительной части характеристики дается оценка личностных, человеческих качеств: кротость, незлобивость, зоркий духовный глаз, здравомыслящий практический ум и рассуждение, и как следствие- всеобщая любовь.

Характеристика была подписана 30 декабря 1957 года Наместником Псково-Печерского монастыря игуменом Августином.

Указ к награждению Крестом с Украшениями- официальный документ. Указ-распоряжение вышестоящего учреждения нижестоящему учреждению или должностному лицу..

Указ оформлен на листе бумаги по типу бланка, имеются реквизиты, расположенные в определенной последовательности, отпечатанные на машинке, то есть формуляр документа.

Реквизиты, расположены в следующей последовательности:

  • вид документа;

  • автор документа (наименование организации);

  • адресат (-куда, - кому);

  • текст документа;

  • подпись (должность и роспись);

  • печать;

  • дата документа;

  • регистрационный номер документа;

  • место составления.

Из документа следует, что Высокопреосвященнейший Григорий митрополит Ленинградский и Новгородский (в епархии которого находится Псково-Печерский монастырь) своим указом сообщает в означенный монастырь иеросхимонаху Симеону, что «ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО, Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ, на представлении Вас Высокопреосвященнейшим Владыкою Митрополитом ГРИГОРИЕМ к награждению КРЕСТОМ С УКРАШЕНИЯМИ, положил резолюцию: … «бог благословит – не как награду, а как благословение на ношение креста, подносимого любовью братии».

Из текста следует, что Указ был составлен на основе представления, которое было составлено подчиненным священнослужителем вышестоящему должностному лицу, которое наложило свою резолюцию.

Далее следует подпись Секретарь Митрополита Ленинградского и Новгородского (Протоиерей Сергей Румянцев) подпись.

Печать круглая «Московская Патриархия. Управляющий Ленинградской и Новгородской епархии».

Дата документа – 4 мая 1954 года.

№2002/22 (регистрационный номер документа).

г.Ленинград (место составления).

Таким образом, можно сделать вывод, что все реквизиты расположены в том порядке, который характерен для всех общегосударственных официальных документов, независимо от ведомственной принадлежности. Количество реквизитов и их оформление придают документу необходимую юридическую силу.

Воспоминания об о. Симеоне верующих, которых он принимал, утешал, исцелял ещё при жизни.

Воспоминания написаны в свободной форме, главным образом, жителями Ленинграда, Пскова, Печор, то есть близлежащих населенных пунктов. Как правило, они представляют собой небольшой рассказ о конкретной помощи, оказанной старцем Симеоном: Описываются, в основном, бытовые стороны жизни городских и сельских жителей, которым помогли слова, советы, действия старца.

Воспоминания священнослужителей, в частности, келаря архимандрита Иеронима, а также казначея архимандрита Нафанаила. Также написаны в произвольной форме, но освящают вопросы, связанные с монашеской жизнью старца Симеона, его духовным, внутренним укладом, неведомым верующим, приходящим к нему за помощью.

Оба архимандрита подчеркивают подвижнический образ жизни старца Симеона в течение своей 90-летней жизни, его неустанный труд по приему мирян везде, где они обращались к нему и всегда, никому не отказывая.

Ещё один документ - Некоторые из сохранившихся наставлений старца Симеона. Они имеют не официальный, а личный характер, содержат поучения, настоятельный советы и имеют своей целью научить чему-нибудь полезному, хорошему для спасения души. Наставления о. Симеона большей частью относятся к правильной организации монастырской жизни, но есть и такие, которые относятся напрямую к мирянам и даже нашей бытовой жизни.

25 декабря 2000 г. Архиепископ Псковский и Великолужский, Свято-Успенской Псковско-Печерской обители Священноархимандрит Евсевий, наместник архимандрит Тихон, Духовник архимандрит Таврион, архимандрит Иоанн обратились к Председателю Синодальной Комиссии по канонизации святых Высокоприосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. В своем обращении они сообщали, что препровождают в комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869-1960гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

Старец Симеон, по словам иерархов, «… еще при жизни был почитаем в православном народе как имеющий дар прозорливости6 и исцелений.» Паломничество к месту его погребения продолжается ныне».

