Конференции в сфере документационного обеспечения управления и электронного документооборота в 2012 году

Автор: Ю. М. Кукарина

Конференции в сфере документационного обеспечения управления и электронного документооборота в 2012 году

Ю.М. Кукарина, доц. РГГУ

  • научные и научно-практические конференции в области ДОУ и электронного документооборота
  • тематика пленарных заседаний, круглых столов и выступлений участников
  • итоги 2012 года и перспективы

В настоящее время проводится много конференций и форумов, посвященных различным вопросам документоведения и документационного обеспечения управления. Традиционно такие конференции вызывают большой интерес у специалистов-практиков, теоретиков, преподавателей.

В статье даётся обзор актуальных и значимых событий в профессиональном сообществе документоведов, архивистов, специалистов в области информационных технологий, занимающихся созданием и внедрением систем электронного документооборота, в 2012 году.

21-23 мая 2012 года в Москве прошла X Всероссийская практическая конференция Инфодокум 2012 «Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления». организованная Гильдией управляющих документацией. Конференция привлекла большое число участников: специалисты служб документационного обеспечения управления государственных органов и органов местного самоуправления из различных субъектов Российской Федерации, представители коммерческих структур, научной общественности.

В течение двух дней прошли пленарное заседание и несколько круглых столов и мастер-классов. На пленарном заседании обсуждались вопросы государственной политики в сфере документационного обеспечения управления на современном этапе (доклад директора ВНИИДАД профессора Ларина М.В.), вопросы современной стандартизации систем электронного документооборота (доклад исполнительного директора “Гильдии управляющих документацией” Афанасьева С.И.), вопросы правового регулирования информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления (доклад профессора И.Л.Бачило) и другие. Очень интересными и яркими были выступления специалистов-практиков, занимающихся внедрением систем электронного документооборота, межведомственного взаимодействия в российских органах государственной власти (поднимались вопросы терминологии, обсуждались различные технологические решения, включая облачные технологии, для реализации эффективного управления документами).

Тематика круглых столов была разнообразна и позволяла участникам сосредоточиться на специфическом круге вопросов, таких как:

- Современные стандарты по управлению документами;

- Успешные проекты безбумажых технологий;

- Межведомственное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления (МЭДО, СМЭВ), электронные государственные услуги.

Осень 2012 года была особенно насыщена интересными мероприятиями.

11-12 октября 2012 года в Киеве состоялась первая Международная научно-практическая конференция “Электронный документ: актуальные задачи и практическое внедрение (жизненный цикл электронного документа)”, организованная Украинским институтом документоведения и архивного дела (далее – УНИИДАД) совместно с Государственной архивной службой Украины. Конференция проходила в течение двух дней.

В первый день на пленарном заседании состоялось торжественное открытие конференции, в котором приняли участие представители органов государственной власти Украины и научной общественности (зам. Председателя Государственной архивной службы Украины – О.В. Музычук, руководитель Главного управления документационного обеспечения Администрации Президента Украины – Стасенко И.В., директор департамента обеспечения документооборота, контроля и работы с обращениями граждан Секретариата Кабинета Министров Украины – Коваль О.А., директор Центрального государственного архива Украины – Ус Е.Н. и другие).

Все доклады, представленные на пленарном заседании, были интересными и информативными. Директор УНИИДАД Гаранин А.Я. представил доклад на тему “Роль электронного документооборота в электронном правительстве и информатизации общества в Украине”, в котором рассмотрел современное состояние и тенденции развития правового регулирования в этой области, а также насколько эффективна реализация концепции электронного правительства и информатизации общества. Профессор Семенченко А.И. в своем выступлении осветил механизмы государственного управления в сфере электронного правительства. Большой интерес участников вызвал доклад зам. директора Центрального государственного электронного архива Украины Ковтанюка Ю.С., в котором был представлен проект нормативно-правового акта Украины “Порядок работы с электронными документами в делопроизводстве и их подготовка к передаче на архивное хранение”. Этот проект в настоящее время обсуждается и вероятно будет принят в следующим году.

В рамках пленарного заседания были сделаны доклады и представителей других стран. Лектор отдела информационного образования Вильяндиской академии культуры Тартуского университета Берендсен В. рассказал о внедрении управления жизненным циклом электронного документа в Эстонии; лектор Института книговедения и документоведения Вильнюсского университета Контримавичене Д. рассказала об организации доступа к электронным документам в Литве. Интерес участником вызвали также выступления представителей России (зам. директора Историко-архивного института Алексеевой Е.В., начальника отдела ВНИИДАД Иритиковой В.С., эксперта компании “Электронные офисные системы” Антошечкиной Е.Ю., зам. декана факультета документоведения РГГУ Кукариной Ю.М.).