На основании полученных материалов, Комиссия Священного Синода по канонизации святых от 12.02.2001 №15 рекомендовала руководству Псково-Печерского монастыря собрать новые подтверждения почитания старца Симеона, его благодатной помощи тех, кто обращался к нему.

В дополнение к материалам, названным выше, после Духовного Собора 2000г. и запроса Комиссии по канонизации в течение трех лет шла работа по собиранию новых, современных материалов о жизни и подвигах старца Симеона.

В адрес Псково-Печерского монастыря в течение 2001-2002 годов поступили письменные сообщения паломников из разных уголков России, свидетельствовавших о почитании и посмертных чудотворениях старца Симеона.

По сравнению с прижизненными свидетельствами о чудотворениях старца Симеона, свидетельства 2001-2002 г. значительно расширили свою географию. Если ранее они, главным образом, были из близлежащих к Пскову населенных пунктах, то в начале XXI века они поступили из Средней полосы России, юга страны, Сибири и Дальнего востока.

Они составлялись и оформлялись в произвольной форме, однако обязательно надо было указать:

  • факт помощи старца Симеона;

  • имя и место жительство;

  • дату составления документа.

20 октября 2002г. за №201 Управляющий Псковской и Великолужской епархией Архиеписком Евсевий, священноархимандрит Свято-Успенской Псковско-Печерской обители, наместник архимандрит Тихон, духовник архимандрит Таврион и архимандрит Иоанн препроводили на рассмотрение Председателю Комиссии Священного Синода по канонизации святых высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому дополнительные материалы к житию старца Симеона с новыми свидетельствами о почитании и посмертных чудотворениях по молитвенному предстательству почившего старца, полученные за 2001-2002г. 24.12.2002 на заседании Синодальной Комиссии эти материалы были рассмотрены и принято решение, что нет препятствий для благословения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II канонизации отца Симеона как местночтимого святого Псковской епархии.

Рапортом Митрополит Ювеналий известил Патриарха о принятом решении.

Об этом Митрополит Ювеналий сообщил Архиепископу Евсевию. Из представленного документа видно, что он оформлен на бланке Синодальной Комиссии по канонизации святых.

Бланк содержит следующие реквизиты:

  • православный крест (эмблема);

  • наименование комиссии с указанием ее подведомственной принадлежности (автор документа, наименование организаций);

  • справочные данные об организации (полный почтовый адрес с индексом и № телефона);

  • регистрационный номер документа (исходящий номер);

  • дата документа;

  • адресат (кому);

  • текст документа;

  • подпись.

Факт, свидетельствующий о получении документа, – регистрационный штамп, в котором указан входящий регистрационный номер и дата получения документа.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию, что Комиссия по канонизации святых рассмотрела материалы к прославлению иеросхимонаха Симеона в лике местных святых.

Документ оформлен на бланке - предстоятеля Русской Православной Церкви- Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Бланк оформлен по типу бланка должностного лица, имеет следующие реквизиты:

  • митра с крестом (эмблема);

  • наименование должности автора документа;

  • справочные данные об авторе документа (полный почтовый адрес с индексом канцелярии Патриархии);

  • дата документа;

  • регистрационный номер документа;

  • адресат (кому документ адресован);

  • текст документа;

  • подпись.

На документе также имеются:

  • дата поступления;

  • резолюция Архиепископа Евсевия (кому- отцу Наместнику; дата; личная подпись).

В соответствии с благословлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия (от 30 декабря 2002г. № 6940) 10.02.2003. в пещерах Псковско-Печерского монастыря специальной Комиссией было проведено освидетельствование останков приснопамятного старца иеросхимонаха Симеона.

В состав Комиссии вошли 14 человек, из которых 10 – представители монастыря, а 4 члена комиссии представляли государственные структуры Псковской области:

  • начальник бюро судебно-медицинской экспертизы;

  • зам. начальника СУ УВД;

  • юрист консультант;

  • подполковник МВД.

В рапорте подробно описан процесс освидетельствования честных останков старца Симеона, весь процесс производился с фотофиксацией.

Факт освидетельствования и его результаты были изложены наместником монастыря Архимандритом Тихоном в рапорте Архиепископу Евсевию.

Рапорт оформлен на бланке Псково-Печерского монастыря. Бланк имеет следующие реквизиты:

  • наименование автора документа (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, территориальную и подведомственность его принадлежность- Псковская епархия, ведомственную принадлежность - Московская Патриархия);

  • справочные данные об организации-авторе (полный почтовый адрес с индексом, телефон);

  • регистрационный номер документа (№96);

  • дата документа (10 февраля 2003г.);

  • адресат (архиепископ Евсевий);

  • автор документа (наместник архимандрит Тихон);

  • вид документа (рапорт);

  • текст документа;

  • печать (со следующими надписями: Московская Патриархия, Псковская Епархия, Псково-Печерский монастырь,);

  • подпись (архимандрит Тихон).

Следует обратить внимание, что в отличие от других документов, в данном случае указан такой реквизит как «вид документа»- «рапорт».

Благословлением архиепископа Евсевия была назначена дата прославления - 1-ое апреля 2003г.

Накануне 31 марта7 в Псково-Печерском монастыре состоялось торжественное Всенощное бдение с служением сонма архипастырей (т.е. архиепископов и епископов из других епархий. Затем была отслужена последняя панихида8 в Сретенском храме, где была приготовлена гробница с останками старца Симеона. На другой день, 1-го апреля, совершилось две Божественные литургии с чином прославления преподобного Симеона. Была отслужена последняя заупокойная лития9 о приснопамятном старце Симеоне. На Божественной литургии Архиепископ Евсевий Псковский и Великолужский зачитал Деяние о канонизации преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, местночтимого святого Псковской епархии.

Деяние о канонизации представляет собой текст, состоящий из 2-х частей.

В водной части говорится о значении прихода Иисуса Христа в наш мир, Крещения Руси, обретении нашим народом Святой Православной веры в том числе на Псковской земле, которая дала сонм Псковских святых.

В основной части текста определяются действия по прославлению нового святого. Используется определённая формулировка:

Изучив его житие, чудеса, труды и подвиги, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Архиепископом Евсевием «… с благословением определяется:

  1. Причислить иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского к лику местночтимых преподобных святых Псковской епархии, отмечая следующие его добродетели:

  • благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании;

  • милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения;

  • чудотворения и исцеления, происходящие от иеромонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины.

  1. Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение.

  2. Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по юлианскому календарю (т.е. по старому стилю): 5 января - день его блаженной кончины; 19 марта - день его церковного прославления.

4. Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных.

5. Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII вселенского Собора10.

6. Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псковско-Печерского для назидания и наставления чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославлении нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве псковской епархии».

Таким образом, канонизация святых в Русской Православной Церкви совершается в той Епархии, где при жизни подвизался святой.

Собранные материалы представляются на рассмотрение в Комиссию Священного Синода по канонизации святых, где после рассмотрения на заседании названной комиссии принимается коллективное решение о канонизации.

О принятом положительном решении извещают Святейшего Патриарха, который благословляет совершить акт канонизации.

На месте канонизации собирается комиссия, в состав которой входят священнослужители и представители государственных областных органов МВД, судебно-медицинской экспертизы, следственных органов. Комиссия производит освидетельствование останков с фотофиксацией.

Благословением главы епархии (епископом, архиепископом) назначается дата прославления, накануне этой даты служится Всенощное бдение, а в сам день прославления на Божественной литургии зачитывается Деяние о канонизации, в котором определяется:

  • Причислить подвижника благочестия к лику святых;

  • Считать отныне останки святыми мощами с воздаванием им должного церковного поклонения;

  • Определяются даты празднования церковной памяти угоднику Божию;

  • Предписывается составление особой службы вновь прославленному святому;

  • Предписывается писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования;

  • Печатание жития;

  • Возвещение священнослужителям, монашествующим и всей пастве о прославлении нового святого.