На конференции было организовано обсуждение актуальнейших вопросов по следующим секциям:

-“Электронные документы и теоретические вопросы документоведения и архивоведения” (в рамках этой секции выступали, в основном, представители научной общественности и высших учебных заведений Украины, Белоруссии и России, которые обсуждали перспективы и актуальные задачи современного документоведения, терминологические аспекты, рассматривали электронное документоведение как направление специального документоведения);

- “Электронный документ в документационной системе учреждения и проблемы архивного хранения электронного документа” (участники этой секции обсуждали практический опыт и актуальные задачи организации архивного хранения электронных документов);

-“Законодательное регулирование в сфере электронного документооборота” (обсуждались традиционно актуальные для все правовые аспекты);

Во второй день конференции прошло пленарное заседание на тему “Унифицированный информационный объект для обмена и хранения электронных документов”, участники которого обсуждали технические вопросы обеспечения сохранности электронных документов, выбор носителей для долговременного хранения электронных документов и организацию их учета и использования.

Хочется выразить благодарность украинским коллегам и поздравить их с успешным проведением такого масштабного и интересного мероприятия.

Буквально через неделю 19 октября в Москве состоялась X-я практическая конференция “Осенний документооборот 2012” организованная компанией “Электронные офисные системы”, - это ежегодное очень известное мероприятие, которое традиционно привлекает большое количество участников (в основном, это представители государственных учреждений и коммерческих структур, занимающиеся разработкой и внедрением систем электронного документооборота, межведомственного электронного взаимодействия и реализацией концепции электронного правительства).

На пленарном заседании выступил Председатель директоров компании ЭОС – Баласанян В.Э., который рассказал о системах электронного документооборота в России и роли компании ЭОС. Представитель ОАО “Ростелеком” рассказал о возможностях национальной облачной платформы для граждан и государства. Интерес вызвали доклады представителей Государственной Думы РФ и Счетной палаты РФ, осветившие опыт перехода на электронный документооборот в этих учреждениях. Представитель Национального архива Эстонии рассказал о проекте создания электронного архива.

Большая часть докладов и выступлений на круглых столах была посвящена новым технологическим решениям компании ЭОС, а также практическому опыту их реализации в госсекторе.

24-25 октября 2012 г. Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) уже 19 раз проводилась Международная научно-практическая конференция, которая в этом году называлась «Документация в информационном обществе: “облачные” технологии и электронный документооборот».

Конференция проходила в течение двух дней. На пленарном заседании выступали представители органов власти и научной общественности России, Украины, Литвы, Вьетнама, говоря в основном о современных тенденциях перехода на электронный документооборот и о существовании связанных с этим правовых, технических и многих других проблем, стоящих перед всеми странами.

Во второй день была организована работа двух секций:

- “Проблемы электронного документооборота” и “Подготовка кадров в сфере электронного документооборота”, которые не теряют своей актуальности.

Хочется выразить благодарность директору ВНИИДАД профессору Ларину М.В., и его коллегам, которые на протяжении многих лет собирают представителей российского и зарубежного сообщества документоведов и архивистов на интересные конференции и пожелать продолжать традиции.

В заключение можно отметить следующие тенденции:

- профессиональное сообщество специалистов в области документоведения и документационного обеспечения управления растет и расширяется за счет появления новых теоретиков и практиков. Внедрение электронного документооборота делает данную область еще более актуальной и привлекает специалистов в области информационных технологий;

- с каждым годом становится больше интересных и значимых мероприятий (конференции, профессиональные форумы, круглые столы, мастер-классы, вебинары и другие события);

- несмотря на появление новых мероприятий, есть уже ставшие “классикой” профессиональные конференции, которые проводятся на протяжении более 10 лет.

И ещё о ближайших предстоящих событиях:

21-22 марта 2013 года в Москве в Российском государственном гуманитарном университете впервые состоится международная научно-практическая конференция “Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее”, посвященная памяти выдающегося ученого и педагога профессора Т.В. Кузнецовой, которая более 30 лет заведовала кафедрой документоведения факультета документоведения РГГУ и была главным редактором журнала “Делопроизводство”.

Факультет документоведения и кафедра документоведения Историко-архивного института РГГУ, выступающие инициаторами конференции, планируют следующие вопросы для обсуждения:

  • Роль документа в системе управления: история и современность.
  • История делопроизводства в России и за рубежом.
  • Правовые и теоретические вопросы документационного обеспечения управления.
  • Электронный документ, электронный документооборот.
  • Перспективы развития документационного обеспечения управления.
  • Управление документацией, как область профессиональной деятельности.
  • Актуальные вопросы преподавания документоведческих дисциплин для бакалавриата и магистратуры.

5 марта 2013 г. в Санкт-Петербурге должна состояться Международная научно-практическая конференция «Практика внедрения инновационных продуктов и технологий в архивной отрасли». Концеренция проёдет на базе Российского государственного архива и на неё предполагается обсудить вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в работу архивов, включая проблемы перехода к электронным документам.

1 fd-iai.rggu.ru