Итак, Все действия по канонизации документируются, в результате образуется несколько групп документов:

  • материалы, служащие основанием для прославления нового святого (его биографические материалы, воспоминания очевидцев, паломников, священнослужителей; личные документы праведника: послужной список, характеристика, наставление старца, документы о награждениях); посмертные документы: некролы, монастырские записи;

  • переписка Патриарха Московского и всея Руси, Епархиального начальства, Синодальной Комиссии по канонизации святых осуществляется письмами, которые оформляются на бланках с реквизитами, придающими им юридическую силу и официальный характер. Письма имеют формуляр-образец, а бланки соответствуют разным уровням власти, иерархии:

  • Бланк Патриарха Московского и всея Руси;

  • Бланк Синодальной Комиссии по канонизации святых;

  • Бланк Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Помимо писем низшие должностные лица при обращении к высшим должностным лицам используют рапорты.

Завершающим документом является описанное ранее Деяние о канонизации, которым определяется причислить праведника к лику святых, провести ряд мероприятий для должного прославления и церковного поклонения, в т.ч. установить празднование церковной памяти угоднику Божьему в определенные дни, составить особую службу, писать честную икону новопрославленному святому.


1 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, мужской в г.Печоры Псковской области в 43 км. от г.Псков. Основан в середине 15 в. в пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства.

В 1521г. псковские купцы Василий и Федор пожертвовали в монастырь заказанную ими икону Успения Божией Матери, прославившуюся позже многими чудесами и названную Печерской.

Слава Псково-Печерского монастыря началась с приходом хорошо образованного 27-летнего настоятеля Корнилия – преподобного Корнилия Печерского.

С 1558 по 1578 г. велось строительство стен Печерского монастыря и всего в 20 км. от замка немецких рыцарей Нейгаузена появилась русская первоклассная крепость, способная надежно прикрывать псковские границы.

В 1576г. царь Иван Грозный прибыл в монастырь, где у ворот обители встретили его братия во главе с преподобным Корнилием, но подозрительный Иван Грозный по наветам об измене, кипя от ярости, собственноручно отсек голову игумену Корнилию, «от тленного сего жития земным царем предпослан к небесному Царю в вечном жилище».

Самым известным в монастыре считается подземный Успенский собор, освященный в 1473 году. В монастыре еще несколько храмов: Покровский, Благовещенский, Сретенский, Лазаревский, Никольский с церковью преподобного мученика Корнилия, Архангела Михаила, Воскресения Христова, собор Псково-Печерских святых.

Псково-Печерский монастырь всегда был духовным центром псковской земли. До 1940-х г. его не коснулись разрушения, так как по условиям Брестского мира он оказался на территории Эстонии. В 1941 г. Печоры были оккупированы немецкими войсками, разорившими ризницу и много вывезшими в Германию.

В послевоенные годы Псково-Печерский монастырь оставался одним из немногих монастырей, действующих на территории атеистического государства.

Сегодня он один из самых знаменитых и дивных по красоте, благоустроенных русских обителей.


2 Канонизация (от греч. kanonizo – узаконяю), канонизировать. В религии: причислить к лику святых, признать церковно узаконенным. (Ожегов С.И., Шведова Ю.Н. Толковый словарь русского языка. Москва, «АЗЪ», 1995, с.258).


3 иеродиакон – монах, получивший сан диакона (диаконы составляют третий, низший священный чин. Второй – священники, по- гречески иереи или пресвиторы. Первый – высший чин – епископы или архиереи; старейшие и наиболее заслуженные из них называются архиепископами и митрополитами.


4 иеромонах – монах-священник


5 Схима, схимонах – высшая степень монашества, означающая причисление на земле к «ангельскому чину» и требующая ведение сурового, аскетического образа жизни


6 Интересно, что после прихода к власти Н.С. Хрущева старцу сообщили, что его хвалят. «Ну сколько хвалят, потом столько же и ругать будут», - сказал отец Симеон.


7 Церковный день начинается с вечера, поэтому церковные торжества, назначенные на 1-ое апреля начинаются с вечера 31-го марта.


8 Панихида – краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении в царстве небесном умершего.


9 Заупокойная лития – лития – общее моление.


10 VII Вселенский Собор созван в 787 году в гор. Никее при императнице Ирине, состоящем из 367 отцев. Собор был созван против иконоборческой ереси, которую осудили и отвергли. Определил поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать их и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к господу Богу, Божий Матери и Святым, на них изображенным. Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.